Рубрики
Про детей

Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога

Для многих родителей огромной гордостью является то, что их ребенок начинает читать уже в три года. Но стоит ли торопить события и начинать обучение чтению, когда до школы еще несколько лет? С чего лучше всего начинать процесс обучения, чтобы ребенок научился не просто читать по слогам, но и делал это легко и с удовольствием? На все эти вопросы ответы дала учитель начальных классов и логопед Ная Сперанская в беседе с «Газетой.Ru».

Идеальный возраст для начала обучения чтению

По мнению логопеда Наи Сперанской, наилучшим возрастом для начала постепенного обучения чтению является 5,5 лет.

Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и начало обучения чтению должно определяться исходя из его готовности, а не строго определенного возраста. Есть дети, которые готовы к этому навыку уже в 3-4 года, в то время как другие могут «созреть» к этому к 1 классу. Опыт показывает, что важно учитывать индивидуальные особенности каждого малыша. Недавно я работала с мальчиком, которому было 6,5 лет, но он не умел читать. Он знал буквы, отдельные слоги, но не мог связывать их в слова. Однако начав систематически заниматься, стало ясно, что он был абсолютно готов к чтению. Всего за два месяца он значительно улучшил свои навыки и стал читать слова по слогам», — делится своим опытом Сперанская.

Эффективные методики обучения чтению для детей

Одно из первых умений, которое следует передать вашему малышу, — умение соотносить букву с звуком. «Нельзя учить ребенка именам букв, как в алфавите: «эм», «бэ», «вэ». В противном случае обучение обречено на неудачу. Школьник попытается использовать новые знания на практике. Вместо того, чтобы читать «мама», он будет читать «мэ-а-мэ-а». Потом придется переучивать», — предупредила логопед.

Поэтому важно сразу дать ребенку не имена букв, а звуки, которые они обозначают. Не «бэ», а «б», не «эм», а «м». Если согласный смягчается гласным, тогда нужно отразить это в произношении: «т'», «м'», «в'» и так далее.

Чтобы помочь ребенку лучше запомнить графические символы букв, лепите вместе с ним букву из пластилина, укладывайте с помощью пуговиц, рисуйте пальцем на блюде с мукой или манкой. Раскрашивайте буквы карандашами, рисуйте водными маркерами на плитке в ванной.

Вначале юному чаду покажется, будто каждая буква похожа на другую. Проведение этих действий поможет научиться отличать их друг от друга, — сообщила специалист по логопедии.

Как только малыш запомнит буквы и звуки, можно переходить к запоминанию слогов.

Как помочь детям соединять буквы в слоги

«Соединение букв в слоги — это как запоминание таблицы умножения. Просто нужно запомнить эти сочетания букв», — пояснила специалист по логопедии.

Ная Сперанская отметила, что большинство учебных пособий предлагают детям изучать чтение именно через слоги. При выборе следует учитывать два важных момента:

1. В книгах должно быть небольшое количество текста и много иллюстраций.

2. Слова в них не должны быть разделены на слоги посредством больших пробелов, дефисов или длинных вертикальных черточек.

Чтобы облегчить процесс чтения, необходимо избегать излишних преград для восприятия слов. Удобнее рассматривать слово как целое, а не как обособленные части. Эффективнее всего под словом не должно быть лишних пробелов или других разделителей, и слоги должны быть выделены под ним дугами», — поделилась информацией специалист по логопедии.

По словам Сперанской, для изучения слогов подходят кубики с буквами — играя с ними, ребенок быстрее запоминает комбинации.

Один из способов помочь ребенку освоить буквы и слоги незаметно — распечатывать их крупным шрифтом на бумаге и развешивать эти листы по всему жилищу.

Развесьте их в разных местах: на дверце холодильника, на стене в детской, в ванной комнате. Когда такие листочки украшают каждый уголок дома, можно несколько раз в день случайно вернуться к ним. Вы моете руки? Прочитайте, что написано рядом с раковиной. Ваш ребенок с нетерпением ждет, пока вы приготовите обед? Попросите его перечислить слоги, которые висят на холодильнике. Постарайтесь заниматься незаметно, но как можно чаще. Шаг за шагом ваш ребенок освоит слоги и, наконец, начнет читать», — поделилась специалист.

Сперанская утверждает, что такой метод обучения чтению поможет ребенку научиться гораздо быстрее, чем после ежедневных уроков, когда родители сажают малыша за стол и говорят: «Сейчас мы будем учиться читать.»

