Для предотвращения негативных последствий и избежания перегрузки ребенка подготовки к школьным занятиям, можно воспользоваться специальными методиками. Прежде всего необходимо понять, по какой причине семилетний ребенок испытывает трудности с освоением новых навыков.
Расскажем, как поступить, если ребенок не научился читать в первом классе, каковы могут быть причины, и какие методики целесообразно использовать для помощи школьнику.
Зачем стоит научить ребенка читать до поступления в школу
Образовательная программа в последние годы претерпела значительные изменения. Разбирая учебник для первоклассников, можно увидеть, что для успешного обучения ребенку необходимо обладать определенными знаниями и умениями в чтении. Поэтому многие родители стремятся научить своих детей читать в возрасте 3–4 лет.
Эксперты в области психологии утверждают, что в данном возрасте уделять детям настолько сложные задачи слишком рано, и обучение лучше начинать не раньше 5–6 лет, а иногда и 7–8 лет, когда малыш уже хорошо владеет речью и способен составлять предложения из слов. Однако родители не хотят, чтобы ребенка осрамили в школе из-за его проблем с чтением, пока все одноклассники уже справились с заданием.
Для того чтобы не нанести вред ребенку, подготовить его к учебным занятиям и не перегрузить, можно прибегнуть к специальным методикам. Но для начала стоит выяснить, почему семилетний ребенок не в состоянии освоить новый навык.
Уже 7 лет, но ребенок не умеет читать: причины
Существуют несколько причин, по которым ребенок не может овладеть навыками чтения и письма:
- Отсутствие внимания со стороны педагога: ребенок не получал должного внимания, в результате чего возникли проблемы в учебе. Важно понимать, что он развит по своему возрасту, не испытывает трудностей с памятью или координацией, и в целом может свободно говорить.
- Дислексия: это нарушение, которое мешает ребенку освоить навык чтения из-за проблем в работе мозга. В таком случае необходима помощь специалистов, таких как дефектолог, логопед или невролог, а также массажист, в зависимости от проявления проблемы.
Не стоит думать, что ребенок просто ленится или проводит слишком много времени за играми. Важно не осуждать его, а постараться найти подход для решения проблемы.
Серьезные отклонения
Если вы обращаете внимание на следующие признаки у вашего ребенка:
- затруднения с запоминанием последовательностей: времена года, месяцы, дни недели, счет, слова;
- неспособность сконцентрироваться на чтении и повторении слов, слогов, букв на короткое время;
- затруднения с вспоминанием ранее изученной лексики;
- ограниченный словарный запас;
- проблемы со складыванием слогов из букв;
- способность читать без понимания смысла;
- быстрое отвлечение, потеря интереса, усталость;
- наличие дисграфии;
- трудности уложиться в норму по чтению и осмыслению текста.
Для улучшения ситуации следует обратиться к логопеду, иначе эти проблемы могут сказаться на жизни как в школьные годы, так и в дальнейшем взрослом возрасте. Иногда таким детям требуется индивидуальный обучающий путь или специализированная программа.
Поддержка для ребенка
Родителям необходимо быть терпеливыми и не критиковать малыша, который не идет в ногу с остальными в обучении. Если ребенок не может научиться читать в начальной школе, ему нужно ваше понимание и поддержка. Не стоит сравнивать его с другими детьми или напоминать о важности успехов в учебе.
Родителям стоит уделить время на совместные чтения и обсуждения любой литературы, которая может заинтересовать первоклассника. Если у него дислексия, не заставляйте его читать вслух. Важно объяснять значения незнакомых слов в ходе беседы.
Рекомендуется внедрить в повседневную жизнь общение между членами семьи, чтобы постоянно мотивировать ребенка использовать навыки чтения и письма.
Эффективные методики
Для обучения ребенка чтению важно постоянно упражнять этот навык. Это возможно как на улице, так и дома, выделив небольшое количество времени. Например, можно попросить назвать все объекты по пути по определенной букве, прочесть вывеску магазина по слогам, прочитать ее полностью. Родитель должен внимательно слушать, подсказывать и исправлять.
Дома можно наклеить названия на предметы, чтобы связать образ вещи с ее названием, что также поможет запомнить буквы, их правильный порядок, форму. Эти аспекты могут вызывать проблемы при дислексии. Для тренировки памяти можно учить стихи и песенки наизусть.
Для решения проблем при чтении используются разнообразные упражнения, которые будет предложить специалист, опираясь на причину возникших трудностей.
