Многие новые родители сталкиваются с такой проблемой. Когда начинают кормить ребенка, тот отказывается от ложки, отталкивает ее руками, выражает недовольство и начинает кричать. Что делать в такой ситуации? А как научить ребенка самостоятельно есть при помощи ложки? Это важно, особенно если нужно подготовить малыша к детскому саду.
Иногда бывает и противоположная ситуация, когда родители сами стараются отложить знакомство ребенка со столовыми приборами ради чистоты на кухне.
Важно не затягивать: чем раньше ребенок познакомится с ложкой, тем лучше. Педиатры рекомендуют начинать это делать в возрасте шести месяцев, когда начинается привыкание к более твердой пище.
Тем не менее, установление этой отметки в полгода является относительным понятием, так как конкретных границ здесь нет. У каждого малыша знакомство с ложкой начинается в разные периоды жизни. Некоторые проявляют самостоятельность и уже в пять месяцев усердно подражают взрослым, осваивая сложное искусство. В то время, как другие дети в два года и даже позже просят, чтобы их мамы кормили. К тому же, многим малышам кажется, что быть взрослым им нисколько не хочется, они сохраняют свою детскую непосредственность и умышленно не стремятся к освоению нового навыка. Для них еда это всего лишь игра, они могут разбрасывать пищу, расплескивать ее по столу и проводить другие манипуляции.
Тем не менее, важно помнить: не следует надеяться, что ребенок с первого раза научится умело пользоваться ложкой и немедленно освоит правила этикета. Обычно это происходит не так быстро, поэтому необходимо вооружиться терпением.
При начале кормления младенца с ложки в полусидячем положении, важно взять небольшое количество пищи — например, пюре, кашу или протертый суп. Затем аккуратно давите на нижнюю губу малыша и введите ложку за нее. Не ждите, когда он начнет активно сосать еду (это автоматический рефлекс), лучше погладьте ложкой внутреннюю сторону верхней губы и затем выньте ложку. После того как ребенок проглотит порцию, предложите ему следующую.
Обратите внимание, чтобы ребенок начал открывать рот при появлении ложки с едой, а также поворачивал голову в сторону ложки. Таким образом, он будет более сосредоточен на процессе питания, что очень важно.
Убедитесь, что все дети едят с разной скоростью. В частности, если малышу не нравится вкус пищи, он будет есть медленнее. Темп питания также может отличаться после сна и в период бодрствования.
Во время кормления говорите с ребенком добрым голосом, не стоит нервничать, если что-то идет не так или если вам кажется, что малыш медленно ест. Не торопите его и постарайтесь отложить свои дела. Также не стоит злиться, если он вдруг откажется от еды.
Рекомендуем подробно объяснять повторяющиеся действия, связанные с едой, это поможет ребенку активнее участвовать в процессе приема пищи и лучше понимать слова, что является очень важным.
Не обязательно показывать ребенку ложку во время еды, можно сделать это во время игры. Возьмите маленькую детскую ложку и покажите ее малышу вместе с другими игрушками. Пусть он познакомится с новым предметом, попробует его на вкус и повеселится.
Для первых попыток питания младенца желательно, чтобы еда была не слишком жидкой. Положите немного на тарелку. Так малышу будет легче ложечкой достать пищу, и ее будет меньше разлетаться.
Когда вы решите начать «практику», обдумайте, где будет происходить процесс. Выберите внимательно место для первого самостоятельного приема пищи. Возможно, все будет проходить «с размахом». Поэтому, во-первых, хорошо, если стены можно будет легко помыть (их следует покрыть плиткой или моющимися обоями). Обратите внимание и на пол: уберите ковер, если есть, или положите клеенку. Чтобы не пришлось лишний раз стирать одежду, разденьте ребенка до трусов.
Касаясь собственно ложки в качестве предмета, следует обратить внимание на материал, из которого она изготовлена. Оптимальным выбором будет пластмасса, а также латекс или силикон. Такие ложки не будут беспокоить десны и зубы ребенка при первых непривычных движениях, не заставят испугаться громким стуком о стол и холодным ощущением при контакте с поверхностью. Важно, чтобы материал был мягким и не окрашивался.