Если вам очень сложно отказаться от таких мероприятий, то обратите внимание, что у дошкольных детей нервная система еще не готова к длительным и однообразным урокам. Ребята прилагают огромные усилия для анализа графических символов. Учить чтению для них — это как учить сложный шифр. Поэтому важно соблюдать четкое расписание для таких занятий. В 5,5 лет дети способны удерживать внимание не более 10 минут, в 6,5 лет — 15 минут. Именно столько должна длиться одна сессия. И таких «уроков» должно быть не более одного в день, если, конечно, вы не хотите, чтобы мотивация к обучению исчезла до школы», — пояснила логопед.

Как правильно объяснить ребенку, как делить слова на слоги

Когда учите ребенка делить слова на слоги, используйте карандаш. Обозначайте слоги карандашом с помощью кривых линий.

Разберем слово «автомобиль». Здесь можно выделить четыре слога: «ав», «то», «мо», «биль». Первые два слога легко прочитает любой ребенок, а вот третий и четвертый могут вызвать затруднения. Малышу не всегда удается сразу охватить несколько букв. Поэтому предлагается обучать чтению не только по слогам, но и по слогослияниям. Это означает, что мы учим читать сочетания гласных и согласных звуков, при этом согласные прочитываются отдельно. Например, слово «автомобиль» мы будем читать так: «ав» «то» «мо» «би» «ль». Последние две буквы «би» читаем отдельно от «ль». Когда ребенок обучается читать по слогослияниям, он быстрее осваивает сложные слова и переходит к беглому чтению», — утверждает логопед.

Слогослияния в тексте можно обозначить с помощью дуги — для гласного+согласного и точки — для отдельного согласного.

Найа Сперанская советует родителям уделять больше внимания тренировке слогов и слогослияний, прежде чем переходить к текстам, позволяя ребенку самому предложить это.

«Если ребенок дошкольного возраста не хочет читать, не стоит настаивать. Лучше привыкните к слогам и слогослияниям. Медленно, но верно. Обучение должно происходить постепенно, от простого к сложному. Навык чтения формируется со временем,» — отметила Сперанская.

Кроме того, важно объяснять значения прочитанного, когда ребенок начнет читать слова и предложения.

После того, как ребенок прочитал слово «мама», важно спросить его о значении прочитанного», — сказала логопед, — «Это поможет ему не только хорошо читать, но и понимать прочитанное. К сожалению, часто встречаются дети, которые могут «шпарить» тексты, но не могут объяснить, о чем они».

Ная Сперанская рекомендует следующие материалы для домашнего обучения:

1. Книга «Уроки русской грамоты» О. А. Безрукова и О. Н. Каленкова, издательство «Русская Речь»
2. Плакаты для обучения чтению и грамоте В. Г. Дмитриева, издательство «АСТ»
3. Рабочая тетрадь «Ну-ка, буква, отзовись!» Е.В. Колесникова
4. Книги из серии «Читаем сами» издательства «Вакоша»

Способы обучения чтению для детей: как научить читать

Изучаем, с какого возраста лучше всего начать обучение ребенка чтению и какие методы использовать.

Время для обучения чтению

Существуют центры развития, где малышей начинают учить читать уже, начиная с самых маленьких лет. Однако специалисты рекомендуют не торопиться и начинать обучение чтению не раньше четырех лет, а лучше всего – в пяти-шести лет. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, умеют составлять предложения и четко произносить слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребенка читать, уже незадолго до начала школьного обучения.

Как понять, готов ли ребенок к обучению чтению

Перед тем, как начать учить ребенка читать, нужно убедиться в том, что он готов и желает научиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Понимает ли малыш концепции «справа — слева», «большой — маленький», «внутри — снаружи»?
  • Умеет ли он обобщать предметы по указанным признакам?
  • Различает ли он сходные и различные формы?
  • Может ли он запомнить и выполнить минимум три инструкции?
  • Составляет ли правильно предложения?
  • Четко ли произносит слова?
  • Способен ли он пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
  • Умеет ли выражать свои чувства и впечатления?
  • Может ли предсказывать концовку простой истории?
  • Участвует ли он активно в диалоге?
  • Слушает ли внимательно, не перебивая?
  • Умеет ли составлять рифмы?
  • Привлекают ли его буквы?
  • Хочет ли ребенок самостоятельно изучать книги?
  • Нравится ли ему, когда ему читают вслух?

Если ваш малыш готов и ответил «да» на эти вопросы, то скоро он освоит искусство чтения.

Методы обучения грамоте

В основе многих методик лежит игровой подход, который делает обучение увлекательным и помогает лучшему усвоению материала.

