Рубрики
Про детей

Как повысить мотивацию к учебе: советы для школьников и их родителей

Как поддержать интерес ребенка к обучению, если он не проявляет желания учиться, не выполняет домашние задания и часто отвлекается? Рекомендации для школьников и их родителей.

Специалисты утверждают, что в процессе обучения мотивация играет важную роль, в 2,5–3 раза превосходя интеллект. В теории мотивация — это стимуляция человека к выполнению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности и достигать поставленных целей. На практике — это настойчивость и стремление к достижению цели, без которых невозможно достичь успеха.

Вместе с экспертом-консультантом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой исследуем, как стимулировать интерес к учебе. Как правильно поступать, чтобы не нарушить отношения и оказать поддержку.

Как мотивировать малыша на учебу, если он не желает заниматься, игнорирует домашние задания, часто рассеивается на уроках и не беспокоится о своей успеваемости? Ассоциации с классом и школой вызывают у него психологическое дискомфорт и тревогу, поэтому никакие стимулы не действуют. Причин низкой учебной мотивации может быть несколько.

  1. Ребёнок просто недостаточно готов к школе. Родители считают, что он умнее своих лет и знает многое. Однако первоклассник психологически может быть не готов к школьной жизни, не умеет соблюдать дисциплину, долго сидеть за партой и внимательно слушать учителя. Таким образом, возможно, стоит дать ему год провести в детском саду.
  2. Конфликты с учителем или одноклассниками могут быть причиной неудачной учебы. Важно разобраться в сердце проблемы и постараться её изменить. Если это не удаётся, возможно, стоит обратить внимание на домашнее обучение. Это психологически более комфортный формат, нежели учёба в толпе детей. Нежелание идти в школу также может быть обусловлено физическими особенностями ребёнка. Зачастую подростков насмехают над теми, кто выделяется из общей массы. Переход в онлайн-школу может помочь смягчить проблему хотя бы временно, пока ребёнок не подрастёт и не обретёт уверенности в себе.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни критикуют своих детей за тройки вместо четверок в школе. Поэтому у ребенка возникает ощущение недооцененности, он считает себя неспособным достичь лучших результатов. Эмоциональная связь с родителями страдает. Другие записывают своих детей во все возможные кружки, не учитывая их собственного желания. В результате ученик не может оправдать ожиданий и учится хуже, чем мог бы, если бы не столкнулся с излишними требованиями со стороны семьи.

Учебная мотивация в обучении – индивидуальный подход

Различные дети воспринимают новую информацию по-разному: одни предпочитают зрительное восприятие, другие — слуховое. Для одного ученика проще усвоить материал, прочитав учебник, в то время как другому нужно выслушать объяснения учителя и потом повторить задание вслух. Есть дети, которые тяготеют к точным наукам, в то время как другие являются гуманитариями в чистом виде. Есть ученики, которым скучно учиться, так как они быстро усваивают материал, а есть те, кому требуется больше времени и усилий для понимания нового урока.

Когда трудности накапливаются, учащийся теряет интерес, без которого не достигнуть полного понимания и усвоения знаний. К сожалению, программа общеобразовательных школ рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает индивидуальные нюансы. Необходимо обдумать способы мягкого и ненавязчивого повышения мотивации к учебе.

Идеи по стимулированию учебной мотивации

Демонстрация примера

Вспомните свои школьные годы и поделитесь своим опытом. Что вас увлекало больше всего в том возрасте, в котором сейчас ваш сын или дочь? Расскажите о препятствиях, с которыми вы сталкивались, и как их преодолели. Важно, чтобы школьник понял, что он не одинок в своих трудностях.

Посмотрите на тех, кто рядом с вами. На примере людей, достигших успеха в жизни, объясните ребёнку простыми словами, что успех и процветание не приходят сами собой. Они требуют усилий и знаний. Только стараниями можно добиться таких же результатов.

Формулирование цели

Своевременно и правильно поставленная цель заставляет нас быть настойчивыми и воодушевляет, увеличивая уверенность в себе. Разделите свои цели на долгосрочные и краткосрочные для большей ясности. Выберите самое привлекательное в каждой из категорий. Особое внимание обратите на эмоциональный настрой на промежуточные результаты, это поможет увеличить желание действовать и будет стимулировать к достижению окончательной цели.

О пользе пряников

Эмоциональное вознаграждение, как и материальное, может стать главным мотивирующим фактором для действий. Получение поощрения приводит к удовлетворению и пониманию того, что все усилия оправдались. И чем больше усилий вложено, тем приятнее ощущение успеха. Так закрепляется мысль о позитивном воздействии труда. Положительные эмоции будут стимулировать к дальнейшим действиям, и на следующую цель вы будете готовы потратить еще больше усилий и времени.