Предоставьте ребенку его собственную тарелку, желательно с ярким рисунком и высокими бортами.
Также можно научить малыша есть с помощью детской пластиковой вилки. При этом предлагайте ему пищу, которую легко зацепить или нанизать на вилку.
Не забывайте также об очень важном гигиеническом правиле: перед едой нужно помыть руки ребенку.
Как обучить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой: игры и дисциплина
Когда маленький ребенок пробует свои первые кусочки еды у взрослого и начинает пытаться взять ложку у мамы, чтобы самому управлять процессом, это означает, что время начинать обучение. Как поддержать малыша, если у него пока не очень хорошо получается есть самостоятельно?
У каждого малыша свой индивидуальный темп развития, поэтому одни начинают есть самостоятельно в 6-7 месяцев, а другие просыпаются в помощи взрослых даже в полтора года. Оптимальный момент для обучения пользованию ложкой определяет сама мама, исходя из потребностей своего малыша.
Когда начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно
Ребенок знакомится с приборами во время первых попыток прикорма, когда мама подает ему первую ложку каши или пюре. Таким образом, он осознает, что эти предметы предназначены для приема пищи, а не для игр. К году вполне возможно, что малыш будет с интересом брать у взрослого ложку, чтобы попробовать поесть самостоятельно.
Чем больше возможностей дать малышу, тем быстрее он научится самостоятельно есть. Не следует быть слишком защитническими и отнимать ложку у ребенка при первой же ошибке — нужно принять тот факт, что малыш не будет аккуратно есть самостоятельно сразу, а все навыки требуют постоянной практики.
Для борьбы с беспорядком маме пригодятся непромокаемый передник для малыша и пленка, которой можно покрыть пол вокруг столика. Это позволит сократить впоследствии объем уборки и стирки после еды.
Какую ложку выбрать для самых первых шагов
Не стоит предлагать малышу простую чайную ложку — она может быть слишком тяжелой для его маленькой ручки и повредить хрупкую зубную эмаль. Лучше всего приобрести специальный набор по первому прикорму, включающий в себя тарелку, ложку и вилку. Обычно они делаются из пластика, который безопасен для организма малыша, либо из бамбука, который считается экологически чистым материалом.
Иногда на ложки добавляют термочувствительный элемент, который поможет понять, не слишком ли горяча еда. Дети с удовольствием наблюдают, как меняется цвет пищи.
Как подготовить ребенка
Лучше выбрать момент, когда ребенок не слишком голоден и настроен на игру. Так он будет радостно принимать участие в этом процессе.
Ключевым моментом для успешного овладения навыком является обучение в спокойной и расслабленной обстановке. Если ребенок и мама будут чувствовать себя комфортно, кроха быстро и естественно научится держать ложку. Противоположный эффект может возникнуть, если заставлять малыша насильственно кушать ложкой или руководствоваться принципом «ему пора самому есть».
Прежде всего, важно понять, как научить ребенка держать ложку. Для этого надо поместить ее в ручку малыша и помочь ему правильно схватить ее. Можно повторить это действие несколько раз, чтобы малыш смог самостоятельно правильно взять инструмент. Затем можно перейти к изучению того, как научить ребенка есть ложкой.
Три метода наставления малыша на самостоятельное питание
Вероятно, ребенок уже много раз наблюдал, как ложка с пищей попадает в его рот, поэтому скорее всего он сам захочет попробовать поесть самостоятельно. Всё же, есть три способа, как научить малыша есть самостоятельно.
Покормить свою любимую игрушку. Дети любят заботиться о других, поэтому им будет интересно попробовать покормить своего любимого плюшевого мишку. Можно сделать вид, что угощаешь всех игрушек в доме, заставляя их попробовать кашу или суп — самое важное, чтобы у взрослых было терпение всё помыть потом.
Показать на собственном примере. Основной образец для малыша — его собственные родители, поэтому если мама или папа будут с огромным удовольствием есть с ложки, то малыш с удовольствием повторит это действие, стремясь повторить этот сложный «фокус».
Игровой подход. Воздушное судно садится на аэродром или машина заезжает в гараж? Какой транспорт выберет ребенок, таким станет и его ложечка. Можно выдумать различные маршруты и направления, главное, чтобы каша попала в цель.
