Русский язык – это одно из самых сложных языков. Поэтому, для того чтобы ваш малыш научился верно писать и выражать свои мысли, нужно уделять внимание выполнению домашних заданий и следовать рекомендациям учителя. Изучение языка начинается с элементарного – с звуков. Они могут быть гласными или согласными, звонкими или глухими, мягкими или твердыми. Для детей может быть сложно освоить этот широкий спектр разнообразия звуков, поэтому начинать стоит с самых простых вещей. Сначала ребенок изучает то, как буквы подразделяются на гласные и согласные, а также что такое звуки и буквы. Когда эта информация усвоена, можно приступать к различению мягких и твердых звуков. Важно научить ребенка различать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Для этого необходимо научить ребенка распознавать согласные звуки, а также понимать, почему они могут быть твердыми или мягкими.
Просто запомнить, что твердый или мягкий звук означает согласный, не поможет, так как одна и та же буква может выражать и твердый, и мягкий звук (за некоторыми исключениями). Первым делом обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы следует гласная. В этом случае отличить твердый звук согласной от мягкого довольно легко. Нужно запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если после согласной следуют: и; е; ю; я; е, то это мягкие согласные.
Чтобы информация прочно запоминалась, необходимо проводить практические упражнения. Для начала лучше выбирать самые простые слова, например, «мама» или «папа». В этих словах согласный звук является твердым, так как за ним следует гласный звук «а», в то время как в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими из-за букв «я» и «е», придавающих им мягкость. Запомнив это простое правило, дети смогут легко определить твердость и мягкость отдельных согласных звуков, если после них следует гласная. Что же делать, если после согласного, вызывающего затруднения, следует опять согласная буква в слове? В этом случае ребенок должен понять, что согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила.
Например, в слове «карандаш» после «н» идет «д», что указывает на то, что согласный «н» выражает твердый звук, так как за ним следует согласный звук. А в слове «парча» буква «ч» остается мягкой. При объяснении этих правил важно не торопиться, а следить за реакцией ребенка, вводя новые правила только после того, как предыдущие были полностью усвоены и без труда применяются. Иногда для начинающих учеников полезно использовать различение твердых и мягких звуков по следующему признаку. Если при произношении слова или слога уголки рта расходятся в улыбку (то есть за согласным следует одна из гласных: я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте сказать: ня, нё, не, ню, ни. Совсем иначе обстоит дело с твердыми словами или слогами (то есть за согласным следует одна из гласных: а, о, э, у, ы). При их произношении улыбка не возникает. Попробуйте сказать: на, но, нэ, ну, ны. Итак, в результате всех этих упражнений ребенок может понять, что если звук звучит радостно, то он мягкий, а если грустно, то твердый
Упражнения для тренировки, которые сделают ребенка лучше.
1. Прочитай слова, выдели буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.
стул, балет, спектакль, полька, банька
2. Прочитай слова, выдели буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.
котёнок, китёнок, больно, уголь, май
котёнок, китёнок, большо, угля, май
1. Прочитай слова, выделите буквы твердых согласных звуков красным маркером.
стол, балет, спектакль, полька, бачка
2. Прочитай слова, выделите буквы мягких согласных звуков оранжевым маркером.
котёнок, китёнок, большо, угля, май
1. Прочитай слова, выделите буквы твердых согласных звуков красным маркером.
стол, балет, спектакль, полька, бачка
2. Прочитай слова, выделите буквы мягких согласных звуков оранжевым маркером.
котёнок, китёнок, большо, угля, май
1. Прочитай слова, выделите буквы твердых согласных звуков красным маркером.
стол, балет, спектакль, полька, бачка
2. Прочитай слова, выделите буквы мягких согласных звуков оранжевым маркером.
Изучаем буквы и звуки
Перед тем, как учить детей читать, стоит вспомнить о необходимости прежде всего обучить их различать и узнавать звуки. Некоторым малышам разница между буквами и звуками становится понятна сразу, другим же приходится приложить больше усилий. В таких случаях родителям приходится проявить фантазию и использовать все свои педагогические навыки, чтобы сначала для себя понять суть, а затем объяснить ее ребенку — зачем нужно различать звуки и буквы и как это сделать.