Кубики Зайцева

Эти кубики уже более двух десятков лет знакомят детей с буквами и помогают им составлять слова и слоги. Они помогают различать гласные и согласные звуки, а также звонкие и глухие. В наборе 52 кубика, на каждом изображены слоги — сочетания гласной и согласной буквы. Кубики различаются по размеру и цвету, где крупные обозначают твердые слоги, а мелкие — мягкие. Родителям рекомендуется повторять или петь слоги во время занятий, чтобы ребенок лучше их запоминал.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

Помимо использования кубиков с буквами, в данной методике чтения также применяются «теремки» — специальные коробочки с буквами на гранях и окошками. С их помощью можно составлять слоги, вкладывая кубики. А из нескольких теремков можно составить целое слово.

Карточки по методу Домана

Этот способ обучения чтению основан на запоминании слов в целом, начиная с простых и переходя к более сложным. Сначала дети учат первые 15 карточек, которые им показываются на короткое время, с последующим произнесением слов. Затем они учатся запоминать словосочетания. Этот подход позволяет не только расширить словарный запас, но и существенно улучшить память в целом.

Методика Марии Монтессори по обучению чтению

Идея методики Ольги Соболевой заключается в том, что вначале ребенку предлагается прочувствовать звуки буквы, а затем произнести их. Для этого используются специальные карточки с изображенными буквами, по которым ребенок проводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно перейти к слогам и предложениям. Методика Ольги Соболевой помогает не только научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение делать анализ.

Методика Ольги Соболевой

Как обучить ребенка чтению по частям слова

Для обучения ребенка грамоте по слогам рекомендуется использовать поэтапный подход. Сначала необходимо объяснить ему, что существуют гласные и согласные звуки, а также глухие и звонкие. Проводите занятия с ребенком, чтобы он смог осознать разницу между ними. Буквы и звуки можно изучать даже во время прогулок: обратите внимание ребенка на буквы на вывесках и рекламе, и в скором времени он научится их узнавать.

Как только ребенок запомнит буквы и звуки, начинайте обучать его чтению простых слов, таких как «мама», «папа». Затем приступайте к более сложным словам, например, «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребенку, что слоги можно петь.

Далее переходите к составлению слов. Вы можете вырезать карточки со слогами и предложить ребенку составить из них слова. Когда он научится этому, можно переходить к чтению небольших текстов. Начинайте с двух-трех фраз, а через некоторое время перейдите к текстам из пяти-десяти предложений.

Для зачисления в начальную школу Фоксфорда необходимо, чтобы у ребёнка были хотя бы базовые навыки чтения, устного счёта и письма. Для оценки готовности к школе мы предлагаем небольшой тест, который не требует специальной подготовки.

Упражнения для обучения чтению

В сети можно найти множество заданий, которые помогут детям научиться читать. Они могут быть распечатаны и приступить к занятиям сразу. Сначала рекомендуется начать с упражнений, где учат распознавать буквы и отличать правильное написание от неправильного. Когда ребёнок освоится с алфавитом, можно перейти к заданиям на слоги.

Такие упражнения не только обучают чтению, но также развивают логическое мышление.

Постепенно переходите к заданиям, где нужно не только правильно прочесть, но и написать слова.

Филворды — одни из самых сложных и увлекательных упражнений, где нужно найти и зачеркнуть слова на поле из букв.

Игры для развития навыков чтения

Используя кубики или карточки с буквами и слогами, можно играть с малышом в различные обучающие игры. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Магазин

Выберите слово из трех-четырех слогов и выложите карточки на полу с этими слогами в произвольном порядке. Объясните ребенку, как произносятся эти слоги. Это будут «магазины». Предложите ребенку различные игрушки и попросите его поместить их в магазины по вашему выбору: например, машинка возвращается в магазин «ТА», медведь идет в магазин «РА», мячик катится в магазин «КЕ» и так далее. Убедитесь, что ребенок правильно размещает игрушки. По завершении игры предложите ребенку составить слово из слогов-магазинов. Возможно, не сразу, но он сможет составить «РАКЕТА». Постепенно вводите новые слоги в игру.

Гаражи

Представьте перед собой изображения различных товаров на столе — это ваш магазин, а вы — продавец. Вручите малышу набор карточек со слогами — они будут выступать в роли денег. Ребенок должен будет купить все товары в магазине, но каждый товар можно приобрести только за слог, с которого он начинается. Например, рыба доступна только за слог «РЫ», а молоко — за слог «МО» и так далее. Для усложнения задачи добавьте некоторые лишние карточки. После того, как ребенок освоится, измените правила игры: например, товары можно будет приобрести не за первый, а за последний слог. Эта игра одновременно простая и сложная, ведь она позволит ребенку понять, что слова не всегда записываются так, как произносятся. Например, корову нельзя приобрести за слог «КА».