Как помочь ребенку, если у него не получается
Не нужно быть настырным или оставлять малыша один на один с ложкой, в надежде, что он все-таки справится и поест. Обучение должно быть под контролем родителей, чтобы ребенок не остался голодным.
В начале некоторым детям тяжело справляться не только с ложкой, но и с своими эмоциями. Возможно, малыш будет расстраиваться от того, что он не так уверенно справляется с ложкой, как взрослые. Но здесь важно время — чем ребенок старше, тем больше практики у него будет и тем лучше он справится.
Почему дисциплина играет важную роль в обучении
Важно сохранять последовательность. Если родители решили позволить малышу есть самостоятельно, то не следует возвращаться к кормлению — лишь корректировать его действия и поддерживать интерес к процессу. Со временем у ребенка все получится лучше.
Не забывайте о правилах хорошего тона. Когда ребенок начинает умело пользоваться ложкой, хоть и в рамках игры, прием пищи не должен превращаться в цирк. Важно научить малыша тому, что за столом существуют определенные правила, которым нужно следовать.
Каждый отец или мать со временем осознают, как научить малыша использовать ложку самостоятельно. Родитель обязательно найдет подход к своему чаду, не смотря на первоначальные возражения или неудачи. Поэтому не нужно обескураживаться, если кроха не сразу проявит интерес к таким урокам. Рано или поздно бережно приготовленная близкими людьми пища смягчит его сердце, и ребенок с удовольствием протянет к ней ручку с ложкой.
Первая ложка ребенка или как научить малыша есть самостоятельно
Для того чтобы покормить ребенка в возрасте 6-8 месяцев родителям порой требуется использовать различные уловки. Дети уклоняются от ложки, рассыпают суп, пытаются погрузить обе руки в кашу. В возрасте приблизительно года родители начинают постепенно учить малыша кушать самостоятельно.
Первые попытки ребенка кушать самостоятельно
Не стоит ругать малыша за то, что он погружает руки в тарелку супа и опрокидывает ее. Это его первые шаги к самостоятельному питанию. Родителям придется много раз убирать за ребенком пролитый суп, перевернутую кашу и стирать его одежду. Но без этого нельзя научить его пользоваться столовыми приборами. Сначала ребенок будет макать руки в тарелку, затем сам будет брать ложку из рук матери, оценивая ее удобство. На этом этапе можно дать ему свою собственную ложку, чтобы он был занят во время еды. Если его руки будут заняты ложкой, ему будет легче не закапывать их в супу.
Позднее малыш будет пробовать ложку, пытаясь положить в нее что-то вкусное и донести ее до рта. Чаще всего ложка пройдет мимо рта, а содержимое выльется на пол, но со временем у него все получится.
Заблуждения родителей при обучении малыша
Показав терпение и настойчивость, можно научить дитя самостоятельно есть без особых трудностей. Иногда у родителей не хватает терпения, что может повлечь за собой некоторые проблемы.
Не следует пытаться покормить малыша, если он хочет сам взять ложку и попробовать себя в этом деле. Не нужно говорить ему, что «он еще слишком маленький». Ребенок может привыкнуть и потерять интерес к питанию. Он будет надеяться, что его мама всегда накормит и обучить его есть самостоятельно станет проблемой.
Если ребенок не может есть самостоятельно и все время разбрасывает содержимое ложки, не стоит лишать его этой возможности. Маме может быть лень убирать за ним, но лучше дать ему шанс научиться. Иначе, он будет думать, что ему ничего не надо делать самому, если все будут делать за него.
Также не следует спешить и давать ложку ребенку, пока он не проявляет к ней интерес. Принуждение его к этому только вызовет капризы и негативные эмоции.
Как решить эту проблему?
Возраст, когда лучше всего начинать процесс обучения использованию ложки, — от 10 до 12 месяцев. В этот период ребенок обычно уже обладает достаточной моторикой рук и проявляет интерес к новым навыкам. Поэтому не стоит откладывать знакомство малыша с этим важным процессом.
Важно обеспечить комфорт малышу во время кормления, выбрав удобный стульчик, который позволит ему легко дотянуться до пищи и использовать ложку. Чтобы избежать пачкания одежды, можно надеть на ребенка нагрудник или слюнявчик.