Важно усвоить следующее: количество звуков значительно превышает количество букв, звуки играют бóльшую роль, чем буквы, буквы сами по себе ничего не значат, а все свойства, такие как звонкость, мягкость и другие, относятся к звукам. Одна буква может передавать несколько разных звуков. Поэтому процесс обучения речи и чтения начинается с освоения именно звуков.
Однажды, задумывался человек, как сохранить сказки и песни на долгие времена. И вот люди придумали загадочные значки-буквы, которые стали символом звуков, таинственно заключенных в слова. Теперь эти буквы живут в книгах, молча ожидая момента, когда их разгадают голосом. А звуки, как верные спутники, таинственно оживают при чтении букв, создавая неповторимую магию слов.
Приглашаем в увлекательное путешествие по городу букв и звуков!
В городе будет 33 уютных домика, ведь в алфавите ровно 33 буквы. Его разделит на три части протекающая река: на берегу «Гласные», на берегу «Согласные», а на третьем берегу стоят пустующие домики. Кроме берегов, в городе будут строить домики и на самой реке. Плавучие домики можно раскрасить в два цвета, а пустующие домики будут серого цвета.
Обитатели города делятся на три группы: в домиках с двумя жильцами, в домиках с одним жильцом и в пустующих домиках.
На берегу «Гласные» будут стоять 6 домиков-одиночек: а, и, о, у, ы, э.
На берегу «Согласные» построены домики, где живут два звука — твердый и мягкий: б-бь, в-вь,г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь, а также домики-одиночки: ж, ц, ш, й, ч, щ. Всего на берегу «Согласные» построили 21 домик.
У реки будут жильцами маленькие дома-чемоданчики, их всего 4. В домике Е обитают два звука Й-Э, в домике Ё — звуки Й-О, в домике Ю — Й-У, а в домике Я — Й-А. Эти уютные домики расположены у реки, так как в них соседствуют гласные и согласные звуки.
На другом берегу стоят пустующие жилища: знак Ь и знак Ъ. В этих домиках нет никаких обитателей. Поэтому у этих букв нет звуков. Они несут только функцию в письменности.
Поиграйте с нарисованной картой.
Обменивайтесь мнениями с малышом следующим образом: буква Б — это домик для двух друзей: твердого и большого звука Б и мягкого и маленького звука бь. Сравните звучание буквы Б в словах Бом и Бим, например. (В слове «Бом» мы слышим твердый звук Б, в слове «Бим» — мягкий звук бь).
Как только приступаете к изучению книги, не забывайте спросить: «Где в слове МЕДВЕДЬ находится буква М? Какие звуки обитают в домике-букве М?» Ребенок должен вспомнить образец или вместе с вами внимательно его изучить, чтобы показать пальцем, что в этом домике обитают такие звуки: большой и твердый М, а также маленький и мягкий мь.
Когда знакомитесь с согласными буквами, называйте их по принадлежащему иму звуку, то есть не «мэ» или «эм», а просто «м». Иначе в дальнейшем ребенку будет очень трудно научиться соединять буквы в слоги и слова.
Взаимосвязь звуков и букв – достаточно абстрактное понятие для малышей. Им будет легче понять это, если ориентироваться на картинку и воображать образы.
Данный текст является авторским.
Эти упражнения развивают внимание, память, мышление, речь – именно эти навыки являются основой для успешного обучения в школе.
Помощь для детей в изучении букв и цифр, обучении чтению, счету, решении задач и знакомстве с окружающим миром;
Подготовка детей к школе с высоким качеством;
Помощь ученикам начальных классов в освоении и закреплении важных и сложных тем школьной программы;
Расширение кругозора детей и доступное знакомство с основами различных наук (биология, география, физика, химия).
Русский алфавит! Как правильно учить буквы с детьми?
Какова правильная последовательность обучения детей буквам, чтобы они запомнили их быстро и правильно? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как каждый ребенок уникален. С одним ребенком мама может использовать классический букварь, и все будет отлично, а другому ребенку могут приобрести пятую азбуку, но буквы будут усваиваться с трудом или вовсе не будут запоминаться.