Это игра для группы детей. Раздайте каждому несколько карточек с различными слогами. Затем поочередно доставайте из коробочки кубики с другими слогами и объявляйте их вслух. Ребенок, у которого есть карточка с соответствующим слогом, забирает его. Побеждает тот, кто первым заполнит все карточки. В ходе игры дети автоматически запоминают слоги, которые использовались в игре.

Как поспособствовать быстрому освоению чтения детьми? Пять интересных практик!

учим ребенка читать по слогам

Хотите научить ребенка разбирать слова на слоги, но ничего не выходит? Пытаетесь много раз, но всё быстро забывается, и все ваши усилия заканчиваются криками и слезами? Скоро школа, и начинаете волноваться, но не стоит паниковать. Возможно, ваш малыш просто еще не готов или вы начали не так. Оставайтесь с нами, и вы все поймете.

Как научить ребенка разбирать слова на слоги так, чтобы это было интересно?

Если ваш ребенок уже знает буквы, но не хочет учиться разбирать слова на слоги, вероятно, вы не объяснили, зачем ему это нужно. Аргументы типа «для того чтобы читать», «для успеха в школе» не срабатывают. Ребенок должен понять, зачем ему это сейчас? То есть вам нужно убедить его научиться разбирать слова на слоги так, чтобы он сам этого захотел и остался доволен.

как научить ребенка читать

Как же это сделать?

Начните с того, что заинтересует ребенка. Например, пока гуляете по городу, обратите внимание на афишу кинотеатра или цирка и спросите: «Тебе хочется узнать, какой мультфильм будут показывать в кино? Давай почитаем». Или еще один пример: «Мороженое, с каким вкусом ты бы хотел? Давай почитаем, что тут предлагают?». Конечно же, ребенок ответит, что не умеет читать, и попросит помочь. Именно в этот момент объясните ему, почему важно уметь читать и какая от этого польза.

Идея усвоена – можно начинать обучение!

учим ребенка читать

Если ваш малыш еще не освоил полностью алфавит, то можно начать формировать маленькие слова из изученных букв. Ребенок выучил пару букв, например, «М», «У», «Я»? Отлично! Соберите их в слово «МЯУ» и спросите кого это может изобразить. Попросите его продиктовать за вами по слогам: «мя-у», делая паузу после каждого слога.

Этот метод поможет вашему ребенку в дальнейшем легче читать по слогам более сложные слова.

5 интересных заданий для обучения детей навыкам чтения по слогам

обучение детей чтению по слогам

Первое правило, которое стоит помнить всем родителям, прежде чем начинать обучение своего ребенка до семи лет, это отсутствие принуждений — превращайте все в игру. Таким образом ваш малыш будет с удовольствием принимать участие в процессе, и вы скорее увидите результат.

Поэтому все упражнения, которые мы подготовили, представлены как игровые.

Яйца с сюрпризами

Соберите несколько пластиковых яиц от киндер-сюрпризов и маленькие карточки с буквами. Придумайте собственную игру. Например, поместите в яйца буквы, которые составляют имя известного мультяшного персонажа. Потом предложите ребенку разгадать загадку и найти этого героя, который заблудился и не может найти дорогу к себе домой. Затем вместе открывайте яйца и составляйте имя, оставляя маленькие промежутки между буквами. Например, «КА-РЛСОН». Как только ребенок составит имя, попросите его прочитать его по слогам и пригласить героя назад.

Когда ребенок справится с заданием и угадает всех героев, можно дать ему игрушечных персонажей, которых он вызывал (если они есть в доме), или посмотреть любимый мультфильм вместе.

Найди двойника

Возьмите кубики с буквами и вместе с малышом создайте из них слоги. Давайте, например, «БА». Произнесите слог несколько раз, чтобы ваш ребенок запомнил его. После этого попросите его найти этот слог в любой книге.

Вероятно, не всегда получится с первого раза. Но не беда, поощряйте ребенка за каждый найденный слог и утверждайте, что это только игра, и не стоит грустить в случае неудачи.

Подобное упражнение способствует развитию зрительной памяти и поможет ребенку лучше запоминать слоги.

Будем дружить

Чем еще можно заняться, кроме простого сочетания гласных и согласных в слоги? Совсем другое дело — научить буквы дружить, чтобы они собирались в слова. Вам понадобится магнитная доска и магнитные буквы. Уложите буквы в определенном порядке:

игра для обучения чтению

Потом объясните малышу, что буквы поссорились и нужно их соединить и помирить. Перемещайте вместе букву «А» к «У» и читайте результат — «АУ». Так ребенок увидит, что объединять буквы в слоги это весело, и с удовольствием начнет объединять слоги в слова.