Итог
Если учебный год оказался напряженным, особенно важно правильно организовать отдых детей на каникулах. Один из вариантов – программа от Спортзании. Это не только возможность отдохнуть, но и способность приобрести новые навыки и знания. Педагоги и психологи, работающие на наших площадках, обладают навыками по поиску подхода к детям, включая самых сложных. Они помогают разрешить конфликты и улучшить настроение.
За время программы ученики становятся увереннее, самостоятельнее, научиваются общаться и заводить новых друзей. Они понимают, как важно работать в команде, проявляют лидерские качества, и развиваются всесторонне. Спортзания – правильный выбор для каждого ребенка.
Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога
Оптимальный возраст для начала обучения чтению по мнению логопеда Сперанской
Когда трехлетний ребенок уже умеет читать, его родители гордятся этим достижением. Но стоит ли спешить с обучением чтению, когда до школы еще целых несколько лет? С чего лучше начать обучение, чтобы малыш не только усвоил навык читать по слогам, но и делал это быстро и с удовольствием? На эти вопросы ответила учительница начальных классов и логопед Ная Сперанская в интервью для «Газеты.Ru».
Возраст, с которого можно начинать обучение чтению
По мнению логопеда Наи Сперанской, идеальным возрастом для начала постепенного обучения чтению является 5,5 лет.
Начальным пунктом для старта в этом процессе должен стать не определенный возраст, а индивидуальные особенности ребенка. Существуют дети, готовые к усвоению навыка уже в 3-4 года, и есть те, которые начинают проявлять интерес ближе к моменту поступления в первый класс. В одном из случаев я имела дело с мальчиком, который до 6,5 лет не мог читать. Он знал буквы, некоторые слоги, но не умел читать целыми словами. Как только мы приступили к занятиям, стало очевидно, что он был абсолютно готов к этому. За два месяца он научился читать по слогам очень хорошо», — делится Сперанская.
Методы обучения чтению для детей
Основное, что нужно научить ребенка в самом начале, это умению связывать звук и букву. «Совершенно недопустимо учить малыша названиям букв, как в алфавите: «эм», «бэ», «вэ». Иначе обучение обречено на неудачу. Ребенок попробует применить новые знания на деле. Вместо того, чтобы прочитать [мама], он будет читать [мэ-а-мэ-а]. Будете уставать переучивать», — предупредила логопед.
Поэтому важно с самого начала давать ребенку не названия букв, а их звуки. Не [бэ], а [б], не [эм], а [м]. Если согласный звук смягчается гласным, то нужно это отражать в произношении: [т’], [м’], [в’] и так далее.
Чтобы помочь ребенку лучше запомнить графические символы букв, лепите с ним буквы из пластилина, раскладывайте пуговицами, рисуйте пальцем на блюдце с мукой или манкой. Окрашивайте буквы карандашами, пишите водными маркерами на бортике в ванной.
В начале процесса ребенок может ошибочно полагать, что все буквы похожи друг на друга. Эти рекомендации помогут ему быстрее научиться различать их», — объяснила специалист по логопедии.
Как только малыш выучит буквы и их звуки, можно приступать к запоминанию слогов.
Как обучить ребенка объединять буквы в слоги
«Соединять буквы в слоги — это как учить таблицу умножения. Необходимо просто запомнить эти комбинации букв», — пояснила специалист.
Ная Сперанская подчеркнула, что большинство учебников предлагают обучение чтению именно на слогах. При выборе учебника нужно учитывать два аспекта:
1. В книге должно быть немного текста и много иллюстраций.
2. Слова не следует делить на слоги запятыми, дефисами или вертикальными линиями.
Из-за этого возникают сложности с визуальным восприятием при чтении. Ребенку трудно понимать слово как единое целое, собирать его из фрагментов. Идеально, если в слове не будет лишних пробелов или разделительных знаков, а слоги будут выделены дугами непосредственно под словом», — пояснила специалист по логопедии.
По мнению Сперанской, для изучения слогов также подойдут кубики с буквами — играя ими, ребенок быстрее запомнит сочетания.
Еще один способ помочь ребенку научиться буквам и слогам ненавязчиво, это печатать их крупным шрифтом на бумаге и расставлять такие листочки по всей квартире.
Расположите их на дверце холодильника, на магнитной доске в детской комнате, на стене в ванной. Когда такие карточки развешены по всему дому, вы будете неосознанно возвращаться к ним много раз в течение дня. Помыли руки? Прочитайте то, что написано рядом с раковиной. Ребенок ждет, пока вы приготовите обед? Попросите его назвать, какие слоги висят на холодильнике. Занимайтесь немного, но как можно чаще. Шаг за шагом ребенок запомнит слоги и, в конечном итоге, начнет читать», — поделилась эксперт.
