Рубрики
Полезная информация

Детское воровство: как реагировать родителям

Ребенок взял деньги без разрешения, принес из школы чужую ручку или другую канцелярскую мелочь, а может, и более ценную вещь. Это довольно непростая ситуация для родителей. Какие меры принять в данной ситуации? Как понять причины воровства и предотвратить дальнейшее аморальное поведение?

Возрастные особенности

В дошкольном возрасте ребенок еще не может понять такие концепции, как «чужое имущество», «ценность вещи», «урон имуществу», «собственность». Эти понятия слишком абстрактны для него. Родители должны начинать формировать у ребенка основы морали, норм поведения и социализации уже с раннего возраста (2–3 года). Очень важно учить ребенка отличать свое от чужого. Необходимо привыкать его к тому, что нельзя брать чужие игрушки и вещи, возвращать взятые предметы вместе с ним, объясняя, что это нужно вернуть законному владельцу. Важно избегать унижения и обвинений в воровстве в адрес малыша. Следует помнить, что несоблюдение правил и норм в дошкольном возрасте обусловлено незрелостью нервной системы, импульсивностью и несформированностью свободной воли. На таком сыром этапе развития ребенка нет злого намерения обчистить карманы других или обогатиться за счет чужих вещей. Просто он берет то, что ему понравилось. Либо другой ребенок может дарить ему вещи в детском саду или на площадке. Главное — тонко проанализировать ситуацию, понять причины действий ребенка. Ведь это часто сигнал родителю о неудовлетворенных потребностях ребенка. И часто это потребности в любви, внимании и заботе. Задача родителей — не допустить закрепление такого поведения, чтобы оно не стало стандартным способом удовлетворения своих потребностей.

В данном возрасте можно выделить два основных вида детского кражи:

  • кража в игровой активности;
  • кража как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий.

В период школьного возраста характер кражи может измениться. Ребенок все более ориентируется на своих сверстников, для него становится важным получить их признание и оценку.

В период начальной школы кража указывает на проблемное поведение, начало отклонений от нормы. Это свидетельствует о незрелости волевой сферы, повышенной импульсивности и неспособности контролировать свои желания и эмоции. Также это указывает на нарушения в отношениях с родителями, скрытии от них своей жизни, отсутствии взаимопонимания и диалога уже в таком юном возрасте. Ведь если бы родители общались с ребенком, то были бы в курсе его потребностей и желаний. И, вероятно, смогли бы найти способ удовлетворить их, ведь в этом возрасте они не настолько сложны.

Подростковая компания часто прибегает к кражам из домов, чтобы завоевать уважение и признание своих друзей, а также укрепить своё лидерство среди одноклассников, делится украденными вещами или организует совместный «досуг». Иногда кража начинается как попытка обрести вещи, которые, по мнению подростков, придают им особый статус среди своих сверстников. Иногда мотивацией для кражи может стать желание испытать сверхспособности, опасность или острые ощущения. Подросток также может украсть что-то, чтобы привлечь внимание занятых взрослых, которые могут думать, что он уже вырос и не нуждается в поддержке. Но самым плохим вариантом является, когда подросток попадает под влияние старших товарищей с криминальными склонностями, которые заманивают его в мир преступности.

Когда наступает данное время, происходит организация набора ценностей, этических убеждений и взглядов. Очень важно для родителей заботиться о том, в какую обстановку оказался их ребенок, какой материал он просматривает, какие правила и стандарты закладываются в его систему ценностей и убеждений. Очень важно, чтобы сам родитель разговаривал о вопросах правильного поведения, не переходя при этом границу морализаторства и навязчивости. Огромное значение имеет собственный образ жизни родителей: как они относятся к чужим вещам. На данном этапе важна роль отца. Специалисты утверждают, что именно он оказывает влияние на формирование норм и правил в системе ценностей ребенка.

Что делать, если ребенок прикасается к чужому имуществу без разрешения

rcpp.by

ЦЕНТР ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ

Что предпринять, если Ваш малыш крадет?