Также изучайте чтение по слогам с помощью наших бесплатных игр.

лучшие игры для изучения букв алфавита

Собери меня

В этом задании нужно проявить немного фантазии. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте на нем картинку собаки. Под изображением пишите слогами слово «СО-БА-КА». Потом возьмите ножницы и разрежьте лист вертикально на три равные части, где будут части рисунка и слогов. Попросите ребенка прочитать каждый слог отдельно, а потом собрать собаку и прочитать слово вслух по слогам.

Если у вас нет времени на рисование самостоятельно, можно приобрести подобные пазлы в магазине.

Это забавное упражнение поможет ребенку быстро научиться читать слоги в длинных словах.

Слово-трансформатор

Для данного упражнения подходят игральные кубики или карточки с буквами. Например, возьмите с вашим малышом знакомое слово «СО-БА-КА» и разложите его на слоги, затем на отдельные буквы. Скажите: «А теперь посмотри, сколько новых слов нам может подарить наше «СОБАКА»! Давай посмотрим?».

После этого составьте новые слова из отдельных букв: «СОК», «БАК», «БОК», «КО-СА». Поочередно составляйте слова, попросите ребенка прочитать каждое по слогам и объяснить значение.

Это упражнение поможет за одно занятие научиться читать несколько слов из уже знакомых слогов.

Уделите каждый день 10-15 минут своему малышу, и уже через несколько недель вы увидите первые результаты. Ваш ребенок сможет объединять буквы в слоги и разгадывать маленькие слова по слогам. И самое важное, он будет делать это с увлечением и удовольствием, ведь весь процесс обучения представляет собой увлекательную игру.

игра для чтения по слогам

Если у вас нет времени для самостоятельных занятий с ребенком, запишите его на бесплатное пробное занятие в нашу виртуальную школу. Посмотрите, как проходят уроки, подойдут ли они вашему малышу, а потом примите решение, какой метод обучения вам подходит лучше.

Наши читатели могут воспользоваться промокодом KIDSKEY_BLOG для получения дополнительных бесплатных уроков*.

KIDSKEY_BLOG

* Для получения бонусных уроков на ваш счет просто введите промокод KIDSKEY_BLOG при оплате любого пакета в поле «Введите промокод».

Как быстро научить ребенка читать по слогам в 6 лет

Как научить ребенка читать дома — вопрос, который беспокоит многих родителей, когда их малыш достигает определенного возраста. По сути, если он уже умеет читать при поступлении в школу, начинать учебу будет намного проще. Родителям тоже интересно видеть, как их дети учатся грамоте. И, конечно, если малыш научится читать до школы, его адаптация и первые шаги в учебе пройдут гораздо гладче.

Фото: Global Look Press

Когда лучше начать обучение чтению

Если ребенку три или четыре года, возможно, он непросто будет сосредоточиться на азбуке. В этом возрасте игрушки и движение кажутся более увлекательными, чем умственные занятия. Однако случается, что ребенок проявляет интерес к книгам, раскраскам и стремится понять смысл подписей на картинках. В таком случае можно попробовать обучение. Если малыш заинтересован, не стоит пренебрегать такими уроками. Лучше проводить их в игровой форме.

В пять или шесть лет уже можно начинать обучение буквам и слогам. В этом возрасте дети готовы к коротким урокам в домашних условиях.

Однако не следует перегружать детей информацией, не проводить «мозговых штурмов». Для них главное — запомнить буквы, научиться читать слоги и постепенно формировать из них слова. На данный момент этого будет вполне достаточно. И ни в коем случае не нужно проверять ребенка на скорость чтения, требовать выразительности или быстроты. Все это придет в последующем, уже в начальной школе.

Для обучения грамоте требуется букварь

Важно отметить, что лучше начинать обучение малыша не с книг с крупными буквами, а именно с настоящего букваря. Именно благодаря ему можно понятно объяснить ребенку, как называется каждая буква, как из букв образуются слоги, а затем слова и предложения.

В учебнике избегаем излишнего числа иллюстраций, важно, чтобы внимание ученика привлекали именно буквы и слоги, а не персонажи из сказок или мультфильмов.

Учим гласные звуки

Прежде всего необходимо усвоить открытые гласные – А, О, У, Ы, Э, а также звонкие согласные – М, Л. Особенно важно правильное произношение! Необходимо произносить не «МЭ» или «ЭМ», а коротко и ясно – «Мм…». Последними запоминаются шипящие звуки – Ж, Ш, К, Д, Т.

Повторяем изученный материал

Перед началом каждого урока необходимо повторить ранее изученный материал, иначе мало что запомнится. Повторение поможет приобрести навык чтения. Несколько минут на повторение в начале урока будут вполне достаточны.