Сперанская утверждает, что таким образом ребенок научится читать гораздо быстрее, чем после ежедневных занятий, когда родители сажают малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем заниматься чтением.»
Если вам сложно отказаться от таких занятий, обратите внимание, что нервная система у дошкольников еще не готова к долгим и однообразным урокам. Дети тратят много усилий на анализ графических символов. Для них обучение чтению подобно раскрыванию сложного шифра. Поэтому важно соблюдать четкий график для таких уроков. В 5,5 лет дети способны сосредотачивать внимание всего лишь в течение 10 минут, а в 6,5 лет — 15 минут. Именно такой должна быть продолжительность одного урока. И проводить подобные «уроки» нужно не более одного раза в день, если, конечно, вы не хотите, чтобы интерес ребенка к обучению пропал еще до школы», — пояснила логопед.
Как детям объяснить, как разбивать слова на слоги
Для обучения детей делить слова на слоги, используйте карандаш. Подчеркивайте слоги карандашом с помощью изгибов.
Разберем слово «дорожка». Запишем его вот так: «до», «ро», «жка». Первые два слога детеныш прочтет быстро, а третий ему дается с трудом. Малыш не в состоянии сразу ухватить три-четыре буквы. Поэтому предлагаю обучать детей читать не строго по слогам, а через так называемые слогояслияния. Это когда мы учим прочтению сочетания гласных и согласных, и читаем согласные по-отдельности. Например, слово «мамонт» мы будем читать вот так: «ма» «монт». Последние две буквы произносим отдельно от «м». Если с самого начала обучить малыша читать через слогояслияния, он станет более быстро осваивать сложные слова и перейдет к беглому чтению», — утверждает специалист в области логопедии.
Слогояслия можно обозначить почти так же, как и слоги. Гласный+согласный отделяется дугой, а отдельный согласный буквой «Т».
Советы Наи Сперанской для родителей заключаются в том, чтобы заниматься тренировкой слогов или слогослияний как можно дольше, переходя к чтению текстов только по желанию ребенка.
«Если малыш не интересуется чтением, не стоит настаивать. Сосредоточьтесь на слогах. Не торопитесь. Обучение должно быть основательным, начиная с простого и постепенно переходя к сложному. Навыки чтения приобретаются со временем», — советует Сперанская.
Еще один важный момент, о котором напоминает логопед: когда ребенок начнет читать слова и фразы, важно объяснять ему значения прочитанного.
Одна логопед рассказала, что ребенок читает слово «мама», а затем ему задают вопрос: «Что это значит?». Она объяснила, что это позволяет ребенку не только читать хорошо, но и понимать смысл прочитанного. Иногда дети могут много читать, но не понимать содержание.
Для самостоятельного обучения Ная Сперанская рекомендует следующие материалы:
1. Книга для начинающих читать — комплект «Уроки русской грамоты» от Безруковой О. А. и Каленковой О. Н., издательство «Русская Речь»
2. Плакаты по чтению и грамоте от В. Г. Дмитриева, издательство «АСТ»
3. Рабочая тетрадь «Ну-ка, буква, отзовись!» от Колесниковой Е. В.
4. Книги серии «Читаем сами» от издательства «Вакоша»
Почему дети не интересуются чтением и как помочь родителям?
Все чаще родители обращаются к нам со словами: «Мой ребенок не хочет читать и не интересуется книгами!» В чем причина этого и как помочь? Этот вопрос мы рассмотрим детально.
4 основные причины нежелания читать у ребенка
Особенности темперамента
Успеваемость в чтении часто зависит от скорости восприятия информации ребенком. Флегматичным детям проще учиться, чем холерикам. Однако, им требуется больше времени для усвоения материала. А гиперактивные дети могут быстро усваивать информацию, но она также быстро забывается.
Психологические и физические особенности развития
Интеллект не является определяющим фактором в обучаемости ребенка. Критическое значение имеет то, как взаимодействуют полушария его мозга к моменту начала обучения, как он ориентируется в пространстве, какая рука его ведущая, каким образом он воспринимает окружающий мир.
Различные особенности мозговой деятельности, такие как дислексия, плохое зрение или слух, могут стать препятствием для успешного обучения.
Принуждение в отсутствие интереса
Если вынуждать ребенка заниматься учебой, когда у него нет интереса, он будет противиться и делать это с минимальной мотивацией.
В такие моменты, когда подсознание формирует связь между чтением и негативными эмоциями, важно помнить: чтение не должно быть ассоциировано с мучением или препятствием для других увлечений. Принуждение к чтению может замедлить прогресс обучения и вызвать неприязнь к книгам в будущем.