Рекомендации для родителей дошкольников:

Не имеет смысла проводить высокоморальные разговоры, если ваш малыш 2-3 года, такие дети еще не осознают понятие «мое-чужое». Они живут в мире, который вращается вокруг них, и используют все, что им нужно. Если вы нашли чужую вещь в комнате у ребенка, ему нужно понять, что он поступил плохо и некрасиво.

Если кража происходит в возрасте 4-6 лет, постарайтесь понять причины, может быть, ребенок копирует поведение взрослых. Оцените ваше поведение и поведение других вокруг вас. Ребенок может повторять действия, если кто-то из взрослых принес полезную вещь с работы и хвалится этим. Если вы заметили что-то незнакомое в вещах вашего ребенка, не волнуйтесь, возможно, он обменял свою вещь на чужую, это обычное явление среди детей. Игрушка, принесенная из детского сада, может быть давней мечтой. Конечно, ее надо вернуть и обдумать, как вы удовлетворяете потребности ребенка. Если вы случайно обнаружили чужую вещь среди замаскированных предметов или ребенок сам признался, что взял, обратите внимание на его чувства, чувствует ли он стыд. Если стыда нет, ваша реакция должна быть строгой и определенной (вы должны выразить негодование, удивление его поступком, надеяться, что это больше не повторится). Если он испытывает стыд, когда вы оцениваете его поступок, поймите, какие чувства он вызвал у того, чью вещь он украл, и вместе разработайте план возврата вещи без излишнего унижения для вашего ребенка:

  • Наилучшим вариантом вернуть вещь является организация встречи двух детей без участия взрослых.
  • Малыш может предложить дать пострадавшему ребенку свою игрушку на время, чтобы тот мог поиграть у себя дома, если захочет.

Если дитя взяло финансы, узнайте, зачем они ему понадобились. Если его вымогают деньги, задача взрослого категорически это прекратить, не откладывая на потом. Ваш ребенок не должен чувствовать страха и давления. Если ребёнок взял финансы чтобы подкупить своих друзей, объясните ему, что приятели, которым нужны подарки от вас, не самое надёжное товарищество. Помогите ребенку поднять свой статус. Если дитя не может обосновать, зачем ему нужны были деньги, выразите своё расстроенное насчёт совершенного поступка, расскажите для чего предполагались деньги, в частности та сумма, которую он утаил. Объясните, что количество финансов также имеет ограничения.

В семейном кругу, где воспитание основано на принципе общности, может иметь место кража денег. Чтобы предотвратить подобные случаи, важно ясно объяснить, что у каждого человека есть личные границы (личные вещи и пространство, которые должны уважаться). Поэтому каждому ребенку нужно выделить свой «личный уголок» (стол, шкаф, книжную полку), где хранятся его личные вещи. Никто из членов семьи не должен брать эти вещи без разрешения, чтобы ребенок понял, что существуют вещи, за которые нужно спрашивать.

Иногда в семьях с изобилием материальных благ ребенку могут запретить пользоваться вещами и богатством, демонстрируя, что это не принадлежит ему и он не имеет право пользоваться. В результате ребенок оказывается в неравных условиях с взрослыми, что оскорбляет и раздражает его, увеличивая вероятность семейных краж.

Важно осознать, где хранятся важные для вас вещи, они должны быть недоступны для ребенка. Вся видимая им мелочь моментально становится его собственностью.

Необходимо помнить:

  • Строго запрещено приписывать ребенку преступные черты, называя его вором;
  • Избегайте сравнений с другими детьми и своим детством («Петя никогда бы не поступил так», «Я в своем детстве был намного лучше»);
  • Не требуйте, чтобы ребенок отдавал свои игрушки в качестве извинения;
  • Не обсуждайте с ребенком в ужасающих подробностях его проступки, это заставит его скрывать все неприятности;
  • Не возвращайтесь к прошлому. После того как ребенок наказан за свои действия и осознал свою ошибку, лучше закрыть данную тему однажды и навсегда.
  • Нельзя забывать, что всегда есть выход из любой ситуации, важно лишь найти правильный подход для исправления обстоятельств.