Изучаем чтение по слогам

После того, как изучены все буквы, можно приступать к обучению чтению по слогам. Первыми берутся простые двузвучные слоги: МА, ЛА, ПА, ПО и так далее. Для примера рассмотрим слово «мама» — его следует читать так: «м-м-ма-а-а-а» — «м-м-ма-а-а-а». То есть постепенно добавлять второй слог. Главное, чтобы ребенок понял, что первая буква плавно переходит ко второй, а не читается по-отдельности! В противном случае он будет читать «мэ-аа». Разбираясь в том, как образуются слоги из двух простых звуков, малыш постепенно освоит слоги с глухими и шипящими согласными. Чтение слогов необходимо закреплять многократным повторением. Овладев простыми слогами, можно переходить к чтению более сложных — например, ав, ус, эх.

Правильное произношение слов

Поняв принцип чтения по слогам, можно приступать к прочтению простых слов – ма-ма, па-па, ра-ма. Очень важно следить за тем, как произносит эти слоги малыш. Необходимо, чтобы между слогами не было разрывов, но при этом ребенок не должен выговаривать слова на одном дыхании, без пауз. Следует объяснить, что после каждого слова нужно делать небольшую остановку. В дальнейшем ребенок сам научится чувствовать, когда делать паузы, уменьшать их или увеличивать. Таким образом, слова соберутся в предложения и абзацы, и учиться будет намного легче.

Чтение по желанию

Необходимо избегать принуждения ребенка к чтению в случае его несогласия. Занятия должны осуществляться только при его искреннем интересе. Важно не поднимать голос на малыша, не тянуть его за руку и не выражать разочарование в отсутствие результатов (даже если они пока не видны). Следует спокойно и ненавязчиво, как во время игры, давать советы и поправлять ошибки. Таким образом, сын или дочь будут чувствовать, что они сами преодолевают трудности, что будет дополнительным стимулом к обучению.

Может ли компьютер научить ребенка читать

Многие осведомлены о том, что в настоящее время имеются специализированные цифровые приложения, направленные на обучение детей навыкам чтения. К сожалению, на данный момент ученые еще не пришли к единому мнению относительно их эффективности. Однако было замечено, что чтение с экрана искажает восприятие звуков и текста, что впоследствии может затруднить усвоение информации с других источников. Таким образом, такие программы рекомендуется использовать скорее в качестве развлечения, нежели для серьезного обучения.

Отзыв

Елена Бережная, мать пятилетней Насти:

– По моему мнению, для обучения детей грамоте лучше всего использовать старые советские буквари. Именно таким источником знаний пользовалась я, уча свою дочь. Также нам очень помог интерактивный метод. Муж случайно нашел и купил плакат со слогами — там можно нажать на слог и услышать правильное произношение, или услышать слог, а затем ребенок должен его найти. Объединив старый букварь с современными технологиями, мы добились значительных успехов.

Конечно, сейчас существуют специальные программы для обучения грамоте, которые легко устанавливаются на компьютер или планшет, но с ними у нас ничего не получилось. Дочка совсем не могла разобраться с этими программами, не говоря уже о том, чтобы извлечь из них пользу.

Ирина Васильева, мама уже взрослого Ивана:

— Когда мой сын Ваня был совсем маленьким, мы много читали ему на ночь и слушали детские аудиокниги. В три года мы приобрели пластиковый коврик-пазл с крупными буквами, в которых можно было разгадать различные слова. Когда Ваня научился с ними справляться, мы начали играть в увлекательную игру: я рассказывала историю, но ключевые слова оставляла незаполненными, и мой малыш должен был догадаться, что же именно подходит на их место. Например: «И когда капитан открыл сундук, он обнаружил внутри большую яркую серебряную (коробку)».

Алина Васина, специалист по вопросам развития детей в центре «Минимишка»:

Существует огромное количество методик, которые используются для обучения детей чтению в домашних условиях, и можно выбрать оптимальную, если появится желание. Однако я хотела бы подчеркнуть другой аспект – роль, которую играют родители в процессе домашнего обучения. Когда малыш слышит звуки букв и слогов, произносимые родительским голосом, он воспринимает информацию гораздо глубже и осознаннее. В его подсознании начинается серьезная и творческая работа. Ни одно устройство не сможет заменить этого эффекта!

Более того, когда дети просто смотрят или слушают готовые программы, они пассивно воспринимают готовые образы и системы, созданные кем-то другим. Возможно, что-то из этого им удастся усвоить, но именно в процессе творческого восприятия и физического контакта с букварем и родителями возникает более глубокий и серьезный эффект на всех уровнях – умственном, духовном и психическом.