Не допускайте, чтобы ложка стала игрушкой для малыша. Это важно как с точки зрения гигиены, так и с психологической и воспитательной точек зрения.
Как правильно выбрать первую ложку для малыша?
При выборе первой детской ложки следует обратить внимание на несколько важных моментов:
Комфорт. Для удобства ребенка ложка должна быть небольшой, чтобы поместиться в его ротике. Ручка ложки должна быть достаточно широкой. Существуют ложечки с особым покрытием, реагирующим на температуру. Если еда горячая, ложка меняет цвет, сигнализируя о необходимости остудить блюдо.
Материал. В основном используются пластиковые ложки. Важно, чтобы они были изготовлены из безопасного пластика. Деревянные ложки не подходят для кормления младенца, так как в порах дерева могут скапливаться микробы и грязь. Алюминиевые ложки могут содержать вредные добавки.
Дизайн. Ложка должна быть яркой и привлекательной для ребенка, но не должна быть игрушкой.
Продолжая пользоваться этим веб-сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookies и метрических систем.
Более подробно о правилах использования информации Вы можете узнать из Политики конфиденциальности.
Как научить годовалого малыша есть ложкой и разрешить ли ему есть руками
Самое важное — уделить достаточно времени на прием пищи. Для того чтобы научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, необходимо потратить немало усилий.
Заранее подумайте о способах снять напряжение и сохранить спокойствие. Наблюдать за тем, как ваш юный повар медленно и небрежно ест, может быть испытанием. Это действительно сложно и заслуживает такого же уважения, как и усердие малыша на пути к пониманию искусства самостоятельного питания.
С чего начать учить ребенка поддерживать ложку
Дайте ребенку время проголодаться перед тем, как его покормить. Если у ребенка нет медицинских проблем, важно дать ему возможность почувствовать настоящий голод.
Затем посадите ребенка за стол. Обеспечьте возможность самостоятельно вставать и уходить, предложите еду. Положите ложку рядом и покажите, как ей пользоваться.
Важно различать между «позволять ребенку самому есть кашу или овощное пюре руками» и «учить ребенка есть кашу и овощное пюре руками». Вы являетесь примером правильного поведения, в том числе за столом. Показывая, как пользоваться столовыми приборами и есть, держа в руке кусочки овощей, фруктов, хлеб, вы даете ребенку возможность научиться.
Использование руки для удерживания и грызения предметов, а также для еды, как для тренировки, готовит ребенка к использованию ложки, делая этот процесс более эффективным. Особенно сложно начинать есть с ложки, поэтому на определенном этапе дети часто используют руки для перекладывания пищи в ложку, а затем едят уже с ней.
Важно дать ребенку возможность получить собственный опыт и сделать собственные выводы (исключая только опасные ситуации), а также проявить свои потребности в развитии через интерес к опыту и повторению его. Простое правило помогает нам здесь: мы разрешаем ребенку делать то, что он хочет, при условии, что это безопасно.
Если вы видите, что у ребенка возникают трудности с использованием ложки во время еды, и он предпочитает использовать руку для пюре, как это было раньше с кусочком яблока, позвольте ему самостоятельно осознать, что ложка может быть удобным инструментом. Ведь ложка — не просто предмет, а полезный инструмент, и преимущества использования ложки для жидкой пищи и вилки для мелких кусочков станут очевидны.
Предлагайте в первую очередь те блюда, которые ваш ребенок любит, и не начинайте сразу с больших порций. Пусть обед состоит из того, что он может легко съесть, даже если это делается рукой: картошка, макароны, пирожок.
На ужин можно приготовить калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель — все то, что можно выпить и получить порцию калорий, не затрачивая много сил. А на завтрак — подайте шарики из полезных сытных завтраков, которые ребенок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и ловить из тарелки.
Ребёнку нужно время, чтобы почувствовать удобство ложки⠀
Позвольте малышу насладиться процессом самостоятельного приёма пищи. Часто детки пробуют съесть несколько ложек, устают от усилий и начинают искать более простые способы, чтобы продолжить обед и отдохнуть. Они сами находят решение и справляются довольно успешно. Если вмешаться и начать кормить, лишая их этой победы, то мы демонстрируем, что более традиционный для взрослых способ (еда с ложки) более приемлем.