Использование метода пряника оказывает более эффективное воздействие, чем угрозы кнутом. Постоянные наказания и принуждение к учёбе могут привести к противоположному результату. Особенно это актуально для детей младших курсов. Психологи советуют выбирать для ребёнка подарки, которые точно вызовут радость. Предварительно можно обсудить, каким будет вознаграждение. Важно не поощрять в процессе достижения цели. И конечно же, в случае неудачи речь о поощрении не должна идти.

Чем более сложная цель и чем больше усилий приложено, тем значимее должно быть вознаграждение. Прогресс в учебе, повышение оценок – отличный повод для поощрения. Награда может быть любой на ваш выбор.

Однако не перестарайтесь с подарками для ребёнка по любому поводу. Иначе процесс обучения и успехи потеряют свою ценность.

Подход к поощрениям для подростков

Учителя высоко оценивают усилия своих учеников за хорошо выполненное домашнее задание, за хорошее поведение и активное участие в уроке. Вопреки убеждениям некоторых людей, что поощрение должно быть только для маленьких детей и дошкольников, это не так. Даже подростки нуждаются в поощрении. В данной статье мы расскажем, почему это важно.

Зачем нужно поощрять подростков

Прежде всего, похвала за старание помогает подросткам прилагать еще больше усилий к выполнению заданий. В силу своего возраста, подростки часто имеют проблемы с концентрацией и самоорганизацией. Для них выполнение домашней работы без отвлечений может быть настоящим испытанием. Поэтому важно поощрять их и выражать признание за их старания.

Во-вторых, это источник вдохновения для дальнейшей трудовой деятельности. Особенно если награды включают элементы игрового процесса или представлены в форме вызова.

В-третьих, система поощрений приучает подростков к постановке целей. Обычно она предполагает выполнение небольших шагов, необходимых для достижения результата и получения приза в конце. Понимание этого принципа помогает подросткам успешно достигать поставленных целей в реальной жизни.

В-четвертых, система поощрений добавляет в урок еще одну составляющую, способствует расширению словарного запаса и практике грамматики ученика, а также содержит элемент повторения (например, если включает в себя материал, изученный ранее).

Какую систему поощрения можно предложить подросткам

1. Сбор коллекции

Для начала можно использовать обычные наклейки. Предлагаю выдавать учащимся наклейки за выполненное домашнее задание, правильные ответы на уроке (лучше всего завести специальный лист или файл, куда подростки будут складывать наклейки), активное участие в уроке. После этого следует предусмотреть поощрение: например, если ученик собрал 5 наклеек за урок, то он освобождается от домашней работы/делает меньше домашних заданий. Вместо наклеек можно использовать изображения любимых супергероев/героев фильмов, стилизацию под компьютерные игры. Эту систему поощрений можно применять как к одному ученику, так и к группе.

2. Очки

Подростку может быть интереснее и проще вести учет, чем собирать стикеры или картинки. Установите для учеников определенную цель: например, устроить чаепитие или урок по Гарри Поттеру, посмотреть видео про котиков или транслировать свою любимую игру вместо обычного урока, зарабатывая «N» баллов. За каждый урок или задание дайте ученику или группе определенное количество баллов (лучше всего записывать их на доске, листе или в Google таблице). Чем быстрее они достигнут необходимое количество баллов, тем скорее они получат выбранный приз.

3. Трекеры

Вы можете использовать обычный трекер или что-то более креативное: сокровищницу, космический путь и т. д. Ученики будут отмечать свой прогресс на трекере. По достижении цели вы сможете обсудить результаты и приступить к желаемой награде.

Возможные награды

В основе системы поощрения лежит награда, которая привлекает внимание подростков. Что же можно использовать в качестве награды?

— Отсутствие домашнего задания

Даже самые увлекательные проекты (например, о любимом блогере) могут иногда надоесть ученикам. В качестве поощрения можно предложить им пропустить один или несколько уроков с домашним заданием. Однако стоит делать это только в случае, если ученик хорошо овладел темой. В противном случае лучше не отменять домашнее задание, а лишь уменьшить его объем или заменить более интересными и креативными заданиями.

Квесты, викторины, уроки-приключения или занятия за пределами класса (например, в парке) — все это отличные варианты награды за усердие.

— 10 минут свободного общения

Предлагая возможность студентам зарабатывать «поощрялку» на каждом уроке, можно предоставить 10 минут свободного общения на интересные им темы, настольные игры, онлайн-игры, просмотр и обсуждение трейлеров и многое другое.