Ненадлежащий подход к обучению
Иногда детям неинтересно учиться читать из-за скучных методов обучения, таких как букварь или карточки. Родители должны выяснить причину этой неохоты и подходить к обучению индивидуально, учитывая особенности ребенка.
Советы по заинтересованию ребенка чтением
Начинать внушать детям любовь к чтению никогда не поздно. Ниже представлены рекомендации, которые помогут вам в этом.
1. Разрешите ребенку самому выбирать книги, которые он хотел бы прочитать, как только научится
Такой подход позволяет детям почувствовать себя взрослыми и независимыми, а также развивает ответственность – купил сам – прочитал сам. Главное, чтобы ребенку действительно нравились выбранные книги, и он стремился их прочитать как можно скорее. Вы можете создавать интригу и говорить: «Я не буду тебе читать. Когда научишься, сам прочитаешь».
2. Выделяйте хотя бы 30 минут в день на совместное чтение
Просматривайте литературу перед сном, а также во время игр, регулярно показывайте иллюстрации в книгах и журналах, описывайте содержание. Это способствует не только формированию интереса к чтению, но и создает приятные моменты взаимного времяпровождения, которые будут вызывать приятные воспоминания у взрослого потомка.
3. Обсуждайте прочитанное
Этот метод способствует развитию воображения у малыша, что впоследствии упростит ему переход к осознанному чтению (и, как следствие, пониманию текста). Понимание прочитанного – первый шаг на пути к любви к книгам.
4. Приобретите ридер
Устройство позволит вам всегда иметь при себе интересные книги, которые смогут занять вашего ребенка в любой момент, в том числе в транспорте или в очереди.
5. Давайте пример, когда есть возможность
Здесь все просто. Дети всегда копируют поведение родителей. Чем больше малыш увидит вас с книгой, тем быстрее захочет повторить ваш пример.
Как правильно учить ребенка читать
Ниже приведены ключевые аспекты, которые необходимо учитывать родителям перед тем, как начать знакомить ребенка с буквами.
Заранее готовьте ребенка к изучению
Для того чтобы обучение чтению проходило легко, у ребенка должны быть развиты слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, речь и мышление. Как подготовить ребенка к чтению без многочасовых занятий, подробно описано здесь.
Не заставляйте, а заинтересуйте
Обучение малышей дошкольного и начального возраста должно происходить через игру. В игровой форме ребенок всегда заинтересован и активно участвует, поэтому успех в обучении ощутим уже в первые дни. Какие самодельные игры можно придумать, чтобы научить ребенка буквам – идеи представлены в этой статье.
Выберите подходящий метод обучения, который подойдет именно вашему ребенку
Для одного ребенка хорошо подойдут таблицы и кубики Зайцева, другому – букварь, а у третьего будет успех только при индивидуальных занятиях с педагогом. И это вполне нормально. Не останавливайтесь и продолжайте экспериментировать – вы обязательно найдете подходящий формат для вашего ребенка.
Обучайте ребенка в том ритме, который соответствует его возрасту, темпераменту и уровню умственного развития в настоящий момент
Некоторые дети уже в пятилетнем возрасте могут читать бегло и понимать смысл прочитанного, в то время как другие продолжают читать рассказы по литературе только в третьем классе под контролем родителей. И это тоже нормально. Поддерживайте своего ребенка и не критикуйте за ошибки. Пусть он обучается в удобном для себя ритме и получает ваше поощрение за каждый маленький шаг вперед.
Если вы чувствуете, что все сказанное выше не относится к вам, потому что времени на это нет или уже перепробовали множество методов, но у вашего ребенка все равно нет интереса, то мы предлагаем вам альтернативный вариант, который действительно сработает.
Попробуйте наши онлайн-уроки по обучению чтению в форме игры. Это индивидуальные занятия с учителем + интерактивные задания, которые дети будут хотеть выполнять. Наши курсы подходят для детей от 4 до 16 лет с разным уровнем навыков чтения.
Первый урок абсолютно бесплатный! Нажмите на кнопку ниже и записывайтесь.
Нашим читателям мы дарим промокод KIDSKEY_BLOG на дополнительные бесплатные уроки*.
KIDSKEY_BLOG
* Для получения дополнительных уроков на ваш счет просто введите промокод KIDSKEY_BLOG при оплате любого пакета в поле «Введите промокод».
Как научить ребёнка читать: методики обучения чтению
В данной статье мы расскажем о том, когда и каким образом начинать обучение ребенка навыку чтения, а также какие методики использовать в этом процессе.