Когда ребёнок видит, что вы лучше справляетесь с кормлением, чем он сам, нет смысла использовать менее эффективный подход. В таком случае дети теряют мотивацию к развитию навыков использования столовых приборов.
Если малыш уж умеет сам пользоваться ложкой, но все равно просит помощи, когда ест, возможно, в нем уже сложилась привычка докармливания. С одной стороны, ему так удобнее. Возможно, он просто покорился вашему желанию его накормить, с учетом вашей тревоги за его аппетит. Хорошо, что он прекрасно осознаёт свои потребности и сигнализирует вам о насыщении, закрывая рот.
Попробуйте начать с того, что доверите его внутреннему чувству голода и насыщения. Предложите малышу съесть столько, сколько он сможет, без дополнительного кормления. Если ребенок будет слушаться свои ощущения голода, и увидит, что вы не настаиваете на докармливание, он сам начнет есть больше. Также можно подстраховаться, приготовив его любимые блюда на первое время.
Можно попробовать проводить свои дела во время того, как он ест, или начать есть самому, показывая ему пример. Таким образом, ребенок поймет, что ваши руки заняты и вы не можете его кормить.
Если малыш играет с едой
Вероятно, в начале ребенок будет уходить от стола, а затем возвращаться.
На первых порах можно позволить ему поэкспериментировать, но затем уберите еду и скажите:
— Если ты закончил, я уберу стол, в следующий раз будем кушать на обед.
Если он заявляет, что закончил, то стоит ему поверить, даже если вы понимаете, что это решение было несколько спонтанным.
Что касается размазывания каши по столу и других шалостей с едой. Для малыша важно познакомиться с пищей и ее свойствами, в том числе тактильно. Первое время не стоит этому мешать.
В случае, если вы замечаете, что ребенок заинтересовался игрой с едой, и забыл о цели — поесть, вам следует указать ему, что так делать не следует. Затем предложите занятие, основываясь на обнаруженном вами интересе:
- Мы не рисуем каши, а используем краски.
- Мы не лепим из хлебной крошки, но у нас есть пластилин, соленое тесто для лепки, глина, пластилин для лепки, а также множество других материалов.
- Мы не макаем руки в тарелку пюре, но мы можем играть с водой в ванне, мыть руки или посуду, стирать, изучая поведение воды и мыльной пены, ее температуру и текстуру, рисуем красками для пальчиков, лепим из снега, замешиваем тесто и так далее.
У взрослого человека гораздо больше опыта и воображения, поэтому он всегда может предложить малышу приемлемый способ для получения необходимого опыта движений и ощущений.
Приготовление пищи — это не только процесс, связанный с приготовлением еды. Это возможность экспериментировать с продуктами, что может приносить много интересного опыта. Такие упражнения помогают ребенку стать ловчее, умелее и независимее, что, впоследствии, сделает его более самостоятельным.
Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой
Когда малыш начинает есть ложкой самостоятельно, родители могут почувствовать облегчение. Теперь они могут спокойно ужинать вместе за одним столом! Однако, этому предшествует нелегкий путь. Сегодня мы обсудим, как помочь ребенку правильно держать ложку и какие шаги надо предпринять для развития этого навыка.
Почему важно научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?
Освоение навыка самостоятельного питания — это важный этап в развитии. Умение использовать ложку говорит о том, что малыш способен не только накормить себя, но и выполнить сложную и согласованную работу — взять прибор так, чтобы еда не выпала с него, и поднести его к рту, чтобы пища попала в нужное место. Для этого ребенок должен контролировать и управлять мышцами руки и пальцами.
Более того, навык есть с ложки самостоятельно является одним из показателей самообслуживания, который отражает уровень нервно-психического развития.
Чего должен научиться ребенок перед тем, как научиться есть ложкой самостоятельно?
Малыш учится питаться самостоятельно, проходя через несколько последовательных этапов:
берет еду своими руками;
Научившись пронзать продукты на вилку (в случае использования родителями этого столового инструмента),
малыш начинает опробовать использование ложки для еды.