Однако главное — внимательно следить за студентами. Даже самые «сложные» подростки будут рады похвале, поощрению и, тем более, приятным сюрпризам от своего преподавателя.

Хотели бы
вы преподавать
в Skyeng Premium?

Пройдите небольшой тест из 4 вопросов, чтобы узнать, подходите ли вы для этого направления.
В конце теста — вас ждет приятный сюрприз

Как поощрить ребенка за отличные оценки?

Использование поощрений и наказаний в образовании имеет долгую историю. После многих изменений и усовершенствований, методы коррекции поведения, противоположные по своей сути, объединились и стали взаимосвязанными. Очень важно, чтобы методами «кнута и пряника» пользовались не только учителя, но и родители. В зависимости от семейного воспитания и умения родителей используется методика поощрения, которая оказывает влияние на успехи учебы ребенка и стимулирует его интерес к обучению.

Кроме того, значительным является формирование ответственности за будущее в ребенке. Школьник должен осознавать, что обучается не для того, чтобы получать высокие оценки и похвалу от родственников, а для своего развития.

Практические методики воспитания для родителей: счастье не в оценках!

Часто родители приобщают детей к интересу к учению, даря игрушку или деньги. Учеба считается трудом, за который полагается вознаграждение. Это кажется естественным, ведь так устроено общество, и родители готовят детей к жизни. Такой подход удобен для взрослых: оценил дневник — заплатил за честно заработанный рубль или десяток (у кого какие финансовые возможности!). Несколько минут на воспитание, и родители могут спокойно заняться своими делами. Однако как объяснить детям, что у каждого человека есть обязанности, за которые никто не будет платить? Например, родители не ждут, что им заплатят за уроки своим детям. Точно также и дети не должны думать о вознаграждении за учебу.

Давайте посмотрим на ситуацию глазами ребенка. Например, он уже придумал, как лучше распорядиться заработанными копейками: купить игрушку, покататься на качелях, похвастаться перед друзьями новым «классным» гаджетом и так далее. Конечно, на дорогие мечты потребуется заработать больше пятерок в школе, и он будет стараться их заработать. Но никто не гарантирует, что деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что успехи будут достигнуты не переписыванием у товарища за партой или зубрежкой, которая знаний не добавляет.

Система поощрения в виде «отличной оценки – вознаграждение в деньгах или их эквиваленте» исключает из уравнения самое главное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. В реальности это означает, что материальное поощрение учит ребенка, что деньги важнее знаний, и что как личность, образованная и интересная, он не вызывает интереса у собственных родителей.

Также возникает фундаментальное различие между способами материального поощрения дома и морального поощрения со стороны учителя в школе. Ребенка также необходимо подготовить к этим разногласиям. Важно, чтобы он понимал разницу между ценностью и ценой знаний. Конечно, признание и уважение нельзя купить, и каждый человек стремится к этим нравственным аспектам общества.

Как правильно поощрять ребенка за успешные учебные достижения?

Каждый поступок имеет свою цель. В образовании поощрение — это метод поощрения хороших действий с помощью морального воздействия. Положительная оценка — это уже награда, которая показывает, что ученик усвоил материал лучше других, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Кроме того, учитель может похвалить ученика в классе, одновременно заставляя одноклассников признать его превосходство и стимулируя их к улучшению.

Поощрение заслуженных оценок внутри семьи может способствовать достижению целей, однако оно направлено не на формирование личности ребенка в обществе, а на стимулирование его интереса к различным видам деятельности независимо от признания со стороны общества. Таким образом, основная цель воспитания — интеллектуальное развитие и понимание значимости общественного признания — может потерять актуальность.

Итак, нужно ли отказываться от вознаграждений за успехи в учебе? Далеко не факт. Эксперты советуют лишь изменить сам метод поощрения. Кроме того, желательно создать индивидуальную систему поощрений. Например, поощрять ребенка не за каждую отличную отметку, а за хорошие результаты за квартал или полугодие. Как поощрение можно использовать не деньги, а что-то важное для ребенка (игрушку, предмет коллекционирования или элемент гардероба) или событие, о котором ребенок мечтает (поездку, поход на концерт любимого исполнителя или поход в кинотеатр).

Проблема формирования детского отношения к деньгам и способам их заработка является важной частью воспитания. Важно осознавать ребенку, что родители долго и усердно учились, чтобы иметь возможность заработать деньги на учебники и игрушки для него. Ребенок должен понимать, что его знания будут полезны ему самому, и что в будущем работодатели оценят его как квалифицированного специалиста. Он сможет заработать деньги на свои желания и заботиться о своей семье, которая всегда будет поддерживать его и бескорыстно помогать. Самое важное в этом процессе – внимание и любовь близких, а не обязательства в стиле «ты мне – я тебе».