Возраст для начала обучения
Существуют специальные центры развития, где начинают обучать детей чтению с самого раннего возраста. Тем не менее, врачи-педиатры рекомендуют не торопиться и начинать знакомство с чтением не ранее четырех лет, а лучше всего — с пяти-шести. К этому возрасту дети уже достаточно хорошо различают звуки, способны составлять предложения и правильно произносить слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как обучить своего ребенка чтению, уже незадолго до начала школьного обучения.
Признаки готовности к обучению чтению
Прежде чем приступить к обучению чтению, важно убедиться, что ваш ребенок действительно готов и желает учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Знаком ли малыш с понятиями «справа — слева», «большой — маленький», «внутри — снаружи»?
- Умеет ли он обобщать объекты по этим характеристикам?
- Умеет ли он различать похожие и различные формы?
- Способен ли он запоминать и выполнять как минимум три инструкции?
- Формулирует ли он правильно предложения?
- Чётко ли произносит он слова?
- Может ли рассказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
- Умеет ли выражать свои чувства и впечатления?
- Способен ли он предсказать конец простой истории?
- Удается ли ему участвовать в разговоре?
- Умеет ли он слушать, не перебивая?
- Может ли он составлять рифмованные слова?
- Привлекают ли его внимание буквы?
- Хочет ли самостоятельно рассматривать книгу?
- Любит ли он, когда ему читают вслух?
Если ваш ответ на указанные вопросы утвердительный, значит ваш малыш готов и скоро научится читать с лёгкостью.
Методы обучения грамоте
Основная идея большинства методик заключается в обучении через игру, чтобы ребёнку было интересно и он лучше усваивал материал.
Кубики орфографии от Зайцева
Эти кубики помогают детям познакомиться с алфавитом, формировать слова и слоги. Они помогают понять разницу между гласными и согласными звуками, а также между звонкими и глухими. Набор содержит 52 кубика, на каждом изображены слоги — комбинации букв. Кубики различаются по цвету и размеру: на больших изображены твёрдые сочетания, на маленьких — мягкие. Во время занятий советуется произносить или петь слоги вслух, чтобы малыш лучше их запоминал.
Игры «Теремки» и «складушки» от Вячеслава Воскобовича
Для обучения навыкам чтения в этой методике используются кубики с буквами и специальные коробочки с буквами и окошками — так называемые «теремки». С их помощью можно создавать слоги и составлять слова из нескольких теремков.
Карточки Домана
Методика обучения чтению по Доману базируется на запоминании целых слов, начиная с простых и переходя к более сложным. Ребенок предъявляется сначала с показом 15 карточек на несколько секунд, чтобы родитель произнес слово на каждой из них. Затем ребенок старается запомнить сочетания слов. Этот метод не только помогает усвоить больше слов, но также способствует развитию памяти в целом.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Основная идея подхода Ольги Соболевой заключается в том, что вначале малышу предлагается ощутить форму буквы, а затем произнести ее звук. Для этого используются специальные пособия — карточки с изображенными буквами, по контуру которых дети могут проводить пальчиком, произнося звук. После освоения согласных и гласных звуков можно перейти к составлению слов и фраз. Методика Ольги Соболевой способствует не только усвоению чтения, но и развитию мелкой моторики, логики и умению анализировать.
Методика Ольги Соболевой
Как обучить ребенка чтению по слогам
Процесс обучения чтению по слогам у ребенка должен быть пошаговым. Сначала необходимо объяснить ему, что существуют гласные и согласные звуки, а также глухие и звонкие звуки. Проводите звуки с ребенком, чтобы он мог понять их разницу. Буквы и звуки можно изучать во время прогулки, обращая внимание ребенка на буквы на вывесках и объявлениях, таким образом, он быстро научится их узнавать.
Когда ребенок овладеет буквами и звуками, начинайте обучение чтению простых слов, таких как «мама», «папа». После этого переходите к более сложным словам, как, например, «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребенку, что слоги можно петь.
Затем переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребенку составить из них слова. После его овладения переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трех фраз, а позже переходить к текстам из пяти-десяти предложений.
Для поступления в начальную школу Фоксфорда необходимо, чтобы у ребенка уже были базовые навыки чтения, устного счета и письма. Чтобы оценить подготовленность ребенка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, который не требует специальной подготовки.
Упражнения для развития навыков чтения
В Интернете можно найти множество упражнений, которые помогут детям научиться читать. Их можно распечатать и начать использовать сразу. Начните с заданий, которые помогут узнать буквы и различать правильное написание от неправильного. После того как ребенок овладеет буквами, можно перейти к упражнениям с слогами.
