Рубрики
Полезная информация

Как научить ребенка выговаривать звук «р»

Эта упрямая и капризная буква л! Нет, не она. Другая. И не эта тоже! Хмм, а может быть, крыса и космонавт? Пытаемся понять, почему не удается и как научиться произносить этот звук.

Изначально довольно забавно наблюдать, как дети искажают все известные слова. Но важно не упустить момент, когда еще можно научить ребенка произносить один из самых сложных звуков русского языка. Почему это может быть сложно?

Причины этого могут быть разнообразны: укороченная уздечка языка, которая мешает языку двигаться нормально, изменения в тонусе языковой мышцы, неправильное дыхание при произнесении слов, нарушение фонематического слуха, неправильное окружение и другие факторы, которые специалист по логопедии может установить. Это может привести к появлению картавости, замене буквы «р» на другие буквы (чаще всего — «л» или «г», но иногда бывают и более экзотические варианты, например, «ыот» вместо «рот», или разные «выбы» и «быбы» в аквариуме), с появлением так называемой «боковой р», когда воздух выходит не по центру, а сбоку, и звучит как «рль», или звук вовсе может быть пропущен — ребенок может его пропустить, чтобы избежать трудностей.

К сожалению, часто причиной неправильного произношения звуков становятся сами родители. Когда малыш уже освоил большинство звуков, его начинают мучить бесконечными просьбами: “скажи р-р-рыба, р-р-рука, р-р-рамка, а как лев рычит?”. Однако, из-за того что речевой аппарат еще не полностью сформирован, дети в возрасте 3-4 лет просто не в состоянии произнести этот звук рычания и выбирают наиболее удобный для себя путь произнесения, что приводит к возникновению горловых, носовых и других звуков р, от которых потом очень сложно избавиться. Обращаться к логопеду следует только в случае, если после 5 лет ребенок все еще испытывает трудности с этим звуком. В домашних условиях можно провести несколько упражнений, чтобы попытаться развить правильное произношение самостоятельно.

Упражнения для коррекции звука «р»

Для того чтобы правильно произносить звук, малышу нужно поднять кончик расслабленного языка к зубам и вызвать его вибрацию с помощью выдоха. Чтобы тренироваться в этом, помогут различные упражнения.

Все необходимо демонстрировать на собственном примере.

Рисуем потолок

Дайте ребенку представить, что кончик языка — это кисть, а небо над головой — потолок. Нужно “рисовать потолок” движениями вперед-назад.

Откройте рот широко, поднимайте и опускайте язык. Сначала от верхних зубов к нижним, а затем задержите язык на несколько секунд у верхних зубов.

Также с широко открытым ртом нужно высунуть язык и дотронуться им до верхней губы, а затем спрятать за верхние зубы.

Дайте ребенку представить, что он маленький котенок, которому нужно вылизать молочко из мисочки. Выполнять это движение следует, вытягивая плоский язычок как можно дальше (не сворачивая в трубочку).

Для достижения успеха в тренировке артикуляции звуков, необходимо выполнять следующие действия: начните с произнесения звука “д”, при этом язык должен касаться верхних передних зубов. Увеличивайте скорость произношения постепенно.

Затем попросите ребенка улыбнуться и произнести продолжительный звук “ж”, медленно отодвигая язык назад. В конечном итоге должна получиться резкая “р”.

Малышу необходимо улыбнуться, немного открыть рот и высунуть кончик языка между зубами. Имитируя жужжание комара, нужно произносить звук “з”. Затем плавно перемещайте язык назад к верхним передним зубам.

Повторите предыдущее упражнение, активно двигая пальцем или ватной палочкой под языком влево-вправо, создавая вибрацию.

Не теряйте терпения и закрепляйте достигнутые результаты, чтобы вскоре услышать грозный левиный рев!

Выражаем благодарность за профессиональный анализ и внесение изменений в материал специалиста по логопедии и дефектологии Марии Ивлевой.

Как помочь ребенку освоить произношение звука [Р]? Эффективные игры и упражнения!