Стоит ли наказывать ребенка за неудачные оценки в школе?

Традиционные педагоги утверждают, что каждое проступление ребенка должно быть наказано, а поощрение и наказание неразрывно связаны. Однако сейчас метод «кнута и пряника» становится предметом критики со стороны передовых педагогов.

Мудрые люди утверждают, что ответственность за поступки детей всегда лежит на взрослых, которые забывают или не могут объяснить детям, что такое правильное и что такое неправильное. Поэтому перед тем, как ругать и наказывать детей, взрослым стоит внимательно проанализировать свое собственное поведение. Чаще всего ошибки с детьми происходят из-за недостатков взрослого окружения. Помните:

  • Дети повторяют поведение взрослых, поэтому воспитывать их нужно собственным примером;
  • Действия взрослых не должны противоречить длинным разговорам о морали: дети быстро вылавливают ложь и разрыв между словом и делом;
  • Прежде чем требовать, необходимо объяснить столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенным, что ребенок услышал и понял;
  • Проверьте, что плохая оценка связана с неправильным поведением, ведь наказывать за непонимание материала недопустимо.

Наказание встречается в процессе обучения скорее как крайняя мера указания на ошибки или осуждения за нарушения, приведшие к плохой оценке. Например:

  • Ученик прогуливал выполнение домашнего задания ради футбольного матча;
  • Ребенок использовал шпаргалку вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
  • Болтал на уроке с одноклассником, не слушал учителя и т.д.

Наказание должно соответствовать возрасту и особенностям психики ребенка. Прежде всего оно должно быть справедливым, чтобы не было сомнений в его заслуженности.

Итак

Есть ничего неплохого в том, что родители дарят школьнику желанную вещь за хорошие учебные достижения. Однако это должно происходить в ситуации, когда они много общаются с ребенком, выражают свои эмоции по поводу его успехов и выражают мысли о том, что он станет самым умным и образованным человеком, настоящей гордостью семьи.

Важно просто проводить время с ребенком, разговаривать о его проблемах, делиться своим опытом в учебе, рассказывать, как преодолевали трудности в его возрасте. Если ребенок почувствует себя равным, он быстрее осознает, что хорошие оценки важны прежде всего ему самому.

Как поощрять учебные успехи первоклассников не только оценками в школе

Один из наиболее сложных аспектов в отношениях между родителями и детьми – не принуждать, а вдохновлять их к действию. Однако, далеко не все родители задумываются над этим, думая, что жесткий контроль способен помочь их детям.

Если ввести в поисковую строку запрос «как мотивировать ребенка», то самые популярные вопросы, которые появятся, будут связаны со словом «обучение». Как сделать так, чтобы ребенок выполнял уроки без принуждения, но при этом с радостью и энтузиазмом?

Поощрять развитие самостоятельности

Важно учитывать желания ребенка и давать ему возможность принимать самостоятельные решения. Например, приготовить ужин по необычному рецепту или помочь собаке принять ванну после дождливой прогулки. Такие моменты нужно создавать регулярно, чтобы дети чувствовали — родители доверяют им. Добавьте к этому эмоции, которые ребенок испытывает, когда справляется с задачей самостоятельно, и получится неплохая мотивационная формула.

Эта стратегия также эффективна в образовании. Не стоит допытывать детей о том, что им задали в школе, если родители могут узнать это из электронного дневника в любое время. Ребенок избавляется от раздражающего фактора «меня постоянно контролируют», зная, что родители в курсе, какие уроки нужно выполнить по математике или какой раздел изучить по истории. Поэтому лучше сделать домашнее задание без лишних вопросов.

Поддерживать независимость у детей можно развивать и во время изоляции. Профессор математики Республиканского физико-математического лицея-интерната Нелли Маргиева отметила, что в этот период использует электронный дневник, чтобы отправлять ученикам ссылки на видео с объяснениями новых материалов.

«Учитель может записать видео сам или сделать подборку. В нашем учебном заведении это практикуется. На платформе Дневник.ру мы выкладываем видео длительностью 10-15 минут, и каждый ребенок может самостоятельно изучить материал», – поделилась педагог.

Проявлять заботу и внимание

Известный специалист в области психологии Михаил Лабковский советует: «Не стоит бояться плохих оценок. Главное, не допустить отвращения к учебе и школе в целом».

Из давних времен наши отцы и матери были озабочены оценками. Однако необходимо уделить внимание не столько самим баллам, сколько причинам их появления в школьном журнале.