С началом введения прикорма и проявлении интереса к еде ребенок стремится взять в руку то, что находится на его тарелке. Для малыша важно изучить продукт, его текстуру, форму, консистенцию. Со временем ему становится понятно, что этот продукт можно положить в рот. Сначала движения неуклюжие, малыш захватывает пищу всей ладонью и также пробует кормить себя.
Важно
Через несколько недель у ребенка начинают проявляться первые признаки щипкового захвата: малыш берет кусочки несколькими пальцами. Позже появляется захват большим и указательным пальцами — важное умение для того, чтобы научиться держать ложку.
Когда малыш овладевает этим навыком, он начинает проявлять интерес к столовым приборам, которыми его кормят. Самым простым из них для него является вилка: нужно всего лишь наколоть кусочек на зубчики и поднести еду ко рту, чтобы она не упала.
Но есть и другой столовый прибор, который более сложный для малыша — ложка. Ребенку нужно не только зачерпывать еду, но и тщательно нести ее до рта, что является непростой задачей. Поэтому этот навык может появиться позже, но его обязательно стоит тренировать и развивать.
В каком возрасте рекомендуется научить ребенка есть ложкой?
Малышу нужно предоставить ложку, как только он проявляет к ней интерес. До года он должен попробовать держать ложку самостоятельно, пробовать зачерпывать еду и нести ее ко рту. Конечно, в 8-9 месяцев не стоит ожидать идеальных результатов, важно просто, чтобы ребенок проявлял усилия и интерес.
Приблизительно в год целесообразно начинать постепенно учить ребенка правильно обращаться с ложкой. Важно демонстрировать, как держать ее правильно, передавая ее малышу во время каждого приема пищи, направляя его движения. Сначала это будет простая версия, когда ложка берется сверху всей ладонью.
Способы обучения ребенка умению пользоваться ложкой и необходимые условия
Часто удобные столовые приборы способствуют ускоренному освоению навыка кушать самостоятельно.
Первая ложка должна быть безопасной и удобной. Лучше всего выбирать материалы из пластика, резины или силикона. Некоторым людям больше нравятся легкие металлические приборы. Но керамические ложки лучше не использовать — они легко разбиваются.
Важно помнить об эргономике — это является ключом к успешному обучению ребенка технике самостоятельного приема пищи с ложкой. Удобство использования играет огромную роль. Ручка должна удобно ложиться в руке, быть нескользкой и достаточно короткой. Немного изогнутая форма поможет избежать разливания еды и легче подносить ее ко рту. Количество еды, которое можно взять ложкой, зависит от ширины черпака — он должен быть достаточно широким для удобного захвата, но при этом должен быть удобен для ребенка по размеру.
Подсказки для успешного обучения ребенка навыку самостоятельного приема пищи с ложкой
Не откладывайте введение кусочков в рацион. Дети проявляют интерес к еде, которую можно взять руками, а не к пюре. Сейчас доступно много информации о правильной подаче пищи, как нарезать продукты, чтобы ребенок мог самостоятельно брать их руками, не вызывая удушья.
Когда малыш начинает интересоваться столовыми приборами, можно дать ему собственную ложку. Так вы научите его держать ложку и одновременно отвлечете, чтобы он не мешал вам кормить.
Несложный факт
Дети самостоятельно научатся питаться, только если попробуют это сделать. Чем дольше родители откладывают дать малышу ложку в руку, тем позже он освоит этот навык. Конечно, гораздо проще (и чище) покормить ребенка самому, но это как будто бы делать ему вред. Разматривайте это затраченное время как вложение в независимое будущее вашего ребенка.
Будьте готовы к тому, что обучение ребенка есть ложкой не так просто, как кажется, и изначально это может быть сложным: еда будет везде, кроме тарелки, а малыш будет грязным. Используйте пеленки (удобнее силиконовые или с клеенкой), надевайте ему одежду, на которой не жалко появятся пятна, или оставьте в одном подгузнике, чтобы после еды было легче просто помыть, а не стирать кучу вещей.
Кормление детей ложкой — это ответственное дело, требующее скрупулезности. Поэтому не стоит разрешать смотреть мультфильмы во время обеда.