постановка звуков у детей

Неважно как вы стараетесь, но ваш малыш все-таки произносит «лыба» вместо «рыба», «лак» вместо «рак» и «асческа» вместо «расческа»? Да, звук [р] является одним из самых сложных для детей. Поэтому они предпочитают заменять его другими звуками, более удобными для них.

Сейчас мы представим вам несколько простых упражнений и игр, которые помогут вам быстро научить вашего ребенка произносить звук [р] без помощи специалистов.

Тренируем язычок. 4 веселые забавы!

Чтобы ваш малыш научился произносить желанный звук [р], ему нужно немного потренировать и укрепить язычок. Здесь на помощь придет игровая артикуляционная гимнастика. Все упражнения очень простые и веселые, поэтому ваш ребенок с радостью повторит их за вами.

Сначала попробуйте сами, а затем вовлеките ребенка.

1. «Блинчики-ладушки»

Всплесните широкую улыбку и немного приоткройте рот. Положите расслабленный язычок на нижнюю губу и держите его в таком положении 3 – 5 секунд.

Малыши просто обожают показывать язык, поэтому и ваш ребенок с удовольствием повторит это забавное упражнение.

упражнения для постановки звуков

2. «Язычок-шалунишка»

Аналогично предыдущей задаче, поместите расслабленный язык на нижнюю губу и похлопайте по нему верхней губой, произнося при этом «па-па-па». Затем аккуратно прижмите язык зубами. Попросите ребенка повторить и выполните вместе от 3 до 5 повторов.

правильное звукопроизношение у детей

3. «Лошадка»

Как лошадью идет по дороге, помните? А теперь воссоздайте этот звук языком. Получилось? Теперь попросите малыша повторить. Щелкайте сколько угодно! Это упражнение отлично тренирует язык и готовит к четкому произношению звука [р].

4. «Гриб»

Щелкнули? Теперь поднимите язык к небу и дайте ему отдохнуть. Если в этот момент посмотрите в зеркало, то увидите, что язык принял форму гриба с большой шляпкой. Посчитайте до 5 и расслабьте язык. Затем поставьте детей рядом и попросите повторить.

Проведите от 3 до 5 повторений.

что делать, если ребенок не выговаривает р

Для большего интереса выполняйте все эти упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог следить за своим языком.

Также рекомендуется использовать игрушечный язычок-перчатку и наглядно показывать движения рукой.

Проводите эти упражнения ежедневно как игру, и в скором времени язык ребенка будет готов к произношению звука [р].

СОВЕТ: Чтобы ребенок был более открыт к повторению, не объясняйте, что это специальные упражнения, просто предложите ему поиграть вместе.

Обучаем ребенка распознавать звук [р] на слух и формируем привычку к нему

Сейчас будем работать над распознаванием звука [р] по слуху.

Часто дети путают звук [р] с [л], [ы], [й], [в], [г]. Перед тем как обучать произношению [р], важно научить ребенка различать его в словах.

Для этого лучше всего использовать игры, которые помогут развить фонематический слух. Попробуйте, например, просить ребенка хлопать в ладошки, когда он услышит звук [р] в слове. Таким образом, он запомнит правильный звук и привыкнет к нему.

Пробуем воспроизвести звук «Р»

Теперь, когда язык ребенка уже натренирован хорошо, можно попробовать воспроизвести [р]. Еще одной забавной игрой это можно сделать.

«Барабанчик-ракета»

Сначала попробуйте это сами. Коснитесь языком бугорков на нёбе и постучите в одну точку, издавая звук «д-д-д-д». При этом подбородок должен оставаться неподвижным, работает только язык. Получилось?

Отлично! Теперь держите язык вверху и сделайте резкий сильный выдох, чтобы кончик языка задребезжал, имитируя приглушенный звук [р].

Теперь предложите ребенку поиграть.

Скажите: «Давай сыграем с языком в барабанчик. А затем выпустим изо рта ракету».

Уделите этой игре несколько минут каждый день и вы увидите, как с каждым «запуском ракеты» у ребенка улучшается звук [р].

И когда он уже мастерски «зарррычит», переходите к следующему, более веселому этапу – автоматизации (закреплению).