«Например, в моем классе было два ученика из Чехии и один из Польши. После одной серьезной контрольной работы на собрании все НАМ родители интересовались исключительно оценками, в то время как чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?». И это справедливо», – вспоминает Михаил Лабковский.

Важно не пренебрегать вниманием к успехам школьников, а уметь подходить к этому грамотно. Например, вместо того чтобы сразу ругать ребенка за низкую оценку по контрольной работе, полезно было бы узнать, как писали ее другие ученики в классе. Может выясниться, что большинство столкнулись с ней на том же уровне. Ведь в тот день возле школы идет ремонт дороги, и шум за окном мог мешать концентрации учеников на выполнении задания.

«Можно воспользоваться электронным дневником, чтобы отправить сообщение учителю и узнать, действительно ли ваш ребенок справился с контрольной хуже остальных? Какую тему ему лучше изучить? В сервисе Дневник.ру доступно дополнительное приложение «Аналитика оценок» для школьников и их родителей, которое позволяет найти ответы на эти вопросы самостоятельно», – рекомендует Любовь Николаева, директор по коммерческим услугам в Дневник.ру.

Подключение сервиса возможно по желанию за небольшую сумму. Он предоставляет информацию о рейтинге ученика в классе и сравнении его успехов с одноклассниками. Родитель может нажать на конкретную оценку по определенному предмету и получить наглядные данные о том, какая работа была выполнена (учебный опрос, контрольная работа или самостоятельное задание), сколько учеников выполнили задание, и какова общая успеваемость в классе.

«Я, как член родительского комитета, всегда интересовалась успехами в классе и часто звонила учителю, чтобы узнать, как дети справились с контрольной или диктантом. Теперь у меня есть возможность самой оценить обстановку с помощью приложения «Аналитика оценок»», – делится опытом мама учеников школы №9 (г. Усть-Илимск) Алёна Назарова.

Сопоставление средней оценки ученика с общей средней оценкой класса

Приложение можно использовать как через браузер, так и с помощью мобильных приложений, доступных в AppStore и GooglePlay. Его использование не является обязательным, так как оно является дополнительным сервисом, который помогает частной компании «Дневник.ру» получать деньги, вложенные в цифровую образовательную платформу (стоит отметить, что Дневник.ру не получает государственного финансирования на свой проект). Основной функционал системы (оценки, расписание, задания и другое в web-версии) доступен для пользователей бесплатно. Подробнее об приложении «Аналитика оценок» можно узнать здесь.

В последнее время интерес родителей к детальной аналитике успеваемости их детей растет. С начала 2018 года количество пользователей приложения увеличилось почти на 100 тысяч человек.

Изучение успеваемости приносит пользу не только школьникам, но и самим ученикам. Это способствует созданию здоровой атмосферы соревнования, вдохновляет учащихся на улучшение своих результатов.

«Мои дети также используют сервис «Аналитика оценок», который стимулирует их. Они каждый день проверяют своё место в классе. Они переживают, если их позиция снижается, и исправляют плохие оценки. Это особенно полезно перед окончанием четверти», – рассказывает Татьяна Каримуллина, мама учеников гимназии №1 им. А.А. Иноземцева (г. Братск).

Рейтинг в классе анонимный, но позволяет увидеть своё место в общей картине

Получение удовольствия от внеучебных достижений

Для ребёнка важно быть лучшим в чём-то, чтобы стимулировать его внутреннюю мотивацию. Это может быть не только в учебе, но и в спорте, музыке, танцах или в игре в шахматы с папой.

Мотивировать детей к развитию их интересов можно с помощью использования электронного дневника. Сегодня он не просто заменяет бумажный вариант, а также предоставляет возможность участвовать в различных конкурсах.

«На нашем сайте есть специальный раздел «Конкурсы», в котором каждый может бесплатно принять участие. Это отличная возможность для учеников показать свои способности и творческие навыки, ознакомиться с работами других детей и выиграть призы», – объясняет специалист по взаимодействию с клиентами Дневник.ру Виктория Сенева.

Показать внеклассные достижения также можно через социальные проекты.

На текущий день на площадке реализуется уникальная программа совместно с Минфином Российской Федерации, направленная на повышение финансовой грамотности пользователей. В формате комикса поясняется, как безопасно пользоваться банковской картой, собрать деньги на велосипед, разобраться в вкладах и займах, а также поделиться полезной информацией с родителями. Поскольку не все взрослые владеют ответами на эти вопросы.

Столов забыть о своих детских годах: кажется, будто мы все знаем сами, в то время как родители постоянно стремятся донести к нам знания. Когда роли меняются и ребенок демонстрирует умение или знание, которыми не обладают мама и папа, он ощущает, что способен научить их чему-то новому. Это ощущение радости также является прекрасной мотивацией к изучению нового.

