Рубрики
Про детей

Частое мочеиспускание у ребенка

Если у вашего ребенка часто происходит мочеиспускание, особенно если это сопровождается болями, то рекомендуется обратиться к врачу. Это может быть сигналом заболевания, требующего обязательного лечения. Специалисты клиники Фэнтези проведут нужные исследования, выявят основную причину, установят диагноз и назначат лечение в соответствии с принципами научной медицины.

Какова должна быть норма мочеиспускания у ребенка

Суточный диурез — это общее количество мочи, выделяемой за 24 часа. Следует помнить, что у каждого возраста свои стандарты: дети выделяют меньшее количество мочи в сутки, чем взрослые. Однако по частоте мочеиспускания обратное: у грудных детей писают чаще, чем у подростков и взрослых.

Ребенок до трех месяцев должен выделять 20-25 мокрых пеленок объемом около 400 мл в течение суток, чтобы считаться нормой.

У годовалого малыша средний объем мочи в сутки составляет 400-800 мл, количество мочеиспусканий — около 15 раз в день.

С возрастом от 1 года до 5 лет частота мочеиспускания уменьшается: с 10-12 раз в году до 6-8 раз за 5 лет. Объем мочи за сутки — 600-900 мл.

В возрасте 5-10 лет суточный диурез варьируется от 700 до 1200 мл, при этом ребенок сходит в туалет 5-8 раз в день.

У детей от 10 до 14 лет диурез приближается к взрослому и составляет 1000-1500 мл в день, количество мочеиспусканий — 6-7 раз за 24 часа.

Если ваш ребенок стал проситься в туалет гораздо чаще, чем обычно для своего возраста, это может быть признаком проблемы, требующей визита к врачу.

Причины учащенного мочеиспускания у детей

Инфекция мочевыводящих путей (ИМП). В эту группу входят цистит, пиелонефрит, и уретрит. Они возникают, когда бактерии заражают мочевыводящие пути, включая мочевой пузырь или уретру. Симптомы часто включают учащенное мочеиспускание с болями или дискомфортом. ИМП чаще у девочек, чем у мальчиков, и требуют обращения к врачу и лечения.

Сахарный диабет 1 и 2 типа – одним из признаков заболевания является постоянная жажда у ребенка. Избыток глюкозы в крови заставляет почки в усиленном режиме избавляться от нее, увеличивая объем мочи.

Гиперактивный мочевой пузырь. Некоторые дети могут иметь состояние, при котором мышцы мочевого пузыря непроизвольно сокращаются, вызывая частые и внезапные позывы сходить в туалет как днем, так и ночью.

Избыточное потребление жидкости. Частая мочеиспускание у детей без боли может быть связано с излишним употреблением жидкости, особенно перед сном. Важно следить за тем, чтобы употребление жидкости было умеренным и соответствовало их возрасту и потребностям.

Эмоциональные аспекты, такие как беспокойство или стресс. В таких случаях поможет консультация психолога.

Некоторые аномалии в структуре мочевыводящих путей (поликистоз почек, поясничная дистопия и другие) или нарушения функции мочевого пузыря могут вызывать частое мочеиспускание у детей.

Поллакиурия – постоянное желание мочиться в течение дня и ночи при неизменном объеме мочи. Установить причину этого состояния сложно, но имеются данные о возможном влиянии стресса как фактора, способствующего поллакиурии.

Мочекаменная болезнь – при ней, помимо болей в области живота, возникают и частые позывы в туалет. Ребенок мочится с болью, моча может выходить малыми порциями.

Частое мочеиспускание у ребенка

Если малыш постоянно просит в туалет, выглядит слабо и устало, это недобрый признак. Постоянные позывы к мочеиспусканию могут свидетельствовать о проблемах со здоровьем. Следует как можно скорее установить причину, из-за которой ребенок так часто писает, чтобы поставить точный диагноз и начать лечение.