Автоматизация звука [Р]

На этом этапе можно придумать множество веселых игр. Начните с самых простых. Вот вам несколько примеров.

«Попугайчик»

Откуда здесь гоРА?

Тогда повторяйте за мной слова:

УРА! Какая большая гоРА!

УРА! Летняя поРА!

стихи для детей про попугая

Сначала произносите каждое предложение сами, а затем просите малыша повторить. Это упражнение помогает научиться правильно произносить звук [р] и расширяет словарный запас.

Создавайте загадки, в которых нужно отгадать слово с буквой [р]

стихи про баранастихи для детей про птицстихи для постановки звука р

Не нужно предлагать все эти упражнения и игры малышу в тот же день. Он может устать и потерять интерес. Лучше уделяйте ему по 5-10 минут каждый день, попробуйте новые упражнения — так он не наскучит и результат придет быстрее.

Если времени на эти простые упражнения не хватает, или вашего ребенка трудно в них заинтересовать, приглашаем на наши уроки.

У нас он освоит русский алфавит, научится произносить [Р] и другие сложные звуки, а также научится читать. Все занятия проходят в виде игры, поэтому ваш ребенок будет ждать уроки и учиться с удовольствием.

Наши читатели получают промокод KIDSKEY_BLOG на дополнительные бесплатные уроки*.

KIDSKEY_BLOG

* Чтобы получить дополнительные уроки на ваш счёт, просто укажите промокод KIDSKEY_BLOG при оплате любого пакета.

Больше упражнений можно найти в Букваре от создательниц онлайн-школы Kidskey: Анны Мельниковой и Валентины Мельниковой.

Как научить ребенка произносить звук «р»: советы логопеда

Логопед Сперанская представила упражнения для поддержки произношения звука «р» в бытовых условиях

Звук «р» считается одним из самых трудных для произношения в русском языке. Некоторые дети учатся произносить его легко без особых усилий, в то время как другим нужно много месяцев ежедневной тренировки. Учительница начальных классов и логопед Ная Сперанская поделилась с «Газетой.Ru» способами на развитие речевого дыхания и эффективными упражнениями, которые помогут ребенку научиться произносить звук «р».

Какого возраста должен быть ребенок, который умеет правильно произносить букву «Р»

Обычно звук «р» появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.

Если у малыша к 4-5 годам нет звука «р», не стоит паниковать. Все дети развиваются индивидуально. У некоторых он появляется раньше, у других позже. Однако следует обратить внимание, если звук не проявится к 6 годам. В таком случае стоит обратиться к логопеду. Специалист начинает работу над звуком «р» обычно не раньше 5,8-6 лет.

Дизартрия — нарушение речи, вызванное нарушением работы нервной системы. Диспраксия — это двигательное расстройство речи, проявляющееся в трудностях с координацией движений органов артикуляции.

Период года до начала школы вполне достаточен для того, чтобы научить ребенка правильному произношению звука и закрепить этот навык, даже если у него есть легкие нарушения в речи, такие как дизартрия или диспраксия», — утверждает специалист по логопедии, подчеркивая, что только эксперт может установить точный диагноз.

Затруднения с произношением звуков могут возникнуть из-за проблем с фонематическим слухом у ребенка – его способностью различать звуки в речевом потоке.

Уже с самого рождения человек начинает формировать фонематический слух. Мозг постепенно распознает различные звуки и начинает разделять их на речевые и неречевые. Конечной целью развития фонематического слуха является способность к анализу и синтезу звуков. Например, ребенок должен соединить отдельные звуки [к], [о], [т], чтобы получить слово «кот». С другой стороны, ему необходимо различить целое слово на отдельные звуки», — пояснила Сперанская, отметив, что проблемы с фонематическим слухом обычно связаны с отсутствием одного или нескольких звуков в речи ребенка.

Способы быстрого научить ребенка произносить звук «р»

Для того чтобы ребенок начал быстрее произносить звук «р», важно развивать его речевое дыхание.

Логопед поделилась своим мнением о различиях между речевым и физиологическим дыханием. Согласно ей, речевое дыхание позволяет изменять скорость, громкость и плавность речи, делать паузы и говорить четко.