В блоге Дневник.ру на образовательном портале Newtonew вы найдете краткий справочник, помогающий учиться без стресса и давления.

Как поддержать мотивацию у первоклашки?

Дети по своей природе любопытны и всегда стремятся к новым знаниям. Если ваш школьник первого класса не проявляет интереса к учебе, это значит, что пришло время вернуть его мотивацию. Исключительно важно выбрать правильные методы в этом деле.

Почти все первоклассники вначале радостно принимают школьное обучение. Однако со временем у ребенка почему-то пропадает мотивация, он перестает делать домашние задания и не слушает учителей. Но всегда есть возможность вернуть ему интерес к учебе. Основное – знать, как правильно мотивировать ребенка на учебу в первом классе, чтобы не сбить его себе желание учиться.

Мотивация первоклассника в учебе

Дети очень любопытны, поэтому если после поступления в школу ребенок внезапно перестает проявлять интерес к учебе, это серьезный сигнал задуматься о причинах такого необычного поведения для первоклассников. Такая резкая перемен в отношении к обучению может быть обусловлена следующими аспектами:

  1. Информационная перегрузка. Обычно родители очень активно готовят своего ребенка к новой школьной жизни, обсуждая предметы, школьные принадлежности и кружки. Однако эта суета может только испугать малыша, лишив его всякой мотивации к обучению.
  2. Монотонность. Если учителя представляют учебный материал скучно и неинтересно, ребенок, который не привык к подобному, быстро утратит интерес к учебному процессу, перестав проявлять активность.
  3. Физическое состояние. Перемена режима дня, высокие нагрузки, необходимость сидеть за партой и внимательно слушать учителя вместо того, чтобы двигаться, отрицательно влияют на интерес ученика к учебе и его мотивацию в общем.
  4. Новая реальность. Переход в школу требует от ребенка изменения поведения и приспособления к новой жизни в незнакомой среде после долгого периода, когда ему было разрешено свободное общение и игры.
  5. Психологическое неудобство. Ученики в школе все чаще переживают неудачи из-за системы оценок, что вызывает у них беспокойство. Они боятся разочаровать родителей или оказаться менее успешными, что создает лишнюю нервозность, мешающую участию ученика в учебном процессе.

Как привлечь внимание первоклассника к учебе

Для стимулирования ребенка к учебе в первом классе родителям необходимо создать условия для формирования у него настоящего желания учиться. Вот несколько рекомендаций, как это сделать.

Соблюдение распорядка дня первоклассника

Важно, чтобы у ребенка было достаточно времени как на обучение, так и на отдых. Это помогает избежать проблем с нервной системой и способствует быстрой адаптации к новому расписанию и повышенным учебным нагрузкам.

Время для заданий – пик активности ребенка

Более эффективно заниматься учебой дома, когда у младшего школьника наивысший уровень бодрствования. В ином случае, из-за усталости, ему будет сложно найти мотивацию для выполнения учебных задач.

Суть обучения заключается в знаниях

Следует акцентировать внимание на ценности получаемых в школе знаний и на достижениях, которых он сможет достичь в процессе обучения. Нужно поощрять его, но только в случае успеха, чтобы поддерживать уверенность в себе, но не подвергать риску его самооценку. И самое главное — оценивать его по его собственным достижениям, а не сравнивать с другими учениками: в противном случае, даже хорошо мотивированный школьник потеряет интерес к учебе.

Поощрять самостоятельность

Поддерживать и направлять ребенка в учебе — это нормально, но не стоит брать на себя всю ответственность за выполнение домашних заданий. Важно развивать у него навык самостоятельности, иначе он может потерять интерес к учебе.

Не переоценивать оценки

Хорошо, если у ребенка высокие баллы, но важнее всего — его интеллектуальное развитие, которое не измеряется оценками. Поэтому лучше оценивать прогресс и учебную активность ребенка не по дневнику, а в разговоре. Обсуждение учебных тем поможет ему почувствовать больший интерес к обучению, нежели постоянные упреки из-за баллов.

Разнообразить внеучебную жизнь

Детей нельзя перегружать учебой. Каждому необходимо время на отдых и занятия по интересам. В противном случае постоянное зубрежка и стремление к высоким результатам приведут лишь к стрессу и утрате интереса к учебе.

Выбор увлекательной литературы для обучения

Помимо стандартных учебников, стоит приобретать для первоклассника книги по дополнительному образованию, написанные доступно и увлекательно. Таким образом, уроки перестанут быть скучными и безинтересными, а, следовательно, возрастет интерес к обучению.