Норма мочеиспускания

Общепринятые стандарты частоты и объема мочеиспускания:

  • с рождения до полугода норма – минимум 15, максимум 25 раз в сутки (количество мочения от 20 до 40 мл);
  • с 6 до 12 месяцев дети мочятся 14-16 раз в день, объем – 30-45 мл;
  • В возрасте от года до трехлетнего возраста ребенок должен мочиться 10-12 раз в день (норма мочи — 50-80 мл);
  • От трех до пяти лет дети мочатся «по-маленькому» всего лишь 6-8 раз в сутки, объем мочи составляет от 60 до 90 мл за одно мочеиспускание;
  • Дети в возрасте от 5 до 7 лет ходят в туалет 5-8 раз за сутки (выделяется 100-150 мл мочи за раз);
  • С семи до девяти лет дети мочатся 7-8 раз в день, объем мочи за один раз — 140-180 мл;
  • В возрасте от 9 до 11 лет дети посещают туалет 6-7 раз в сутки (количество мочи колеблется от 230 до 250 мл);
  • В возрасте от 11 до 13 лет считается нормой мочиться 6-7 раз в сутки с объемом одного мочеиспускания 250-270 мл.

Если ваш ребенок стал чаще ходить в туалет, около 2-3 раз в час, это может свидетельствовать о серьезных проблемах со здоровьем.

Причины учащенного мочеиспускания

Проявления, побуждающие маленьких детей почаще опорожнять мочевой пузырь: переохлаждение; прием диуретических лекарств, трав; особые психологические аспекты (стрессы, нервозность, тревожность, депрессия, неврологические расстройства); серьезные заболевания и патологические изменения в мочевом пузыре и мочевыводящих каналах.

Для раскрытия истинной причины учащенного мочеиспускания необходимо пройти ряд анализов для получения полного медицинского образа. Нарушение гигиены может стать причиной воспалительных процессов внутренних органов.

Если не менять пеленки младенцу в течение длительного времени, то его половые органы могут запревать, что способствует развитию воспалительного процесса. Особое внимание следует уделить соблюдению правил гигиены у девочек. Неправильный или недостаточный уход за телом может привести к передаче бактерий из прямой кишки на половые органы, что в конечном итоге приведет к возникновению воспаления органов малого таза.

Заболевания, которые вызывают учащенное мочеиспускание

Одним из недугов, ассоциированных с учащенным мочеиспусканием у детей, являются инфекции мочеполовой системы, которые часто проявляются у маленьких пациентов. Симптомы могут включать в себя: небольшой объем мочи, частые ложные позывы к мочеиспусканию, боли и жжение при мочеиспускании.

Если вы обнаруживаете признаки инфекционных заболеваний, при этом сопровождающиеся повышением температуры тела, неудержанием мочи, болями в нижней части живота и в области промежности, а также изменением цвета мочи, это может быть признаком острого цистита. Повышение температуры указывает на то, что организм борется с воспалительным процессом. В этой ситуации важно пройти курс лечения специальными препаратами, назначенными только врачом.

Гиперактивность мочевого пузыря — это недуг, который часто наблюдается у детей в возрасте 5-6 лет. Если после этого возраста проблема частого мочеиспускания не исчезает, стоит обратиться за консультацией к педиатру или неврологу.

Одной из характеристик энуреза является неконтролируемое мочеиспускание. За частым мочеиспусканием могут скрываться синехия у девочек, гипоплазия и другие патологические изменения.

Поиск решения

Статистика показывает, что проблемы с мочеиспусканием у детей наблюдаются в каждой пятой семье.

Если эти проблемы не связаны со здоровьем малыша, то следует искать причины частого мочеиспускания в других аспектах:

Познакомься с твоим горшком! Развиваем навыки гигиены

ЗНАКОМЬСЯ, ЭТО ТВОЙ ГОРШОК! ВОСПИТЫВАЕМ НАВЫКИ ГИГИЕНЫ

Когда наступает момент, когда мамы начинают задумываться о том, как и когда лучше всего начать приучать своего малыша к горшку? Сегодня мы обсудим этот вопрос с экспертом в области детского здоровья — доктором Марией Пилипко из клиники «Френдлик».