Специалист пояснила, что неправильное речевое дыхание может привести к тому, что воздух будет уходить в щеку и «распространяться» по ротовой полости.

Она подчеркнула, что детям необходимо научиться правильному выдоху через рот и развивать воздушную струю для улучшения дыхания. Также специалист поделилась простым упражнением, которое можно выполнять дома для развития речевого дыхания.

Возьмите кусочек салфетки или ватки и сложите его на ладонь. Попросите ребенка вдохнуть воздух через нос, затем слегка согнуть язык (касаясь нижней губы) и выдохнуть медленно и равномерно. Необходимо убедиться, что воздух проходит по образовавшемуся каналу, а щеки не надуваются. Если малыш может сдуть салфетку с вашей ладони или погасить большую свечу, то можно начинать работу над звуком «р», — подчеркнула Сперанская.

На второй важный этап нужно обратить внимание – научить ребенка разбираться внутри своего рта. Часто возникает проблема, когда дети осознают наличие языка и губ, но не могут выполнить запросы родителей «помести язык за верхние зубы», «прижми язык к небу» и другие. Одним из способов преодоления сложностей является упражнение: «Для того чтобы объяснить ребенку, где в его рту находится место «за зубами», намажьте это место медом или вареньем и предложите малышу «попробовать вкусный», касаясь языком за зубами».

Следующая цель — научить ребенка опускать и поднимать язык. Добиться этого можно с помощью упражнения «качели». Для этого следует сесть вместе с малышом перед зеркалом и попросить его широко открыть рот, высунуть язык и сначала дотронуться им до верхней губы, а затем — до нижней, «словно языку качается на качелях».

Как только карапуз освоит «гигантские качели» предложите ему «качать» язык на миниатюрных качелях, а затем повторите это упражнение, переместив язык за зубы. Прежде чем переходить к следующему этапу обучения, важно довести движение «вверх-вниз» до автоматизма, — пояснила Сперанская.

Три упражнения, которые помогут малышу научиться произносить звук «р»

Регулярно проводите занятия с детьми по постановке звука. По мнению специалиста, работа с логопедом обязательно ускорит достижение результата, но если у семьи есть время, можно попытаться научить ребенка правильно произносить звук «р» дома. Сперанская подчеркнула, что полгода — это приемлемый срок для наработки навыка произношения звука «р», и представила три эффективных упражнения.

Специалист подчеркнула, что следует обратиться к логопеду, если при активной практике в течение месяца-полутора родители не замечают прогресса.

Тренировка для языка

Открываем рот широко. Размещаем язык на верхнем небе так, чтобы он прилип к нему всей поверхностью, а не кончиком. Опускаем язык вниз и немного назад. Нужно получить звук «цоканье».

Упражнение «Грибочек»

Это упражнение тесно связано с тренировкой языка. Суть в том, чтобы положить язык на верхнее небо и удерживать его в этом положении 20 секунд. Затем слегка выдвигаем вперед нижнюю челюсть (язык все еще на верхнем небе), и дуть, пока язык не начнет вибрировать.

Согласно словам Сперанской, если присутствует вибрация, то стоит добавить голос. Иногда бывает так, что у малыша возникают трудности с дутьем или привлечением голоса, в таких случаях необходимо оказать помощь. Возьмите две ватные палочки (можно использовать большой и указательный пальцы, но палочки более удобны) и нежно держите язык сверху, чтобы он не опускался слишком низко. Просите ребенка дуть и затем привлекать голос. Появится глухой звук. Если попросить малыша добавить гласный звук «а», то скорее всего он сможет произнести «р».

Упражнение «Барабанчик»

Смеемся, подражая звуку «ы», зубки приоткрыты, а кончик языка бьет за верхними зубами, произнося быстро «д-д-д-д». Нужно делать это упражнение не менее полу минуты и достаточно быстро.
Потом родитель берет ватную палочку, ставит ближе к корню языка (под язык) и, пока ребенок произносит «д-д-д», двигает палочку вправо и влево.