Первое, на что следует обратить внимание родителям, это возраст, когда появляется потребность выделять детям деньги на личные нужды. В этом возрасте детям важно не отставать от сверстников. С самых первых школьных лет они начинают стремиться вписаться в коллектив. Простейший способ завести друзей и подружиться — поделиться чем-то интересным. Сделать это без материальной поддержки бывает сложно. Если родители предоставляют ребенку небольшие суммы денег, они уменьшают вероятность того, что он будет вынужден красть.

Учитывая интересы и стремления ребенка походить на своих сверстников, важно предоставить ему возможность самостоятельно выбирать одежду.

Тем не менее, иногда случается так, что из-за финансовых затруднений родители не могут предоставить карманные деньги. В такой ситуации вам стоит спокойно объяснить ребенку, что вы не можете дать ему деньги из-за сложившихся обстоятельств. Попробуйте сесть с ним и вместе поискать выход из этой ситуации, например, найдите возможность поработать на каникулах.

Итак, если в вашем доме возникла проблема воровства:

Ребенок взял деньги без разрешения

Ребенок взял деньги дома без разрешения из копилки, а у бабушки в гостях — из кошелька. Вы спросили: «Зачем ты это сделал?». Он молчит. Мне даже не знаю, с чего начать следующий разговор и как исправить ситуацию.

Такие ситуации встречаются не редко. Чаще всего дети берут деньги без разрешения, когда их потребности и желания в семье не учитываются. Вы заботитесь о своем ребенке, обеспечиваете его всем необходимым, но, возможно, сами делаете покупки на свое усмотрение, не учитывая мнение сына. Может быть, у него есть свои желания: попробовать что-то, что вам кажется бесполезным, или купить мелочь, как у товарища. Я не предлагаю ради всего ради делать удовольствия ребенку — важно просто услышать и признать его желания.

Возможно, ему нужны деньги, чтобы купить что-то друзьям, чтобы завоевать их уважение и признание — он оказался в группе, где такие вещи важны. Он не решается рассказать родителям об этом, поэтому берет деньги украдкой.

Ну, разговор надо вести не только о границах дозволенного в финансовом плане, но и обо всем, что принадлежит семье, о доверии внутри семьи, о своем отношении к сложившейся ситуации. Поговорите о личных деньгах — нужно ли что-то добавить, на что не хватает. Покажите ребенку, что все его запросы и желания можно обсудить, а брать без разрешения — нечестно, некрасиво и непорядочно. Если денежные средства уже были израсходованы, нужно подумать, как компенсировать ущерб семье и бабушке.

В случае, если нужны деньги на подарки для одноклассников, необходимо объяснить ребенку, что уважение нельзя купить — его нужно заслужить, и рассказать, как вы сами достигали этого.

По-моему, парень впервые взял деньги без разрешения, поэтому старайтесь вести разговор без упреков и осуждения. Подходите к проблемам и чувствам ребенка с пониманием.

«Взял деньги без разрешения»: психолог объяснила, как реагировать на детское воровство

В период дошкольного возраста дети только начинают ориентироваться в социальных нормах и правилах поведения в обществе. К концу дошкольного возраста, примерно к шести-семи годам, дети учатся регулировать свое поведение согласно этим нормам и устанавливать связи между своими действиями и их последствиями, поясняет эксперт.

Если ребенок взял деньги без разрешения, психолог советует прежде всего установить причины такого поведения. Чаще всего, по мнению специалиста, это могут быть обиды («Родители не купили мне эту игрушку, так что я куплю сам») или импульсивное решение («Эта вещь мне понравилась, и я захотел такую же»).

Юлия Токарчук подчеркивает, что родитель должен объяснить ребенку неприемлемость его действий, а не приклеивать ему ярлыки «вор», «воровство»:

«Нужно использовать простые и доступные для понимания детей выражения. Например, «Меня очень расстроило, когда я узнала, что ты взял у меня деньги без спроса. Это неправильно. Если бы кто-то взял твою игрушку без разрешения, я уверена, тебе бы это не понравилось». Во время разговора важно избегать осуждения личности ребенка («Ты плохой, безответственный, потому что сделал это») и не сравнивать его с другими («Твоя сестра бы не поступила так»). Можно высказать свое мнение только о конкретном поступке – «Брать деньги без разрешения родителей – это плохо».