Для того чтобы малыш освоил навык использования ложки, лучше начать с более густых блюд: плов, пюре, каша. Пусть ребенок тренируется с небольшими «потерями» еды (это сделает маму более спокойной).
Не позволяйте играть с ложкой вне времени еды или вне кухни. Ложка должна быть связана исключительно с процессом кормления, а не с играми.
Для того чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно быть терпеливым, добрым и понимающим родителем. Не карайте ребенка за неопрятность. Он не проливает еду из ложки нарочно, чтобы вас раздразнить. Он просто учится. Лишние упреки, критика и крики могут вызвать страх и отвращение к процессу кормления и к еде в целом.
Поощряйте малыша за каждый маленький шаг вперед. Признайте, что умение пользоваться ложкой не приходит сразу. Но в присутствии спокойного и уверенного взрослого любой навык учится быстрее. Все обязательно получится!
Учим ребенка самостоятельно кушать
С первым прикормом не спешите — начинайте вводить его в рацион малыша с 4–6 месяцев, независимо от того, грудное он или искусственное питание получает. Первые порции новой пищи очень маленькие, но постепенно увеличиваются, и ребенок проявляет интерес к столовым приборам. Переход к самостоятельному питанию занимает время — несколько месяцев, но при подготовке и использовании правильных методик родители могут значительно облегчить процесс. Рассказываем, как научить ребенка есть самостоятельно и закрепить полученные навыки.
В каком возрасте лучше всего начинать обучение?
Оптимальный возраст для начала обучения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые малыши уже в 6-7 месяцев начинают проявлять интерес к еде и пытаются есть сами, в то время как другие ждут, пока их покормят, когда им исполнится полтора года. В среднем, ребенок готов начать обучение в 1 год: его ручки умеют уверенно держать столовый прибор, и он знает, как им пользоваться. Самое важное – поддерживать инициативу, когда малыш начнет пытаться есть самостоятельно, будь то кормление куклы, мамы или папы.
Как создать удобное окружение для малыша, учащегося есть самостоятельно?
Выбор правильных столовых приборов и первые шаги у знакомстве
Маленькие дети — это настоящие исследователи, им интересно не только смотреть на предметы, но и трогать, пробовать на вкус и исследовать их прочность. Поэтому знакомство с ложкой лучше начинать заранее (желательно до начала введения прикорма). Малыш будет вращать этот столовый прибор в руках, пытаться его покусать или играть с ним: так он привыкнет к нему и не испугается, когда придет время питания.
Не стоит использовать для кормления детей до 3 лет взрослые приборы из серебра или металла: они слишком тяжелые и не удобны для маленьких детей. Лучше выбрать пластиковые или силиконовые ложки, а также специальные модели из нержавеющей стали — они легкие, без острых углов и не нанесут вреда нежным деснам малыша. Такие ложки имеют удобные ручки, подходящие для маленьких ладошек, и могут использоваться с самых первых месяцев жизни.
Комплект посуды для самых маленьких
Помимо посуды для еды, на разных этапах самостоятельного кормления необходимы:
- тарелки. Для супов, пюре, каши и подобной пищи удобно использовать глубокие (200–400 мл) тарелки, снабженные присосками: они прекрасно фиксируются на столе, посуда не скользит и невозможно перевернуть ее;
- чашки-антипроливайки. При выборе антипроливайки нужно учитывать возраст ребенка. Для детей от 4–5 месяцев подходят модели с мягким силиконовым носиком, упоминающие уже знакомую бутылочку. Поильники с твердым носиком рекомендуется использовать с 6–7 месяцев, с трубочкой – с 9–12 месяцев. Детские антипроливайки имеют эргономичную форму и удобные ручки, облегчают переход от бутылочки к чашке, предотвращают проливание жидкости;
- Термос. Для организации приема пищи во время прогулок, приема гостей или путешествий подойдет термос, сохраняющий температуру напитка в любое время года (оснащен трубочкой, позволяющей ребенку сразу лакомиться соком, чаем или молоком).