Так называемая «болтушка». Продолжайте делать это регулярно в течение нескольких недель, затем добавьте звук «а», и у ребенка появится начало звука «р». Если вибрация хорошо получается, можно убрать палочку», — сказала логопед.

Как только звук «р» научен, его следует закрепить, чтобы не потерять прогресс и не допустить звука в горло. Чтобы добиться этого, нужно ежедневно тренировать звук «р», издавать звук «р», произносить слоги: ра, ро, ру, ры, ор, ар, ыр, ара, ору, арэ, орэ и многое другое .

«Важнее всего при обучении произношению звуков – следовать правильным техникам, а также быть последовательным и терпеливым», — заверила Сперанская, отметив, что исправлять неправильное произношение звука сложно, поэтому имеет смысл обратиться хотя бы к специалисту на несколько встреч.

Искусство произношения буквы Р: научите ребенка правильно издавать этот звук на различных языках

[Р] — один из тех звуков, которые нельзя игнорировать. У детей этот сонорный звук начинает проявляться позже других. Стоит ли беспокоиться, если он появляется поздно? Как добиться правильного произношения? Эксперт поделился своим мнением.

Изначально младенец говорит понятно только близким кругом. Постепенно его артикуляционный аппарат учится издавать новые звуки, справляясь даже со сложными сонорами. И вот наступает важное событие! Малыш уверенно произносит Рррр. Правда, стоит помнить, что не стоит спешить и ждать от четырехлетнего ребенка идеального звука [р]. Вполне нормально, если до четырех или даже пяти лет он будет говорить «лыба» вместо «рыба».

В возрасте 5—6 лет ребенок успешно осваивает правильное произношение самых сложных (сонорных) звуков — [р], [л].

Как научить ребенка звуку р: первые шаги к успеху

Если тебя беспокоит вопрос о том, как научить малыша говорить букву «р» с самых первых шагов его речевого развития, то важно уделить внимание профилактике. Например, родители могут отказаться от использования соски и бутылочек в раннем возрасте ребенка. Часто случается, что дети продолжают пить сок или йогурт из бутылочки с соской даже в более старшем возрасте. Хоть это и удобно для родителей из-за отсутствия пролитий напитков, логопеды не рекомендуют такой подход из-за возможных проблем с дикцией и даже ортодонтических нарушений. У подобных детей может быть «сосочный» уклад языка, который ограничивает его движение и мешает правильному звукопроизношению буквы «р». Важно, чтобы язык мог вибрировать при произношении сложных звуков.

Что еще могут сделать родители для своего ребенка? Одним из вариантов может быть интеграция артикуляционной гимнастики в его распорядок дня. Такая гимнастика также известна как миогимнастика. Подбор комплексов упражнений должен быть индивидуальным для каждого ребенка и устанавливаться логопедом или ортодонтом. Поэтому не стоит затягивать посещение этих специалистов слишком на долго.

как обучить ребенка произносить звук «р»

Если ваш язычок не желает научиться произносить правильно звук Р, то вы не одиноки. Проблема отсутствия или дефектного произношения звука Р является одной из наиболее часто встречающихся логопедических проблем как у детей, так и у взрослых. Р в отличие от других звуков, редко появляется сам по себе.

В данной статье мы вместе с логопедами Novator попробуем разобраться, почему звук Р доставляет столько трудностей, как его правильно произносить и обсудим возможные методы коррекции за пределами логопедического кабинета.

Досье на звук Р: его описание и стандарты появления

Р-с крепкий звук. Согласные звуки — это звуки, когда воздушный поток сталкивается с препятствием, таким как язык, зубы или губы.

Р-всегда звонкий звук.

Принадлежит к группе сонорных звуков. Это означает, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также несонорные, шумные звуки. К шумным звукам, например, относится Х. Произнесите звук Х (шумный) и М (сонорный, также как Р), чтобы почувствовать разницу в образовании звука.

Звук дрожащий, вы можете почувствовать вибрацию горла. Это происходит потому, что голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушным потоком, создавая вибрацию.

В образовании звука участвует кончик языка — звук переднеязычный.