Полина Васильева
Как научить ребенка читать по слогам

Мои дети рано освоили навык чтения, начиная с звуков и переходя к слогам. Когда мои знакомые обратились ко мне с просьбой поделиться методикой обучения чтению, я поняла, что они выбрали не самый правильный путь, уча ребенка читать буквы так, как они звучат в алфавите: «М» — это «Эм», «Б» — это «Бэ» и так далее. Я поняла, что такой подход может запутать малыша и усложнить процесс обучения. Поэтому в этой статье я поделюсь своей методикой, которая позволит вашему ребенку быстро и правильно освоить навык чтения, чтобы к моменту поступления в школу он уже мог свободно читать любую детскую книгу.

Ниже представлены основные аспекты, которые будут рассмотрены в данной статье:

– Ищем оптимальный метод обучения
– Изучаем гласные и согласные
– Повторяем и вновь повторяем
– Начинаем распознавать слоги
– Читаем простые слоги
– Переходим к сложным слогам
– Пробуем собирать слова
– Следим за правильным произношением
– Учитываем возраст ребенка
– Обучаемся через игры

Итак, вот основные правила:

1) Первое
Совет по выбору методики и учебника.
Будет лучше, если вы приобретете читанку, написанную Н.С.Жуковой

Это руководство очень эффективно поможет детям понять, как правильно начинать писать буквы в слогах, читать по слогам, а затем уже составлять целые предложения. В нем не так много изображений, но их достаточно, чтобы ребенок не скучал.
Непременно приобретите этот учебник, его можно найти в любой книжной лавке (или загрузить онлайн, если найдете). Я обучала своих детей именно по этому методу, пересмотрев кучу других и остановившись на этом.

2) Второе
Как правильно обучать гласные и согласные.
Сначала запоминаем открытые гласные, твердых: А,О,У,Ы,Э.
Далее изучаем твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные нужно только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

5) Пятый шаг
Повторение — лучший способ к изучению.
Каждое занятие мы должны пересматривать уже изученный материал, а именно звуки, которые мы изучали на предыдущем уроке. Это закрепление содержания позволит сформировать у ребенка правильный механизм чтения в кратчайшие сроки.

6) Шестое
Чтение по слогам.
С учетом того, что мы уже запомнили некоторые звуки, необходимо научить ребенка читать слова, разбивая их на слоги. Этот навык является не таким уж сложным, как может показаться.
Расшифруем слог «Ру».
Посмотрите в учебнике, как первая буква слога — «Р» — переходит ко второй букве — «у». Именно так и нужно обучать ребенка читать по слогам: «р-р-р-у-у-у-у-у» — «р-р-р-у-у-у-у-у». Малышу нужно понять, что первая буква следует за второй, и в итоге они произносятся вместе, слитно, неразрывно.

5) Пятый шаг.
Обучаем простым слогам.
Первые слоги, которые нужно научить детей читать, должны быть простыми, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, как звуки объединяются в слоги, он должен понять логику этого процесса чтения по слогам. Тогда через несколько дней он сможет читать уже более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными звуками.

6) Шаг шестой.
Учим слоги более сложные.
Еще рано переходить к чтению слов. Лучше закрепить чтение по слогам, чтобы ребенок понял, как составляются слоги, из которых потом и состоят слова.
После того, как ребенок читает по слогам из двух букв, можно начать давать ему слоги покрупнее, где гласная стоит перед согласной: АГ, УС, ЭЛ.

7) Седьмой шаг
Учим читать первые простые слова.
Здесь можно начать читать первые простые слова: МАМА, ПАПА, ЖИВОТ.

8) Шаг восьмой
Уделяем внимание произношению.
Чтобы ребенок научился читать хорошо, следите за правильным произношением слогов.
Важно: некоторые родители и даже учителя заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь все слова подряд, даже без пауз. Необходимо научить ребенка делать паузы между словами и предложениями. Не допускайте пения вслух без пауз.

9) Девятый пункт
Когда нужно начинать обучать ребенка чтению?
Не стоит торопить события. Если вашему малышу 3 или 4 года, ему пока неинтересно сидеть с книгами, бегло читать или разгадывать буквы. В этом возрасте не стоит начинать учить читать, если, конечно, сам ребенок не проявляет яркого желания научиться грамоте.
Совсем другое дело в 5 или даже 6 лет – в этот период, когда дети готовятся к школе, им необходимо научиться читать и писать базовые слова прописными буквами. Например, «МАШИНА», «ДОМ», «СОБАКА». Воспитательницы в детских садах обычно справляются с этой задачей. Но дети, которые не посещают детский сад по разным причинам, обязательно должны получить такие навыки дома у родителей, бабушек и дедушек, или у репетитора. Потому что современная программа начальной школы предполагает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы научите его до школы, ему будет значительно проще адаптироваться к учебному процессу, и первая школьная адаптация будет проходить спокойно.