Приучение к горшку включает в себя не только сам процесс, но и важную роль понимания, поддержки и разумного подхода со стороны родителей. Неужели вы знаете хотя бы одного здорового школьника, который до сих пор не научился ходить в туалет? Несмотря на то, что по статистике все дети в конце концов осваивают этот навык, мамы часто начинают переживать и нервничать из-за давления окружающих и советов бабушек, если их малыш еще не готов к этому.

Для того чтобы разобраться в вопросе, когда лучше всего начинать приучать ребенка к горшку, необходимо понимать основы физиологии и психологии малыша.

Когда лучше начинать

Вопрос о том, когда начинать приучать к горшку, решают педиатры со всех уголков планеты, опираясь на рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Согласно медицинским данным, ребенок до 18 месяцев не всегда способен осознанно контролировать процесс моче- и дефекации. Поэтому наилучшее время начинать приучение малыша к горшку — после 18 месяцев, когда он уже достаточно физически развит и обладает необходимыми навыками, о которых мы поговорим позже.

Ответ на вопрос «когда начинать приучать к горшку»: после 18 месяцев.

Признаки готовности к горшку

Можно спорить о привязке к возрасту, ведь все дети уникальны. Существует ли другой способ понять, что малыш готов к горшку?

Есть несколько признаков, по которым можно узнать, что пришло время:

  • подгузник остается сухим у ребенка в течение 1,5-2 часов,
  • у малыша установился режим дефекации,
  • малыш понимает значения слов «сделать физиологические потребности» и «испражниться»,
  • малыш знаком с названиями частей своего тела, предметами одежды, даже пытается сам снимать и надевать штанишки,
  • малыш проявляет негативные эмоции по поводу грязных подгузников,
  • малыш способен выразить свое желание пойти в туалет любыми доступными ему способами, будь то словесно или жестами.

Поэтому ориентироваться исключительно на возраст в этом вопросе не стоит. Однако помочь малышу приблизиться к использованию горшка, сможет каждая мама.

Для этого нужно:

  • изучать с ребенком названия частей его тела,
  • разъяснять, что происходит, когда малыш испражняется или делает физиологические нужды,
  • говорить, что он только что сходил в туалет, поэтому в штанишках мокро, но вы поможете ему переодеться и станет снова комфортно и сухо,
  • Разъяснить, что произойдет, если вы увидите, как птицы или животные делают на улице,
  • Напомнить, что все это делают, даже мама и папа.

Между прочим, подражание хорошо влияет на процесс обучения: если у вас есть старшие дети или ребенок ходит в детский сад, то он скорее всего быстро начнет ходить на горшок.

Вывод: необходимо ориентироваться на признаки готовности вашего ребенка к использованию горшка, а не на его возраст. Поэтому нет смысла искать ответы на вопросы о том, как научить ребенка ходить на горшок в год, 1,5 года, 2 года, или как приучить к горшку девочку или мальчика.

На что не стоит ориентироваться в любом случае:

  • на то, что у ваших знакомых ребенок начал ходить на горшок в возрасте вашего малыша или даже раньше (сравнивать своего ребенка с другими – не самая лучшая идея),
  • Из опыта старших женщин, для которых важно было приучить ребенка к горшку в условиях без подгузников и стиральной машины.
  • Не стоит действовать по своим страхам и опасениям — ребенок не должен начинать использовать горшок только потому, что это успокоит маму.

Методы приучения ребенка к горшку

Если вы заметили признаки, указывающие на готовность ребенка к обучению использованию горшка, следуйте этим советам:

  • Лучше начинать летом, когда можно не использовать подгузники. Ребенку важно осознавать процесс и связывать его с собственным телом и ощущениями «до» и «после». Без одежды ему проще будет изучить этот вопрос, а в летние месяцы это делать гораздо удобнее.
  • Важно держать горшок в заметном месте, размещать игрушки на горшке, включать их желание сходить или пописать.
  • Предлагайте малышу посещать горшок сразу после еды или по пробуждении.
  • Следите за поведением ребенка, как оно меняется, когда он хочет в туалет, и предлагайте горшок, когда замечаете признаки этого (ребенок может стать тише или, наоборот, начать нервничать, стонать, щупать руки между ног).