Издание звука Р является одним из наиболее сложных для детей и появляется в их речи примерно к пяти годам. В более молодом возрасте их артикуляционный аппарат еще не слишком развит, чтобы корректно произносить этот звук. Поэтому, если у ребенка в четыре года отсутствует Р — это нормально, а в пять лет — это уже повод обратиться к логопеду.

Р является одним из наиболее сложных звуков для артикуляции. Поскольку ребенок не видит, как нужно двигать органы речи для произнесения звука Р, он не сможетвыучить его методом подражания. Помимо этого, правильное произношение звука Р требует активного участия языка, гортани и легких. Для того чтобы звук звучал правильно и четко, необходимо хорошее развитие языка, сильное дыхание, умение контролировать голос.

Как НЕ правильно произносить звук Р?

Отклонение от правильного произношения звука Р называется ротацизмом.

  • Несовершенное произношение — это нарушение, при котором задняя часть языка касается мягкого неба, образуя щель, через которую проходит воздух, создавая дополнительный шум, искажающий звук. Горловое Р не вызывает вибраций на кончике языка, а в гортани.
  • Боковое Р — вибрация происходит за счет боковой части языка.
  • Монотонность — кончик языка делает всего один удар о альвеолы, без длительных колебаний. Произносимый звук имеет звук Д, а длинные вибрирующие Р не могут быть произнесены ребенком.
  • Гортанный — звук Р появляется из-за сильного напряжения голосовых связок.
  • Параротацизм является заменой одного звука другим. Часто заменяют звук Р на РЬ или Л, который проще в артикуляции. Также заменяют этот звук следующими звуками: В — «павус» вместо «парус»; Д — «дика» вместо «река»; Г — «кагман» вместо «карман»; Й — «йис» вместо «рис».

зубы разомкнуты, губы не напряжены;

кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами — он вибрирует;

задняя часть языка отодвинута назад и приподнята;

боковые края языка прижаты к верхним зубам;

спинка языка опущена;

воздушная струя при произнесении звука сильная и проходит по середине.

Как правильно произносится звук Р?

короткая подъязычная уздечка (можно растянуть специальными логопедическими упражнениями);

суженный, либо массивный язык;

Увеличение или уменьшение напряженности языка, его недостаточная гибкость;

Отсутствие навыков правильного произношения;

Нарушение фонематического восприятия звуков;

Подражание близкому человеку с неверным произношением.

Почему дети пропускают Р или заменяют его другими звуками?

Причинами неправильной артикуляции могут быть как физиологические, так и психологические. Среди наиболее распространенных:

Ваш ребенок слышит звук Р?

Фонематическое восприятие — это способность различать звуки своего родного языка (например, мягкие и твердые, свистящие и шипящие, глухие и звонкие) и понимать значение слов. Если нарушено фонематическое восприятие, ребенок не распознает звук и не может его произнести.

Перед тем, как обучить ребенка произносить звук Р, важно удостовериться, что он может выделить его среди других звуков. Эту задачу можно выполнить с помощью простой игры.
Для проверки артикуляции у ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Поочередно произносите различные звуки, слоги и слова, такие как: П, Л, Ш, Р, С, Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, и попросите ребенка хлопать в ладоши, когда он услышит звук Р.

Если ребенок путает похожие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это может указывать на нарушение в артикуляции.

Обучаем произносить звук Р дома

Сначала подготовьте фундамент – овладейте всеми нужными артикуляционными упражнениями для звука Р. Гимнастика необходима для того, чтобы укрепить мышцы языка, ведь слабый язык не сможет правильно произносить данный звук.

Выберите удобный способ формирования звука Р. Начните с практики различных методов на себе, чтобы в дальнейшем лучше объяснить и помочь вашему малышу!

Грибочек на ветру
Подражаем звуку лошадки, затем останавливаемся и приклеиваем язык к небу, образуя грибочек. Далее дуем на него — Трррр!

Дятел (Барабанщик)
Стучим языком у верхних зубов — Д-Д-Д. Убедитесь, что язык держится на месте. Затем берем ватную палочку, ставим ее под кончик языка и быстро двигаем вправо-влево. Двигаем только кистью!