Такие упражнения помогут не только научить читать, но и развивают логическое мышление.
Постепенно переходите к заданиям, в которых необходимо не только правильно прочитать, но и написать слова.
Одно из самых интересных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.
Игры для развития навыков чтения
Используя кубики или карточки с буквами и слогами, можно играть с детьми в различные обучающие игры. Ниже приведены несколько примеров.
Автомойка
Выберите слово из нескольких слогов и раскладывайте карточки с этими слогами на полу в случайном порядке. Объясните, как правильно читать эти слоги. Это будет «автомойка». Предложите ребенку разные игрушки и пусть он отправляет их на автомойку по вашим указаниям: например, машинка едет на автомойку «ТА», мишка идет на автомойку «РА», мячик катится на автомойку «КЕ» и так далее. Убедитесь, что ребенок правильно располагает игрушки. По завершении игры попросите ребенка составить слово из слогов-автомоек. Возможно, это не получится сразу, но в итоге у него получится слово «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
Парикмахерская
Разложите перед ребенком множество картинок разных предметов, создайте атмосферу настоящего магазина, где он будет играть роль продавца. Передайте ему стопку карточек с буквами слогов — они заменят обычные деньги в этой игре. Задача ребенка — купить все товары, представленные на столе, используя карточки с соответствующим начальным слогом. Например, чтобы купить рыбу, нужно заплатить картой, на которой написано «РЫ», а для молока — карточкой со слогом «МО». Для усложнения игры можно добавить лишние карточки и изменить условия покупки товаров, например, покупать за последние слоги. Такая игра поможет ребенку осознать разницу между звуками букв и их письменным представлением. Ведь даже корова не продастся за слог «КА», как бы он ни был убедителен.
Предлагаемая активность создана специально для группового времяпрепровождения. Раздайте детям равное количество карточек, на каждой из которых изображен слог. Используйте кубики, на грани которых также написаны различные слоги. Путем извлечения кубика из коробочки и объявления слога, игроки должны быстро определить, у кого на руках есть соответствующая карточка. Победителем станет тот, кто первым заполнит все свои карточки. В ходе игры дети могут научиться определить слоги быстрее и точнее, благодаря непринужденной и захватывающей форме занятия.
Уникальные методики по обучению чтению деловито: 12 эффективных советов
Обычно родители занимаются чтением с детьми по-разному. Один из распространенных подходов: «Садись и читай! Пока не прочтешь 5 страниц, телефон не получишь». Но существуют и другие, более эффективные методы. Об этом поделилась блогер и будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.
Чтение — проблемный школьный предмет. Уровень грамотности школьников в чтении к сожалению снижается. Для успешного чтения необходимо понимание текста, хорошая техника чтения и, конечно, интерес к книгам. В этой статье я собрала нестандартные методы обучения чтению, которые могут помочь разрешить проблему на разных этапах начальной школы.
Примечание: в данной статье не будет предложений о скорочтении, так как многие педагоги научно и практически доказали, что в младших классах скорочтение скорее вредит, чем помогает.
1. Инсерт
Оценка содержания текста — важный навык, который необходимо усвоить в начальной школе. Методика «Инсерт» предлагает простой алгоритм, который поможет детям и учителям оценить свое отношение к произведению, объем знаний и уровень понимания текста.
Интерактивная познавательная система «Инсерт» представляет собой аббревиатуру, означающую «эффективное чтение и мышление». Суть методики заключается в том, что ребенок ставит символы напротив каждой строки текста после прочтения:
+ — знание
Н — новая информация
— — отсутствие информации
? — требуется уточнение у учителя
Первый этап процесса заключается в оценке текста. Второй этап — заполнение таблицы, где ребенок описывает, что он понимает, что нового узнал и какая информация ему непонятна.
Когда применяется данный метод, необходимо учитывать несколько аспектов:
- Начните с небольших текстов — дети должны запомнить знаки и научиться ими пользоваться.
- Поначалу можно говорить тезисы устно — чтобы все в классе понимали, какому знаку они относятся.
- Для обсуждения таблиц следует использовать столбцы: сначала — убедиться, что все поняли, затем — выяснить, что осталось непонятным и так далее.
- В начале таблицу лучше упростить — «знаю», «интересуюсь», «узнал».
- Заполнять таблицы можно как индивидуально, так и парами, и в группах.
2. Метод Змейка для улучшения навыков чтения
Во время посещения детского сада или первого класса, дети могут столкнуться с трудностями в понимании текста. Помочь им в этом может игра «Змейка для чтения», где необходимо подобрать иллюстрацию к тексту, как в домино. Например, на одном листке написано: «Мальчик читает книгу», и ребенку нужно выбрать соответствующую картинку.