Следовательно, если вы хотите, чтобы малыш легко запоминал буквы и одновременно учился читать по слогам, то придерживайтесь простых правил.
6 советов, как правильно обучать ребенка буквам
1. Не обучайте буквам в алфавитном порядке
Существуют буквы, которые детям особенно сложно читать в середине и в конце слова. Например: глухие «К, П, Т» и слоги с буквами «Б, Г, Д, Ц, Ч, Щ». Многие из этих букв находятся в начале алфавита. Однако ребенок должен усвоить не только произношение букв, но и научиться соединять звуки в слоги.
2. Отдельно запоминайте гласные и согласные
3. Начните с гласных «А, О, У, Ы, И»
Когда малыш хорошо запомнит эти гласные — можно переходить к остальным.
4. Первыми изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р»
Начните изучение согласных звуков «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», затем переходите ко знакомству с «К, П, Т». После этого изучайте «В, З, Ж, Б, Г, Д» и прочие.
Они легко различимы в начале и в конце слова. Но главное – умение собирать слоги из этих звуков. Возможность долгого произношения данных звуков помогает плавно переходить от одного артикуляционного способа к другому, с чтения согласного звука на чтение гласного.
5. Учите звук, а не букву!
Называйте звук, а не то, как буква обозначена в алфавите. Например, говорите «П», а не «ПЭ», чтобы ребенок не делал ошибок и не читал «ПЭА-ПЭА» вместо «ПА-ПА».
6. Перед покупкой нового учебника изучите его тщательно
Иллюстрации должны быть четкими и яркими, буквы — крупными. Если в книге встречаются непонятные и сложные задания – лучше выбрать другой вариант.
В некоторых современных учебниках по чтению нарушен порядок изучения слогов различной сложности, введены трехбуквенные слоги и длинные слова слишком рано, встречаются непонятные сочетания звуков, например «ШМА-ШМУ-ШРУ-ШРА-ШРО», даже взрослому сложно понять, в каких словах они употребляются.
Было бы замечательно найти учебник, где буквы изучаются не по алфавиту, но если не получится, то простые упражнения, о которых мы расскажем далее, помогут вам.
Пять веселых упражнений, чтобы быстрее запомнить русские буквы!
1. Используйте ассоциации
Какая ассоциация у буквы?
Например, если вы учитесь с малышом букве «А». Спросите его, с чем она может быть похожа. Если ему сложно ответить сразу, придумывайте вместе. Задавайте вопросы, позволяющие ему догадаться. Например: «Буква «А» как похожа на дерево? Или, может быть, на домик?» и так далее. Попытайтесь играть в ассоциации на улице, окруженные множеством разных объектов.
Кто делает такие звуки?
Давайте попробуем еще одну ассоциацию. Например, крикните: «А-а-а-а-а!» и спросите малыша, с чем это звучание ассоциируется. Чтобы ему было проще, используйте жестикуляцию. Тогда будет понятно, что подобное произносит испуганный или плачущий ребенок. Или вот, пример с другой буквой, скажите: «З-з-з-з-з!» и спросите, какое насекомое издает похожие звуки.
Использование ассоциаций помогает малышу ассоциировать определенные образы с буквами, что упрощает процесс их запоминания. Не пропустите наш материал о том, как правильно применять ассоциативную технику в образовательном процессе. Эта статья станет вашим надежным помощником.
2. Собирайте буквы с помощью рук и формируйте буквы своими руками
Игра «Буквы на пальцах»
Разнообразьте обучение малыша увлекательной игрой, используя пальчики. Это упражнение поможет запомнить новую букву в увлекательной форме, а также улучшит функции мозга, способствует развитию пространственного мышления и развитию речи.
Создайте вместе из пальцев букву, которую изучаете. Для примера, возьмем букву «А». При этом соедините кончики своих указательных пальцев – получится что-то наподобие буквы «Л». Попросите ребенка добавить недостающий элемент посередине, пусть положит на ваше «Л» свой указательный палец и назовет получившуюся букву. Таким образом можно создавать и другие буквы русского алфавита.