Специалист по психологии утверждает, что важно осознать детям, что даже самые хорошие могут иногда совершать ошибки: «Задача родителей — четко установить границы».

Ранее психолог советовала оплачивать старшим детям за уход за младшими.

Ребенок взял деньги без спроса

Привет. Наша старшая дочь в возрасте 10 лет приобрела деньги без моего разрешения. Ее подруга получила от своей матери деньги, чтобы купить себе конфеты, и попросила нашу дочь присоединиться. Идея быстро получить сладости привлекла дочь. После возвращения из магазина она сообщила мне, что купила конфеты. Я спросила, откуда у нее деньги, и она сказала, что у нее были. Но я уверена, что она не могла взять деньги нигде. Подруга подтвердила, что дочь заплатила за покупку. Отдать конфеты обратно в магазин уже было невозможно, так как дочь уже открыла упаковку и часть конфет съела. Что же делать: возможно, стоит запретить хозяину магазина продавать что-либо без моего разрешения? Стоит ли ее наказывать? Как я могу объяснить серьезность этой ситуации?

Ответ Златы Грайбер

Легко представить, насколько Вас огорчило и смутило поведение девочки, которая взяла деньги без разрешения. Особенно учитывая, как много усилий и времени Вы вкладываете в воспитание дочери с четкими моральными принципами.

Тем не менее, стоит понимать, что подобные ситуации довольно распространены среди детей ее возраста. Это происходит, когда ребенок вдруг обнаруживает силу денег и желает испытать ее на себе. Иногда ему очень сложно удержаться, если предоставляется такая возможность.

Очень важно правильно реагировать. Если это произошло впервые, не стоит сразу ставить ребенка на уровне преступника и обвинять в краже, так как это не поможет ему извлечь нужные уроки. Лучше использовать термины «взять без разрешения» или «взять чужое», чем «украсть». Скорее всего, девочка сама не осознает своего поступка как кражу, а просто считает, что воспользовалась случаем.

Важно выразить свое разочарование и недовольство, не прибегая к гневу и крикам. Спокойно пояснить дочери, что запрещено использовать деньги без разрешения, и попросить ее честно сообщить, откуда она их взяла. Не нужно навязывать, можно дать ей некоторое время на размышления, показав ей доверие: «Я уверена, что ты сама поймешь, что лучше сказать правду». Если вы замечаете, что ей сложно признаться, предложите ей написать на листе бумаги, где она взяла деньги.

Если видно, что ей все-таки не удается признаться, попытайтесь дать ей еще один шанс – скажите, что готовы не наказывать в этот раз, лишь бы она сказала правду. Так девочка поймет, что для вас правда важнее, чем наказание.

Правильное поведение в таких ситуациях оставляет важное впечатление. Девочка, скорее всего, сделает правильные выводы и не захочет вас разочаровывать снова.

Ребенок украл деньги, родители в ужасе. Что делать?

Каковы причины начала ребенком кражи и как действовать в случае обнаружения родителем пропажи денег, оставленных на полке в квартире? Каким образом реагировать и можно ли предотвратить детское воровство? На эти вопросы отвечает клинический психолог Александра Меньшикова.

Нравится — беру

Маленькие дети могут брать чужие вещи не из-за злых умыслов, а по причине своего возраста. Это может происходить незаметно: случайно взял что-то на улице и принес домой. Родители могут заметить это. Исходно это является элементом случайности.

Однако у каждого ребенка возникает ситуация, когда он начинает размышлять: стоит ли взять неправильно лежащую вещь или нет. Кто-то из родителей обращает на это внимание, в то время как другой может просто пожать плечами.

Необходимо рассматривать то, что мы вкладываем в определение воровства. Например, ситуация, когда дети берут чужие вещи без разрешения. И тут встает вопрос, почему они так поступают?

Если речь идет о детях от 3 до 6 лет, то в этом возрасте они еще плохо понимают, что чужое, а что свое. У них еще нет четких границ. Ребенок просто хочет взять что-то, не задумываясь о последствиях. Если понравилось — беру. Задача взрослых — обучить детей этого возраста понятию «чужое».