3. Творческое воображение
Каких формы облака, деревья и камни? На первый взгляд, это простые вопросы, но они способствуют развитию творческого воображения, эмоционального интеллекта, литературной речи и словарного запаса. Главное, что такое упражнение можно проводить в любое время, просто гуляя в парке или идя в школу.
4. Игра «Кроссенс»
5. Зрительный диктант
Читаем краткий текст или предложения, повторяем несколько раз в уме и только потом пишем. Таким образом улучшаем зрительную память и внимание. Простейший диктант для детей:
- Тает снег.
- Идет дождь.
- Небо хмурое.
- Коля заболел.
- Запели птицы.
- Поле опустело.
6. Речевой круг
Детям часто сложно правильно склонять слова. Речевой круг помогает научиться правильно образовывать формы слов. Как это работает? Мы подставляем слова в различные фразы, осознанно произносим окончания, расширяем словарный запас и развиваем знания. Например, тема — фрукты. Вы записываете вокруг фрукты, а в углах — фразы «гусеница ползет к…», «мне нравится фруктовое мороженое с…», «отрезали кусочек от…», «есть ли косточка в…». И ребенок должен подставить: банан, яблоко, апельсин, виноград.
7. Литературный трейлер
Как мы выбираем фильм для просмотра? Конечно же, сначала смотрим трейлер — благодаря ему возникает интерес и желание посмотреть его. То же самое можно применить и на уроках литературного чтения: увлекательный рассказ, придуманный учителем, с ключевыми моментами произведения, которое предстоит изучить, повысит мотивацию учеников к дальнейшей работе.
8. Перевернутые картинки в литературе
Рассмотрите эту забавную иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Если перевернуть картинку, то сразу станет ясно, как закончится басня. Перед прочтением можно поиграть сразу с узнать главных героев и предположить развитие сюжета. Такой прием делает чтение еще увлекательнее.
9. Перепутанные буквы
Ниже пример стихотворения с перепутанными буквами. Дети обожают юмористические стихи и исправление ошибок, такие задания помогают развивать фонематический слух, необходимый для правильного чтения и письма:
Стихотворение Н. Матвеевой:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползёт бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
10. Лифт слогов
В период дошкольного возраста и в начальные классы, когда дети сочетают звуки в слоги, можно быстро и легко сделать несложную игру своими руками, как показано в видео. Таким образом, скучный процесс обучения чтению станет более увлекательным и динамичным.
11. Использование различных шрифтов
Часто дети сталкиваются с проблемой: смена шрифта делает чтение сложнее, хотя в реальной жизни мы имеем дело с текстами, оформленными самыми разными способами. Постарайтесь предложить ребенку разнообразные книги, с разными шрифтами, попробуйте записать один и тот же текст разными способами. Важно, чтобы ребенок научился различать различные буквы!
12. Сложите предложения
Зачастую в начальной школе задают упражнение: «Собери предложение из слов». Это упражнение может показаться скучным. Вместо этого можно построить маршрут, чтобы слова, как детали паззла, собирать в фразу – это гораздо увлекательнее. Например, фразу «Хищные лесные звери ищут добычу» можно записать в разных углах листка и попросить ребенка указать стрелочками правильный порядок.
Идеи собраны из ВК-групп:
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как помочь детям быстрее научиться читать в младших классах
Сегодня многие родители желают, чтобы их дети овладели быстрым чтением, ведь этот навык напрямую отражается на успехах в школе. Если школьник способен скоро читать и запоминать прочитанное, то усвоение материала из учебников и дополнительных пособий не вызовет трудностей. Существует много различных методик, способствующих улучшению навыка чтения. Какие из них наиболее эффективны для школьников и как научить ребенка легко читать в начальных классах?
Методика скорочтения
Навык работы с информацией играет важную роль в жизни человека, формируется в раннем детстве и совершенствуется на протяжении всей жизни. Из учебников и книг мы усваиваем основные знания, поэтому умение быстро работать с текстом становится ключевым навыком. В начальной школе дети постепенно осваивают грамоту, учатся читать слоги, слова и предложения. Со временем их навыки улучшаются, но достаточно ли этого для качественного чтения и усвоения информации?
Постепенно с возрастом увеличивается объем информации, с которой приходится сталкиваться ребенку. Школьная программа усложняется, добавляются новые предметы. В какой-то момент у ребенка может возникнуть проблема с выполнением домашних заданий из-за нехватки времени. Часто это происходит из-за того, что навыкам чтения, которые были получены на начальном этапе, уделено мало внимания. Даже если ребенок читает быстро вслух или про себя, он может испытывать трудности с пониманием и запоминанием текста. Поэтому особенно важно обратить внимание на развитие навыка работы с текстом.