Ваш малыш определенно обрадуется такой игре! Попробуйте и другие увлекательные и полезные игры для развития мозга детей. Примеры игр можно посмотреть здесь.
Буквы своими руками
Это упражнение поможет укрепить запоминание выученных букв. Суть в том, чтобы ребенок самостоятельно сформировал букву из доступных предметов.
Если вы занимаетесь дома, откройте в учебнике страницу с буквой, которую в настоящий момент изучаете, и попросите ребенка собрать ее рядом, например, из ложек или карандашей, а затем произнести вслух.
Во время прогулки можно использовать обычные палочки или камушки. Напишите букву на земле, чтобы ребенок мог видеть пример, и попросите его выложить такую же букву из палочек или камней либо поставить их рядом, либо по контуру.
Игры, которые занимаются этим также помогают развитию ловкости рук и зрительной памяти, что поможет ребенку быстрее освоить навык чтения по слогам.
3. Придумывайте загадки про буквы
Загадки способствуют развитию сообразительности и логического мышления у малышей. При догадывании необходимо ассоциировать образ предмета и условия загадки.
Например: «Две палочки наискосок, а посередине – поясок. Угадай, какая это буква?»
Скачивайте бесплатные загадки для всех букв русского алфавита. Ваш ребенок весело проведет время, закрепив выученные буквы.
4. Обращайте внимание на знакомые буквы вокруг вас
Допустим, малыш уже помнит букву «А». Теперь есть возможность тренировать его в поиске этой буквы во всем, что нас окружает. Когда вы гуляете вместе по улице или находитесь в транспорте, просто обращайте внимание ребенка на вывески, рекламу и названия магазинов, и просите его найти знакомую букву в них.
Если вы проживаете не в стране с русским языком, позвольте ребенку искать знакомые буквы в своих книжках.
5. Творите и раскрашивайте буквы
Например, можно изготовить яркие карточки с буквами самостоятельно. Вам потребуется белый карточный лист, фломастеры/краски/карандаши, фантазия и хорошее настроение.
Сами изобразите буквы на карточках, а ребенок будет раскрашивать и украшать их изображениями, которые ассоциируются с буквой. Простые и веселые упражнения помогут быстро запомнить все буквы русского алфавита, разовьют мелкую моторику рук и воображение.
Желаем напомнить, что если вы стремитесь привить ребенку что-то новое, игра всегда будет вашим верным помощником. С ее помощью обучение пройдет с легкостью и интересом, без необходимости уговаривать и заставлять ребенка. Он быстро освоит все буквы русского алфавита, научится читать по слогам и с легкостью уместится в мире русскоязычной литературы, с успехом справляясь с учебными заданиями.
Если у вас нет времени заниматься со своим ребенком самостоятельно, не стесняйтесь записать его на бесплатное вводное занятие в нашем онлайн-учебном заведении. Ознакомьтесь с процессом обучения, узнайте его подойдет ли вашему ребенку, и примите решение о том, какой метод обучения вам наиболее подходит.
Мы рады предложить нашим читателям использовать промокод KIDSKEY_BLOG для получения бесплатных дополнительных уроков*.
KIDSKEY_BLOG
* Для активации бесплатных уроков просто укажите промокод KIDSKEY_BLOG при оплате любого образовательного пакета в поле “Введите промокод”.
Как научить ребенка выговаривать сложные звуки без помощи логопеда
Вокруг ребенка расположены различные объекты, люди, явления природы. Все это имеет свои названия, каждый предмет имеет свое уникальное имя. У взрослых есть возможность открывать детям удивительный мир слов, которые образуются из звуков.
Перед тем как начать заниматься с ребенком, стоит потренироваться произносить гласные и согласные звуки. Важно помнить, что твердые и мягкие согласные звуки — это разные звуки. Например, звуки [л] и [л’] — это различные звуки, а не вариации одного и того же звука. Также важно помнить, что [в] и [в’] — это разные звуки и так далее.
Важно вначале сделать звуки понятными для малыша, придумать для них игровые названия, особенно для тех, что схожи или путаются. Предложите ему спеть песенку змеи (ш-ш-ш-ш), песенку жука (ж-ж-ж-ж). Можно в это время играть в змею, жука — ползти, шипеть, жужжать. Потом дайте ребёнку спеть «песенку» самостоятельно. Понадобится несколько повторений, чтобы песенка звучала хорошо: правильно и понятно. Когда это удастся, можно выучить короткое стихотворение.