Если успешно выполнили это упражнение — играем в магический трюк — иногда он внезапно исчезает! Помогаем трюку, когда слышите Р — подергивайте его на пару секунд, внимательно, гремит ли дальше малыш? Если нет, повторяем процедуру.

Звоночек
Почти то же самое, что «Дятел», только + Н. Малыш звонит в звоночек — Дынн, Дынн. Язычок поднимается к верхним зубам. Применяем трюк, вращаем моторчик, слышим — Дрын, Дрын. Отлично! Дальше играем в «магический трюк».

Горки
Скатываемся с горки вниз — кончик языка задевает нижние зубы, произносим Хххь. Затем подпрыгиваем на горке! Язычок прыгает к верхним зубам, при этом мы еще спускаемся с горки (Хххь), получается Р шепотом. Этот метод не всегда получается, но его тоже стоит испробовать!

Простой карандаш
Взять в обе руки обычный карандаш, сначала его нужно вымыть. Приложить карандаш к нижним зубам, рот несколько закрыт, чтобы языку было куда двигаться. Язык лежит сверху на карандаше, слегка выступает из-за верхних зубов. Напрячь пресс, сильно дуть на кончик языка (издавая звук «жжж» или «ззз») — получится Р! Этот метод подходит только для тех, кто способен сильно дуть на кончик языка.

Мотоцикл
Предложим прокатиться на мотоцикле! Начнем с того, чтобы просто поехать, произнося «Ззз», затем спустимся с горки — резко отведем язык назад, словно прокатываясь по небу, за верхними зубами — и получится быстрый «Р».

Бонусный способ: Пчелка (комарик)

Давайте превратимся в пчелок! Поговорим на пчелином — «Жзжжз» (произносим «жз» как одно слово). Механизм точно такой же, как у Дятла и Колокольчика: возьмем ватную палочку, поставим под кончик языка и заведем моторчик, двигая вправо-влево. Получится «жзжз-ррр».

Как помочь малышу развить звук «р»: полезные советы от логопеда

Издыхание «р» — один из самых непростых звуков в русском языке. Некоторые малыши научаются произносить его легко и естественно, в то время как другие нуждаются в месяцах постоянной тренировки. О том, как развить дыхание для речи и какие упражнения помогут ребенку научиться говорить звук «р», учитель начальных классов и логопед Ная Сперанская рассказала «Газете.Ru».

Когда ребенок должен уметь произносить букву «Р»

Обычно звук «р» появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.

Если к пяти или шести годам ребенок все еще не произносит звук «р», нет нужды беспокоиться. Дети развиваются индивидуально. Некоторые начинают разговаривать раньше, чем другие. Однако, следует обратить внимание, если звук не появится к шести годам», — пояснила Сперанская, отметив, что в этом случае следует начать занятия с логопедом.

Логопед обычно приступает к коррекции звука «р» у детей в возрасте от 5,8 до 6 лет.

«Год до школы – это достаточный период, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, даже если у него есть небольшие речевые проблемы, такие как дизартрия или диспраксия», — заверила специалист.

Если у малыша возникли трудности с произношением звука, возможно, его фонематический слух требует поддержки — способности выделить отдельные звуки в потоке речи.

С формированием фонематического слуха человек начинает с самого рождения. Наш мозг запоминает различные звуки и постепенно начинает их классифицировать как речевые и неречевые. Способность к фонематическому анализу и синтезу возникает в результате этого процесса. Например, ребенок, услышав отдельные звуки, должен собрать из них слово. К примеру, произносим поочередно [к], [о], [т], а малыш соединяет их в слово «кот»; в другом случае он должен «разбирать» слово на отдельные звуки», — сообщила Сперанская, отметив, что проблемы с фонематическим слухом связаны с отсутствием у малыша в речи определенных звуков.

Как помочь ребенку научиться произносить звук «р» быстро

Для того чтобы ребенок смог как можно скорее произносить звук «р», первое, на что стоит обратить внимание, — это развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание отличается от физиологического. Благодаря ему мы можем менять скорость, громкость, плавность речи, делать необходимые паузы, говорить разборчиво.