Часто в начальной школе проводится проверка скорости чтения, чтобы учитель смог оценить, насколько быстро ученик может читать текст вслух. Однако, важность усвоения материала не учитывается. В результате дети либо стремятся быстро прочитать, либо пытаются понять и запомнить прочитанное. Мало кому удается сочетать оба подхода. Именно поэтому все больше родителей задумывается о том, как научить своего ребенка быстрой технике чтения без потери качества усвоения информации.
Советы по обучению ребенка скорочтению
Изучение методики скорочтения включает в себя несколько этапов, каждый из которых играет важную роль. Вначале необходимо освоить основные навыки работы с текстом, чтобы научить малыша читать быстрее, так как это является основой всех методик скорочтения. Для того чтобы ученик мог эффективно работать с текстом, необходимо исправить наиболее распространенные ошибки, которые встречаются у детей чаще всего:
- считывание по слогам. Важно постепенно приучать маленьких читателей считывать слова целиком, поскольку расчлененное чтение негативно влияет на скорость воспроизведения и понимания текстовой информации.
- Отвлечения во время чтения могут препятствовать пониманию прочитанного и мешать усвоению материала. Важно научиться удерживать внимание на тексте и избегать постоянных отвлечений, чтобы избежать необходимости повторного прочтения уже изученной информации.
- Внутреннее произношение слов также может замедлить скорость чтения, поэтому необходимо контролировать этот процесс и стремиться к чтению без звучания слов в уме.
После преодоления этапа исправления ошибок можно приступить к изучению навыка быстрого чтения. На этом этапе важно научить ребенка смотреть на текст целиком, а не построчно. Для этого необходимо отказаться от привычки фокусироваться на отдельных строках. Этот этап является наиболее сложным
при обучении скорочтению, но именно здесь удается освоить умение воспринимать целую страницу текста за несколько секунд.
Плюсы быстрого чтения в 1-3 классе
Навык быстрого чтения оказывает положительное влияние на успеваемость и мотивацию ученика уже на начальной ступени обучения. Чем легче детям работать с текстом, тем проще выполнять домашние задания. И это не только касается предметов, где требуется работа с текстом устно. Дети, хорошо читающие, обладают более высоким уровнем грамотности письма, чем те, кому тяжело даётся работа с текстом.
Когда ребенок осознанно читает литературные произведения, он интуитивно запоминает написание ранее неизвестных слов. Даже понимание того, как ставить знаки препинания, улучшается со временем. Это особенно заметно при написании сочинений в школе. Дети с хорошим уровнем навыка чтения пишут их более грамотно, понимают, где нужно ставить запятые, вопросительные и восклицательные знаки. Они быстрее своих сверстников усваивают деление текста на составные части и лучше понимают основную мысль прочитанного.
Еще одним важным плюсом является то, что способность быстро читать помогает ребенку полюбить книги. Когда чтение литературных произведений происходит легко, знакомство с ними становится гораздо увлекательнее. А, наоборот, слабые навыки работы с текстом часто являются причиной негативного отношения школьников к книгам.
Это делает методику скорочтения одной из наиболее востребованных программ дополнительного образования, поскольку она способствует значительному улучшению умений детей и обеспечивает им крепкое основание для последующего усвоения знаний в школе. Но возможно ли освоить навык быстрого чтения в домашних условиях?
Методы обучения скорочтению детей
Для успешного освоения любой учебной программы необходимо регулярно заниматься. Именно поэтому важно не пропускать занятия, чтобы повысить свои навыки и достичь заметных результатов. Ученикам бывает сложно самостоятельно распланировать свое время и посвящать каждый день время на упражнения по быстрому чтению. Родители также не всегда могут уделить время на помощь с учебой и дополнительные занятия со своими детьми. Поэтому многие взрослые предпочитают отправить своих детей на курсы скорочтения, на которых соблюдается регулярное обучение. Но какие занятия будут наиболее эффективны для школьников?
Для правильного выбора стоит обращать внимание на методику обучения. Она должна быть наилучшей, чтобы усилия, вложенные в обучение, не пропали даром. Учитывая, что учениками являются дети, учебный процесс должен быть интересным. Подобный подход к занятиям облегчает усвоение материала и избавляет от отвлечений во время урока. Выбор стоит отдавать курсам, которые доказали свою эффективность и прошли проверку временем.