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • насильно усаживать ребенка на горшок,
  • слишком сильно хвалить за то, что он сходил в туалет,
  • требовать, чтобы ребенок сидел на горшке до тех пор, пока не пойдет,
  • ругать за «неудачи».

Управление процессом мочеиспускания и дефекации начинает формироваться только в возрасте 18-20 месяцев, поэтому случаи «аварий» вполне естественны. Полноценный навык у ребенка вырабатывается к 2,5 годам. Важно не ругать малыша за попадания: такой подход может вызвать страх перед самим процессом, что в последствии может привести к запорам.

Если же ребенка излишне поощрять за успешный поход в туалет, он может начать использовать это только для получения похвалы. Это может привести к ситуации, когда днем ребенок ходит в горшок, но продолжает мочиться ночью в постель.

Необходимо научить малыша ходить на горшок без лишнего напряжения и давления, чтобы сделать этот процесс естественным и понятным для него. Важно, чтобы он понимал, что его хорошее самочувствие связано с посещением горшка, чтобы ему было комфортно оставаться сухим, и чтобы потребность в мочеиспускании или стуле исчезала. Тогда походы на горшок станут естественным шагом в процессе взросления.

Как узнать, когда малышу нужно писать в год

Важно отметить, что здесь не будет ничего о раннем обучении горшку. В этой статье я расскажу о физиологии выделения мочи у детей.

У свежепроисшедшего младенца несформированный организм, и функции мочеиспускания и дефекации еще находятся в процессе созревания. Дети не могут контролировать эти процессы, и мочеиспускание и дефекация происходят автоматически, когда достигается определенное давление в мочевом пузыре и прямой кишке. Проще говоря, еще отсутствует связь с мозгом о том, что младенец хочет писать или какать, поэтому он не может умышленно расслабить сфинктеры и освободить кишечник и мочевой пузырь, как это делают взрослые. Это важно осознавать.

Так как же тогда малыш писает и какает, спросите вы? И что он чувствует?

Давайте разберемся. По мере заполнения мочевого пузыря и кишечника, их стенки натягиваются, малыш начинает чувствовать дискомфорт, который может перейти в боль и распирание. Чем больше мочи накапливается, тем сильнее неприятные ощущения. Когда достигается определенный уровень заполнения, посылаются сигналы в спинной мозг о необходимости опорожнения мочевого пузыря. Он сокращается, шейка и уретра расслабляются, происходит мочеиспускание — моча выделяется самостоятельно из-за максимального наполнения.

Ребенок, только что появившийся на свет, не способен осознать необходимость опорожнения мочевого пузыря заблаговременно, до появления болезненного ощущения. У него нет возможности распознать сигнал и передать мозгу импульс для расслабления сфинктеров. Сфинктеры — это мышцы, которые удерживают испражнения и мочу в организме в напряженном состоянии, а в расслабленном — выбрасывают их наружу. Возможность контролировать, задерживать и расслаблять их по своему усмотрению постепенно развивается.

Мочевой пузырь функционирует автономно, следовательно, опорожнение происходит независимо от желания младенца. Мозг чувствует, что происходит, но не может повлиять на это, поскольку нервная система еще не готова и связь еще не установлена. Процессы мочеиспускания контролируются вегетативной нервной системой и происходят спонтанно. Точно так же, как бьется наше сердце и работает кишечник, вне зависимости от наших пожеланий.

Расскажу вам об одной жизненной ситуации малышей, связанной с необходимостью писать. Вероятно, каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда мочевой пузырь полон, а возможности посетить туалет нет. Ваше внимание полностью сосредоточено только на этой проблеме, каждый неровный участок на дороге лишь усиливает боль и дискомфорт. Аналогичные чувства испытывают и малыши.

В среднем, дети первых трех месяцев жизни справляются с нуждой сходить в туалет примерно 16-20 раз в сутки. Теперь представьте, что до того, как мочевой пузырь малыша будет полностью наполнен и мышцы сфинктера сократятся, он может ощущать дискомфорт от 10 до 40 минут перед каждым мочеиспусканием. Умножив это время на количество «походов в туалет», получается, что на протяжении нескольких часов в сутки он может просто страдать. Думаю, вы сейчас это представили.