То же самое относится к деньгам. Маленькие дети берут деньги без разрешения не для того, чтобы повредить родителям. Для них это просто красивые бумажки, которые интересно пощупать.

Когда у родителей нет денег для младшего школьника, ребенок может взять деньги без разрешения, лишь потому, что хочет купить шоколад в буфете. Все одноклассники это делают, и ему тоже хочется быть наравне с ними. Он видит, что у других детей есть возможность купить что-то, а у него нет. У другого ребенка есть вещь, которая нравится, а у него нет. И он стремится сравняться с ним.

Подростки могут взять деньги по любопытству. Здесь важно понять, будут ли у меня что-то за это?

Дети переходного возраста начинают взрослеть и пытаются определить, действительно ли последствия будут плохими. Подростки могут взять деньги, чтобы заполнить недостающее внимание. «Родители не принесли подарок, они забыли обо мне, так что мне придется сделать себе подарок самому».

Еще одна причина появления воровства — это злость из-за того, что у другого человека есть то, чего хочется самому. Месть родителям, которые придают значение этой вещи, месть другу, которого хочется задеть.

Как лучше всего реагировать

Основное — не ставить ярлыки. Не нужно сразу видеть в ребенке преступника. Зачастую родителям приходит первая мысль: «Он начал воровать, а дальше будет выносить все из дома». Но прежде всего надо выяснить, почему он так поступает. Часто причина воровства не является криминальной.

Понятно, что волнения у родителей в это время достигают пика. И первая реакция — винить себя: я что-то упустил, я виноват.

Первое, что нужно сделать, — это поговорить. Собрать информацию, выяснить, куда ушли деньги, которые взял у ребенка.

В случае, если ребенок похитил деньги — первым делом необходимо провести серьезный разговор. Например, он взял деньги, чтобы угостить друзей, и выяснилось, что его намерения были благие. Важно объяснить, что даже взятие денег у родителей без спроса — это форма кражи.

Вторым пунктом следует договориться о том, что в случае необходимости деньги нужно просить, а не тайком брать. Также стоит понимать, что ребенок сам признается в потребности в деньгах на определенные цели.

Необходимо избегать постоянных упоминаний о проступке ребенка. Часто у родителей возникает соблазн напоминать: «Помнишь, что ты сделал?»

Если сумма пропажи значительная, как поступить?

Если ребенок похитил значительную сумму и потратил её, следует принять более строгие меры и последствия. Возможно, потребуется разработать какое-то наказание.

Один раз мне рассказывали историю, как ребенок взял деньги у своих родителей. Подросток признался, что поступил несправедливо. Он нуждался в деньгах для своих друзей, но боялся попросить родителей. После этого они договорились, что он возьмет на себя обязанности домработницы на некоторое время. Парень выполнял все работы, которые раньше делала помощница по хозяйству в их семье.

Ребенок украл деньги и продолжает воровать

Если это повторяющаяся ситуация, то стоит обратиться за помощью к психологу. Может быть, у ребенка есть расстройство, вплоть до клептомании, когда он действительно не в силах сдерживать себя. Возможно, потребуется более системная работа, даже с психиатром.

Известно, что в некоторых учебных заведениях приглашают полицейских для объяснения последствий воровства. Разговор с человеком в форме оказывает воздействие на подростков.

Также в семье можно обратиться к знакомому полицейскому или юристу, чтобы разъяснить, какие последствия сопутствуют кражам. Но порой целесообразнее познакомить ребенка с реальной жизнью, а не пугать.

Например, можно предложить ребенку поработать настоящими трудностями или дать задания за вознаграждение. Именно таким образом он осознает, как можно заработать деньги честным трудом.

В любом случае важно, чтобы родители сконцентрировались на разрешении проблемы, а не просто ругались и самобичевали ребенка.

У нас есть маленькая просьба. Эта история стала возможной благодаря поддержке наших читателей. Даже скромное ежемесячное пожертвование помогает нашей редакции продолжать работу и создавать важные материалы для широкой аудитории.