Пять способов, как родители могут вызвать ненависть первоклашки к школе

Существует мнение, что детей в первом классе не стоит побуждать к учебе, так как их врожденное любопытство и первые шаги в этом направлении уже сами по себе являются отличным мотивом для детей ставить перед собой цель ответственно подходить к учебе. Именно поэтому, увидев противоположную реакцию, родители, не разбираясь в ситуации, сразу же обвиняют своих детей в лени, в то время как на самом деле это взрослые своим поведением часто доводят все до такого состояния.

Контроль над ребенком, а не над учебой

Когда родители пытаются контролировать каждый шаг своего ребенка в учебе, это может привести к негативным последствиям. Часто они комментируют даже почерк и грамотность ребенка, ставят свои предпочтения в выборе карандашей для рисования, а также устраивают тесты на скорость чтения, регулярно обсуждая результаты. Однако слишком строгий контроль может лишить учебный процесс интереса и самое главное — свободы творчества.

Важно показать ребенку, что учеба может быть увлекательной сама по себе

Одним из распространенных ошибок является попытка мотивировать ученика учиться с помощью не слишком образовательных целей. Например, когда говорят детям, что после выполнения уроков они смогут посмотреть мультфильмы или поиграть на компьютере, это как бы ставит учебу в противоположность приятному времяпрепровождению. В результате учебный процесс начинает ассоциироваться с рутиной и скучными делами, которые мешают заниматься интересными занятиями.

Поставьте перед ребенком цели, которые он сможет достичь

Первоклашка еще не осознает, что текущие успехи в учебе могут повлиять на его будущую карьеру. Угрозы о том, что плохие отметки – «прямая дорога в дворники», могут работать только на подростков, а не на детей младшего возраста. Поэтому важно ставить перед ними цели, которые они могут достичь за неделю, не больше.

Не переоценивать значимость отметок

Много взрослых оценивают успехи своего ребенка в учебе и уровень его интеллектуального развития главным образом по полученным отметкам, настаивая на получении хороших оценок, например, за контрольные работы или достижении высоких результатов в четверти. Однако высокие баллы в определенных предметах не всегда отражают настоящий уровень знаний школьника. Постоянное давление со стороны родственников быстро может вызвать у ребенка развитие синдрома отличника, который негативно отразится не только на его школьной жизни, но и на всей последующей жизни.

Важно не сконцентрировать всю внимательность на учебе ребенка

Одна из частых ошибок многих родителей заключается в том, что они слишком много внимания уделяют школе в общении с ребенком, словно нет ничего важнее в его жизни: они обсуждают только школьные дела, проводят время только за учебой, хвалят только за успехи в учении. По мнению специалистов, такой подход может привести к серьезным проблемам с самооценкой у ребенка.

Конечно, стимулировать ребенка к учебе в первом классе не лишнее, но излишняя настойчивость в этом вопросе не имеет смысла, так как помимо психологических проблем, такой избыточный давление со стороны семьи ничего хорошего не принесет. Важно, наоборот, поощрять у малыша желание не просто учить предлагаемый учителями материал, а настоящее стремление к знаниям, к исследованию мира не по принуждению, а по собственному выбору.

5 неочевидных способов, как мотивировать ребенка учиться в школе

мотивация на учебу в школе

Начался новый учебный год, и вопрос о том, как заинтересовать ребенка в учебе, стоит перед родителями особенно остро. Каждый год требования к школьникам становятся все выше, учебная программа усложняется, количество кружков и дополнительных занятий увеличивается, и хочется успеть во всем. Однако ребенку не хочется испытывать это напряжение. Он предпочел бы заниматься тем, что его действительно интересует, с радостью познавать мир без стресса и охоты за высокими баллами.

Ранее мы уже говорили о проблеме отсутствия стремления у детей к обучению в школе, обсуждали причины, способы мотивации и давали практические советы. Если вы не читали эту статью, то обязательно переходите по ссылке и ознакомьтесь с ней, там есть много полезной информации. А сегодня мы продолжим этот разговор и расскажем вам, как можно стимулировать интерес ребенка к учению и мотивировать его без особых усилий.

Основные способы мотивации ребенка к учебе

Почему дети не проявляют интерес к учебе? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ даже опытным педагогам. Однако можно легко заметить проявления этой нежелательности: ребенок забывает о заданиях, не выполняет домашнее задание, а его ранце царит хаос. На уроках он часто мечтает о чем-то другом и отвлекается от учебного процесса. Чаще всего таким детям совершенно не важны успехи и оценки.