Чтобы избежать дискомфорта у малыша, необходимо внимательно следить за его сигналами. Когда мама умеет правильно ухаживать за ребенком, она помогает ему удовлетворить свои потребности, в том числе и физиологические. Если наблюдать за младенцем внимательно, то можно заметить, что перед тем как он сделает какие-то естественные нужды, он начинает демонстрировать различные признаки: становится беспокойным, вертится, плачет, оттягивает сосок, отказывается от груди, может не уснуть и оставаться в напряженном состоянии. Иногда дети начинают раздувать ноздри, это означает, что скоро они сделают маленькую нужду или уже находятся в процессе.

Иногда бывает, что малыша что-то беспокоит, из-за этого он плохо спит. Причина в том, что дети чувствуют дискомфорт от полного мочевого пузыря. Поэтому они спят нервно, просыпаясь и сосая грудь, не могут уснуть глубоко. Они ворочаются и мечутся во сне с возрастающей интенсивностью. Ребенок просыпается с резким плачем, и его трудно успокоить грудью или колыбельными песенками. Иногда он сосет грудь целую ночь, часто просыпается.

Ребенок старается донести маме, что ему неудобно. Мама запутывается и не знает, как помочь, стараясь решить все проблемы при помощи груди, бутылки или пустышки.

Итак, учите находить внимание и понимать знаки, чтобы ускорить процесс выделения мочевого пузыря и кишечника. Примите малыша в удобную позу, прижмите к груди, включите белый шум, и сфинктеры расслабятся быстрее. Этот метод называется высаживанием. Следует отметить, что он не работает, если мочевой пузырь не полон или нет давления на прямую кишку. Это не кнопка для слива унитаза. Но если давление достаточное, высаживание ускоряет и облегчает эти процессы. Для того чтобы научиться помогать малышу таким образом, может понадобиться несколько недель. Так что, если сразу не удалось распознать сигналы, не печальтесь, продолжайте двигаться вперед. С каждым разом вы будете все более точно отслеживать состояние малыша.

Когда мама помогает малышу сходить в туалет, она участвует в создании привычки обращать внимание на чувства в мочевом пузыре и кишечнике, а после того, как он справился, мозг ребенка регистрирует облегчение. Таким образом, он начинает выделять эти ощущения из всех других. Так начинается процесс знакомства с собственным телом. Кроме того, каждый раз, когда мама принимается за гигиенические процедуры половых органов ребенка, она показывает ему различные части тела, стимулируя кровообращение в них.

Постепенно потребности в посещении туалета становятся осознанными для малыша. Сигналы от мочевого пузыря до мозга передаются более эффективно. Регион головного мозга, контролирующий мышцы сфинктера и прямой кишки, стимулируется. Ребенок учится управлять этими мышцами гораздо раньше, чем дети, которых постоянно держат в подгузниках. Важно понимать, что высаживание — это еще не процесс обучения горшку. Это помогает облегчить жизнь малыша и родителей. Благодаря этому предварительному этапу многие ребенок начинают понимать свое тело, улавливают свои чувства, что делает процесс обучения горшку более гладким. Однако важно понимать, что у высаживания свои цели, и оно не заменяет процесс обучения использованию горшка.

Подвожу итог: в течение первых трех месяцев жизни ребенок изучает различные ощущения, связанные с его физиологическими потребностями: голодом, желанием прильнуть к груди, потребностью пописать или покакать. Основная цель в этот период — установить взаимоотношения друг с другом, понимать сигналы и удовлетворять потребности. К концу третьего месяца мама может заметить, что стала легче распознавать сигналы малыша. Она понимает, когда он голоден, когда ему нужно пописить, когда его нужно взять на руки. Если мама реагирует на сигналы, то промахи к трех месяцам практически исчезают. Это свидетельствует о том, что задача первого этапа выполнена – установлен контакт.