Сперанская пояснила, что если речевое дыхание не правильное, воздух может уходить в щеку, «распространяться» по ротовой полости.

«Для того чтобы развить речевое дыхание, ребенку нужно научиться делать правильный выдох ртом, формировать воздушную струю», — сообщила специалист и предложила простое упражнение для развития дыхания, которое можно проводить дома.

«Положите на ладонь кусочек салфетки или ватку. Прошу малыша вдохнуть воздух через нос, затем свернуть язык маленькой трубочкой (положить на нижнюю губу) и сделать долгий и плавный выдох. Важно контролировать, чтобы воздух проходил по образовавшейся бороздке, а щеки не надувались. Если ребенок способен сдуть с ладони салфетку или погасить большую свечу, то можно приступать к формированию звука «р»», — поделилась Сперанская.

Второй важный этап – научить ребенка «ориентироваться внутри своего рта». Частая проблема – когда дети знают, что у них есть язык и губы, но не могут выполнить просьбы родителей «положить язык за верхние зубы», «прижать язык к небу» и так далее.

Для преодоления трудностей можно воспользоватся другим упражнением. «Чтобы объяснить малышу, где в его роте находится место «за зубами», смажьте это место медом или вареньем и предложите малышу «почувствовать вкус на кончике языка», коснувшись его за зубами», – пояснила специалист по логопедии.

Знаменитости, ставшие родителями в 2022 году:

Следующим шагом будет обучить малыша опускать и поднимать язык. Добиться этого можно с помощью тренировки под названием «качели».

Для этого нужно сесть вместе с малышом перед зеркалом и попросить его широко открыть рот, высунуть язык и сначала коснуться им верхней губы, а затем – нижней, «как будто язык качается на качелях».

Когда маленький ребенок поймет принцип «больших качелей», предложите ему «качать» язык на маленьких качелях и повторите это упражнение, передвигая язык за зубы. Важно, чтобы движение «вверх-вниз» стало автоматическим перед переходом к следующему этапу обучения», — пояснила Сперанская.

Три упражнения, которые помогут ребенку научиться произносить звук «р»

Проводите занятия со своим ребенком по формированию звука регулярно. Логопедические занятия помогут достичь результатов быстрее, но если у вас есть свободное время, можно попробовать научить ребенка правильно произносить звук «р» дома.

Сперанская утверждает, что полгода – приемлемый срок для освоения звука «р» и предложила три эффективных упражнения.

Эксперт отметила, что важно обратиться к логопеду, если за месяц-полтора родители не видят улучшений при регулярных занятиях.

Упражнение «Лошадка»

Открываем рот широко. Помещаем язык на верхнее небо так, чтобы он прилип к нему не только кончиком, но всей своей поверхностью. Опускаем язык вниз и немного назад. Должен возникнуть характерный «цокающий» звук.

Упражнение «Грибочек»

Это упражнение тесно связано с умением делать «лошадку». Суть в том, чтобы поместить язык на верхнее небо и удерживать его в этом положении 20 секунд. Затем слегка выдвигаем нижнюю челюсть вперед (язык все еще прижат к небу) и надуваем из положения «грибочек» до тех пор, пока язык не начнет вибрировать.

Согласно словам Сперанской, когда возникает вибрация, можно присоединить голос.

15 признаков выдающегося ребенка:

Иногда у малыша возникают затруднения с дуновением или включением голоса, тогда нужно оказать ему помощь. Возьмите две ватные палочки (можно использовать большой и указательный пальцы, но с палочками гораздо удобнее) и удерживайте ими язык сверху, чтобы он не опускался слишком низко. Попросите ребенка дунуть, затем включить голос. Будет слышен глухой звук. Если попросить добавить к нему гласный звук «а», то он сможет произнести «р»», — сообщила специалист по логопедии.

Упражнение «Барабанчик»

Улыбнитесь, чтобы растянуть губы, начните делать звук «ы», затем слегка приоткройте зубы, начните быстро ударять кончиком языка об верхние зубы и произносить «д-д-д-д».