Посуду можно приобрести как по отдельности, так и в наборе, рекомендуется выбирать модели из пластика, силикона и других легких, прочных и легко моющихся материалов. Важен дизайн: яркие цвета и интересные мультяшные персонажи привлекают внимание и мотивируют с удовольствием пользоваться посудой.
Подготовка места для приема пищи
Когда ребенок только начинает учиться есть самостоятельно, он с удовольствием играет с пищей, не всегда умудряясь довести ложку с кашей до своего рта. Важно обеспечить специальное место, где малыш сможет творить беспорядок: лучше всего провести это подальше от мягкой мебели и штор, а также защитить все чувствительные поверхности от разливов. Маме стоит надеть фартук или натертую домашнюю одежду, в которой пятна не так страшны.
В начале обучения малыш может сидеть у мамы на руках, позже удобно использовать специальные стульчики для кормления. Они обеспечивают надежную фиксацию и оснащены компактными столиками, на которых удобно разместить тарелку с едой, поильник, бутылочку или чашку (для них предусмотрены специальные отверстия). Есть различные варианты регулировки высоты и наклона спинки. Обычно стульчики изготовлены из материалов, с которых легко смываются любые органические загрязнения, что значительно упрощает уход за ними.
Важно использовать нагрудник, который помогает сохранить чистоту одежды ребенка. Хорошо зарекомендовали себя традиционные модели с кармашком, куда сыпятся крошки, капли воды во время самостоятельного приема пищи. В продаже есть нагрудники из ткани с водоотталкивающим покрытием, силикона, пластика. Такие варианты легко моются и быстро сохнут, не требуя стирки после каждого использования. Для путешествий и прогулок можно выбрать одноразовые бумажные модели.
Что важно запомнить родителям
Обучение, основанное на собственном примере, самое эффективное, достаточно:
- организовать детское место рядом с взрослым столом, чтобы ребенок видел, как едят папа, мама, брат или сестра. Прием пищи в кругу семьи не только улучшает аппетит, но и воспитывает дисциплину;
- Демонстрируйте способ набирания пищи ложкой и помещения ее в рот, описывая каждый шаг. После каждого показа попросите малыша повторить действие, деликатно направляя его ручку;
- Вовлекайте ребенка (в возрасте от 1,2–1,5 лет) в процесс уборки после трапезы.
Первые шаги обучения лучше начинать с пищи, которую ребенок любит. Для привлечения внимания можно аранжировать фигурку из фруктовых кусочков или изобразить персонажа на поверхности пюре. Не перегружайте тарелку и не предлагайте слишком жидкие блюда, оптимальное решение – консистенция средней плотности, удобно ложкой. Чтобы ускорить процесс обучения и сделать его приятным, следуйте этим рекомендациям:
- Позвольте ребенку держать ложку способом, который он выберет. Если он левша, не перекладывайте прибор в правую руку;
- Необходимо запретить использование еды для игр: разлить кашу из тарелки, ударить грязной ложкой по столу или бросить пюре следует пресекать немедленно с помощью мягких методов воздействия;
- Ребенка кормят дополнительно: это может привести к потере интереса к еде, но это не означает, что он уже наелся;
- Вся семья придерживается общего подхода к обучению. Если мама и папа учат ребенка есть самостоятельно, а бабушка или дедушка кормят его, то ребенок может стать ленивым и потерять интерес к процессу, который требует аккуратности и быстро надоедает;
- Родители постепенно отдаляются: сначала поддерживают и направляют ручку, затем сидят рядом и помогают, а к 2-3 годам начинают контролировать процесс издалека, не отвлекая и не мешая замечаниями.
Важна последовательность: не стоит сразу использовать все столовые приборы и посуду. Сначала – ложка, затем – поильник после бутылочки, вилка вводится в возрасте от 1,5 лет, а детский пластиковый нож – после 2 лет. До 3 лет главное внимание уделяется обучению самостоятельному приему пищи, детям постарше нужно учить основам культуры поведения за столом: не плевать в тарелку, вытирать рот салфеткой и говорить «спасибо». Основные правила лучше проговаривать с 1–1,5 лет, чтобы они стали для малыша привычными. Помните, что дети всегда следуют примеру родителей: если они видят, как мама и папа следят за порядком за столом с малых лет, ребенок будет поступать аналогично!