Например:
Ж-ж-ж — запел рогатый жук:
Вот как громко я жужжу!
Тут же пчёлка зажужжала,
На жука направив жало.
Попросите малыша понять, в каких словах появляется «мелодия» жука, звук [ж]. Читайте стихотворение тщательно (можно по две строки), подчёркивайте продолжительностью звук [ж] (иногда их два в слове), пока ребёнок не научится находить его точно. Попросите детёныша выучить первые две строки и пересказать так, чтобы было слышно, где прячется «мелодия» жука (в других случаях это может быть песенка укусающего комара — звук [з], песенка плетущейся змеи — звук [ш], песенка гудящего мотора — звук [р], как бубнит кашина — звук [п]). При этом следите, пожалуйста, чтобы он произносил длинно только отдельные звуки, а не слоги, например, если малыш выделяет [жу] — это неправильно. Наша цель — обучить выделять в слове отдельные согласные звуки.
Выбирайте поговорки («Жу-жу-жу — к моржу пришли в зоопарк»), скороговорки («С мышами во ржи подружились ежи») с использованием различных согласных звуков. Не застревайте на одном звуке, лучше их сменяйте, используя все по очереди.
Другая вариация игр — самостоятельный поиск слов ребенком, в которых есть определенный звук. Лучше всего это делать с помощью предметов, картинок: «Угадай, какие игрушки называются словом, в котором есть звук [м]- [м]- [м]». И дайте ребенку произносить слова так, чтобы было слышно, что в них действительно есть нужный звук. Если он ошибется — не беда, просто напомните ему:
«Ты сказал [карова]. Этот звук есть в данном слове? Давай растянем каждый звук. [К-к-к-а-а-а-р-р-р-о-о-о-в-в-в-а-а-а]. Здесь есть [м]?».
Проверяем способ проверки действий ребенка, корректируем его и даём возможность применить эффективный метод проверки.
Далее организуем поиск слов, где нужно обнаружить местоположение звука в слове (в начале, в конце, в середине). Обращаем на это внимание детей.
Известная игра в города? С ребенком мы можем играть также, но вместо городов можно называть любые предметы: стол — лампа — автобус. Однако важно помнить, о чем спрашиваем его: о звуках (не видим, говорим, слышим) или о буквах (видим, читаем, пишем).
Такие и другие методы анализа звуков можно найти в пособии «Читалочка» от издательства «Просвещение».
Советы по преодолению трудностей с шипящими звуками
У детей звукопроизношение формируется плавно. До 4,5 лет допустимо наличие ошибок в произношении некоторых звуков, включая шипящие. Однако если проблема сохраняется после этого возраста, это уже требует внимания и обращения к специалисту — логопеду. Пренебрежение этой проблемы может привести к сохранению неправильного произношения не только в школьные годы, но и в дальнейшей взрослой жизни.
Неправильное произношение шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) довольно распространено среди детей. Выполнение правильного звука Ш является важнейшей задачей в этой группе.
Причины неправильного произношения шипящих звуков
Проблема неправильного звукопроизношения проявляется в том, что ребенок испытывает трудности с произнесением шипящих звуков, либо их пропускает, либо искажает (например, говорит «масына» вместо «машина»).
Существует несколько основных причин неправильного звукопроизношения:
- Физиологические особенности: высокое нёбо, короткая уздечка языка, неправильный прикус, ограниченная подвижность артикуляционного аппарата.
- Недостаточное развитие фонематического слуха и аудиального восприятия.
- Использование соски в возрасте, когда происходит активное формирование речи. Это приводит к негативному влиянию на формирование прикуса и, как следствие, на произношение звуков.
- Разговоры родителей с ребенком на упрощенном «детском» языке, с излишним сюсюканьем, с мнением, что так детям будет легче понять.
- Постоянная критика со стороны родителей и требование говорить четко, не объясняя, как это сделать правильно.