мотивация ребенка на учебу

Поэтому сейчас мы сосредоточимся исключительно на позитивной мотивации. В противном случае мы можем только усугубить положение и повредить незрелой детской психике.

1. Передайте собственный опыт

Расскажите своему сыну или дочери, что вам также трудно, как ему учиться. Когда ребенок делится с вами своими проблемами, постарайтесь не просто выслушать его, а сделать параллель с вашей работой, рассказать, как вы находите решения в сложных ситуациях. Дети осознают, что их родители также люди, и им интересно узнать, что происходит в их жизни.

Кроме того, вы можете поделиться своими школьными историями, например, как вы помогали одноклассникам делать шпаргалки, но в конечном итоге они не понадобились, так как материал запоминался прекрасно, пока вы писали их.

мотивация ребенка к учебе

2. Минимизируйте стрессы

Психологи отмечают, что на стресс у школьников часто влияют запугивания, манипуляции, программирование на неудачи, завышенные требования и ожидания.

Поэтому важно акцентировать внимание не на итоговых баллах, а на приобретенных знаниях. Утверждайте, что оценка — это относительная величина, не связанная непосредственно с уровнем знаний и умений. Не у всех детей одинаково хорошо получается успевать по всем предметам, и ваш ребенок не обязан быть отличником.

Поделитесь с ними своими личными историями о том, какие предметы вам было сложно учить, а какие — легко, как вы переживали за свои оценки в школе. Важно, чтобы дети не скрывали своих страхов и негативных эмоций, а могли обсудить их с родителями, получив поддержку.

Существует немало ситуаций в жизни, которые могут вызвать стресс, и это нормально – так уж устроен мир. Главное не бояться сложностей, а научиться с ними справляться.

3. Позвольте малышу двигаться в своем ритме

Проблемой традиционной школьной системы является привязка ко времени и уровню. Некоторые дети превосходят программу, другие отстают, но всем приходится идти в унисон, что приводит к потере интереса.

Если ваш ребенок опережает или отстает от сверстников, постарайтесь найти для него дополнительные занятия, соответствующие его уровню, где он сможет развиваться по своему темпу и раскрывать свой потенциал.

мотивация ребенка на учебу в школе

Например, в онлайн-учебнике Kidskey ваш малыш может улучшить свои навыки в математике и русском языке. Дополнительные онлайн занятия помогут ему исправить ошибки при выполнении задач и совершенствовать грамматику письма и чтения.

Уроки организованы в форме игр и проводятся на собственной онлайн платформе. Вы можете выбрать индивидуальное или групповое обучение. Подробнее о курсах можно узнать здесь.

4. Обучите малыша применять полученные знания немедленно

«Плохие оценки – неудачная карьера!», «Учись хорошо, чтобы найти выгодную работу и не отказывать себе ни в чем!» – подобные утверждения не оказывают влияния на детей. Они живут сегодня и им важно осознать, какая польза будет от учебы прямо сейчас.

В этом случае возможно привести пример из личного опыта и поведать, как знания физики помогли вам выбрать подходящий автомобиль для семьи. Задача была непростая – необходимо было найти авто, которое вместит всю семью и одновременно обладает высокой скоростью. На что стоило обратить внимание в первую очередь? Конечно же, на ускорение. В физике существует концепция постоянного ускорения – разгон от 0 до 100 км/ч за определенное количество секунд. Чем меньше это время, тем быстрее машина разгоняется. Если бы не было знания физики, вероятно, вам было бы сложно выбрать подходящий автомобиль.

как мотивировать ребенка учиться

Родителям следует показывать детям, как знание таблицы умножения может облегчить их жизнь. Например, объяснить им, что вместо того, чтобы складывать 3+3+3+3, можно просто умножить 3 на 4 и получить результат быстрее, не тратя полдня на учебу.

5. Прибегайте к нестандартным способам мотивации

Чтобы мотивировать детей к учебе в школе, можно использовать необычные методы, например, создавать и применять свои поощрительные карточки.

Подумайте, какие льготы в обучении вы могли бы время от времени предоставить ребенку и по какому поводу. Например, можно согласиться на то, что ребенок весь учебный день посвящает урокам, тщательно выполняет задания и в итоге получает от вас поощрительный билет, который дает возможность один раз выбрать день, когда можно не ходить в школу или не делать домашнее задание по определенному предмету. Каждый из билетов можно использовать только один раз, а условия определяются заранее. Таким образом, ребенок будет чувствовать вашу поддержку и понимание, а также осознает, что вы всегда стимулируете его трудолюбие и достижения. Потерпите, так как мотивация – это сложный и длительный процесс. Он может занять от нескольких недель до года.