10) Десятое
Обучаемся через игру.
Не надо торопиться с обучением чтению ребенка, главное чтоб он умел формировать слоги самостоятельно, читать их в книгах, составлять слова и предложения, то есть усвоить просто навык чтения. Пусть это будет поначалу медленно, пусть ему будет сложно. Однако вы должны тихо и нежно исправлять его ошибки, словно играя. Ибо игра всегда ассоциируется с отдыхом, отсутствием напряжения. Именно это необходимо для спокойного понимания ребенком требований взрослых.

Следующий совет. Если вы последуете всем этим 10 правилам, ваш ребенок быстро научится читать — всего за 1,5-2 месяца. Мои дети овладели этим навыком уже в возрасте 5 лет, когда детский сад был закрыт на летние каникулы.
К концу первого класса они уже уверенно читали. И, кстати, большинство детей в классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не пришлось догонять сверстников.

Как научить ребенка читать по слогам

Если ваш ребенок уже знает алфавит, это значит, что настало время научить его определять и читать слоги. Многие родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку, что такое слоги, и как лучше научить его соединять звуки в слоги и слоги в слова.

Важно помнить, что процесс обучения чтению – это серьезное занятие, которое требует подготовки со стороны родителей. Он включает несколько этапов: запоминание букв и звуков, работу со слогами и усвоение навыков связного чтения. Хотя многим детям легко дается изучение алфавита, следующий важный этап – объединение букв и чтение слогов – может вызвать затруднения у некоторых детей, что может замедлить процесс обучения связному чтению вашего ребенка.

Когда начинать обучение ребенка чтению по слогам

Существует несколько педагогических точек зрения на этот вопрос:
Прежде чем приступить к обучению чтению, убедитесь, что ребенок отлично знает алфавит, легко определяет буквы и правильно произносит звуки.
Для этого проведите небольшой эксперимент. Предложите ребенку назвать все буквы алфавита. Засеките время, которое ему на это потребуется. Скорее всего, он справится за 2–3 минуты. Если проанализировать данные, можно увидеть, что для определения одной буквы ему нужно от 4 до 6 секунд. Это значит, что прочтение слова «мама» займет у него 20–25 секунд. Подумайте, насколько легко будет читать с такой скоростью?
Таким образом, умение распознавать буквы – важный навык, но для успешного обучения чтению маленького ребенка необходимо, чтобы он мог определять буквы мгновенно, без задержек. Когда время, затраченное на «прочтение» алфавита, не превышает 20 секунд, можно переходить к следующему этапу обучения.

Методика Н.С Жуковой, автора уникального школьного букваря
Помочь ребёнку создавать слоги из букв, используя букварь Жуковой можно таким способом.
Берутся две самые простые буквы – «М» и «А». Это сочетание букв знакомо каждому малышу с самых первых месяцев его жизни, оно ему знакомо, легко в произношении и запоминании, так как является частью слова «мама».
На картинке видно, что одна буква постепенно приближается, двигается к другой. Обратите внимание ученика на это! Произнесите вместе с учеником букву «М», будто тянете её, постепенно превращая звук из «М» в «МАааааа». Первый звук сжимается, а второй удлиняется. Следуя предложенной схеме, переходите к созданию других простейших открытых слогов: «НА» «НО», «ТА», «ВА», «ПО», «ДО», «МУ» и т.д. Можно попробовать сформировать простейшие слова, значение которых понятно ученику. «МА-МА», «ПА-ПА», «ВА-ТА», «НО-ТА». При этом не забывайте про артикуляцию — тянем первый звук слога, а второй произносится короче.
Важные моменты
1) Необходимо научить детей анализировать те слоги, которые они прочитали. По ходу занятий спрашивайте ребёнка: «сколько букв в этом слоге?», «какие это буквы?», пусть ребёнок их перечислит.
2) Следите, чтобы ученик при чтении слогов не разделял буквы друг от друга, не читайте слоги путем названия букв, а произношения звуков. Напоминайте, что первый звук нужно немного тянуть, а второй сказать короче.
3) Старайтесь, чтобы в процессе обучения ребенок мог определить на слух, сколько звуков (букв) вы произнесли. Каким был первый звук, каким второй. На первом этапе
тренируйтесь на простых сочетаниях звуков «ау», «уо», «уа».