- Нарушения слуха, которые не были обнаружены в раннем возрасте.
Как проверить правильность произношения звуков в домашних условиях
Для определения, какие шипящие звуки ребенок не может произнести, можно проверить каждый из них по отдельности. Сначала проведите проверку изолированно, затем в слогах, словах и предложениях.
Вот несколько способов проверки:
- Предложите ребенку произнести звуки Ш, Ж, Ч, Щ отдельно, максимально четко и внятно. Можно придумать игровую форму («пчелка зажужжала – жжжжж» и так далее).
- Для проверки звуков в слогах дайте задание повторить слоги: жи-ши, ча-ща, чу-щу и так далее.
- Для решения следующего задания потребуются наглядные материалы, на которых представлены животные или объекты, издающие шипящие звуки (например, жираф, щука, шуба, лыжи и так далее).
Развитие артикуляционных навыков при недостаточной четкости произношения шипящих
Существует множество эффективных упражнений для развития артикуляционных навыков, которые способствуют улучшению правильного произношения шипящих звуков.
Ниже приведены некоторые из этих упражнений:
- «Используй твои вкусные коржи». Язык должен быть широким и расслабленным. Сначала его нужно поместить на нижнюю губу, как на блин. Затем на язык кладется маленький кусочек ватного конфета, и ребенок должен прикрепить его, касаясь верхнего неба языком. Все действия должны происходить медленно и без спешки.
- «Грибок». У ребенка широкая улыбка, видны зубы, затем нужно сделать язык в форме грибка к нёбу и раскрыть рот как можно шире.
- «Желобок». Ребенок показывает широкий расслабленный язык, потом кладет его на нижнюю губу (рот слегка открыт), затем язык складывается в желобок у боковых углов рта.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика помогает подготовить артикуляционные органы к правильному произношению шипящих звуков.
Вот несколько упражнений для примера:
- «Забей в ворота». На столе стоят ворота, в которые ребенок должен «забить», выдыхая на ватные шарики так, чтобы они оказались внутри. Специалист следит за правильной артикуляцией.
- «Смешинки на носе». Малышу нужно выдуть ватный шарик с его носа. Для этого надо правильно двигать челюсть: улыбаться широко, язык прижат к верхней губе.
- «Листья ветер веет». Упражнение подразумевает то же самое: ребенок должен дуть на листья (или на полоски цветной бумаги).
Произношение шипящих звуков
Следующий этап — это упражнения по произношению звуков. Существует несколько методов, которые оказываются действенными.
Первый способ — это игра в повторении. Ребенок и логопед сидят перед большим зеркалом. Специалист произносит шипящий звук, следуя правильной артикуляции, и задача ребенка — запоминать и повторять за ним.
Произношение шипящих после других звуков возможно только при должном владении ими. Существует несколько методов:
- Звук С необходимо произносить долго, чтобы правильно задать положение языка. Для этого нужно использовать логопедический зонд, чтобы приподнять кончик языка и придерживать его за верхними зубами, чтобы он задел альвеолы. Затем нужно выдохнуть, удерживая язык в данном положении. Звук будет не свистящим, а шипящим.
- Звук Т нужно медленно произносить с придыханием, постепенно удлиняя воздушную струю, не задевая языком бугорки на нёбе.
После овладения звуками можно приступить к автоматизации. Сначала поработайте над автоматизацией шипящих в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и так далее. Используйте много картинок, чтобы удержать внимание ребенка во время занятий. Кроме того, вместо фразы «Давай начнем заниматься» лучше предложить «Давай поиграем».
Точные сроки устранения неправильного произношения шипящих звуков нельзя однозначно определить, так как все зависит от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей ребенка и уровня вовлеченности родителей в процесс коррекции. Главное — обратиться за помощью специалистов вовремя и не откладывать решение проблемы.
Советы по самостоятельному обучению ребенка навыку одевания
Это актуальная тема, беспокоящая не только родителей, но и педагогов. Данный совет пособие поможет участникам образовательного процесса оказать наиболее эффективное воздействие на развитие этого важного навыка у детей. Разработано практикующим педагогом в области дошкольного образования.
Файл доступен для скачивания в следующем формате:
Полезный учебный материал был представлен Валерией Станиславовной Гонтаревой. Инфоурок действует как посредник в информационной сфере.
Инструкция для родителей: «Как обучить ребенка улавливать звуки и определять их место в слове»
Хотите улучшить свои навыки? Тогда вам сюда!
Инструкция для родителей
«Как обучить ребенка улавливать звуки
и определять их место в слове»
Умение сосредоточиться на звуке — это очень важное качество человека. Без этого навыка невозможно научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и различать звуки, из которых состоит наша речь, по слуху. Это называется фонематическим слухом.
Малыш не умеет контролировать свой слух, не способен сравнивать звуки, однако его можно научить этому. Особенно важно развивать фонематический слух у детей с проблемами в речи. Иногда ребенок просто не замечает, что произносит звуки неправильно.
Родители могут помочь своему малышу делать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.
Начиная игры по формированию анализа звуков, необходимо четко представлять последовательность действий и не пропускать этапы.
Общие правила работы по развитию навыков анализа звуков:
— следуйте строгой последовательности при предъявлении форм анализа звуков:
· извлечение звука из звуков, слогов, слов, то есть определение наличия данного звука (существует такой звук или нет);
· определение первого звука, последнего звука,
· Определение положения звука в слове (в начале, середине, в конце),
· Полный анализ звука.
Когда малыш изучает последовательный разбор слова, ему нужно использовать дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему и карточки.
Предлагаем вашему вниманию забавные игры, которые помогут развить звуковое восприятие и умение анализировать слова по звукам.
Попросите ребенка хлопать в ладоши (топать ногой, стучать по коленям, поднимать руку. ), когда он услышит определенный звук.
Взрослый предложит малышу придумать звуковые ритмы, например: АУ — дети кричат в лесу, ИА — ослик кричит, УА — плачет ребенок. Как они удивляются? О-О-О! (И так далее.) Сначала ребенок вычленяет первый звук в ритме, затем — второй.
3 «Назови лишнее слово»
Из четырех слов, явно произнесенных взрослым, ребенку необходимо выбрать то, которое отличается от остальных.
Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса. Утенок, утенок, котенок, утенок.
4 «Какой звук находится в середине слова?»
Вы метите мяч к малышу и произносите слово, в котором звук расположенный в середине. Например: носок, листок, суслик, лужок, космос, поле — с ударением на согласный в середине, для ясности. После того, как ребенок услышит слово и поймает мяч, он попытается определить, какой звук спрятался в середине. Пусть он сам проговорит слово несколько раз и повторит средний звук. После чего он ясно произнесет его и вернет мяч вам.
5 «Какой звук находится в конце слова?»
Игра, которая напоминает предыдущую, но на этот раз гласный звук стоит посередине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и так далее. Важно выбирать слова только с одним слогом и исключать такие слова, как лес, лед, люк, в которых звук один, но буква другая. Для малыша пока еще не очень понятно различие между понятиями «звук» и «буква».
6 «Что это за звук в конце слова?»
Правила те же, но теперь нужно искать гласный звук в конце слова: ведро, нога, столы, бери, каратэ и другие. Опять же, ударение падает на этот искомый звук.
Аналогичным образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов остаются теми же: звук должен быть четким, не затушеванным и не исчезать, когда его произносят. Примеры слов: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и так далее.
7 «Догадайся о слове»
Взрослый просит ребенка подобрать слово, рифмующееся с заданным:
С руки упал кошелек — такой огромный на дереве. (жук).
Прогуливался по лесу живой мишка, на него упала. (шишка).
Однажды вечером две мыши прихватили у Пети. (книжки).
Влад не собирается на ёлку: у него в руках. (портфель).
То туда, то сюда может двигаться. (пароход).
Для развития фонематического слуха рекомендуется игры для детей старше трех лет. Хороший фонематический слух важен для усвоения звукового строя языка, для правильной устной и письмеенной речи. Начните с простых заданий, затем переходите к более сложным. Не перегружайте ребенка и заканчивайте игру вовремя. Таким образом, помимо развития фонематического слуха, вы поможете малышу развить внимание, память, воображение, инициативу и исполнительность.