У каждого индивида имеется свой лечащий специалист – невролог. Он ознакомлен со всеми аспектами заболевания пациента, и в случае необходимости способен вносить изменения в ход лечения на любом этапе. Основное внимание уделяется достижению положительного результата. По завершении лечебного курса выдаются персонализированные рекомендации.
Исходя из течения болезни, возраста пациента, исключительности симптомов, выбираются оптимальные методики и их комбинации:
Для коррекции подвижности и повышения импульсивности используются специальные методики лечебной гимнастики (ЛГ), стабилометрия с биологической обратной связью (БОФ).
В повседневной жизни людям с СДВГ не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые предполагают соперничество и имеют сильный эмоциональный компонент, например, боевые искусства, командные игры. Полезным будет бег «трусцой», плавание (не соревновательное), велосипедная езда, лыжные прогулки.
Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют различные методы психотерапии. Выбор подходящей методики для каждого пациента проводится психологом или психотерапевтом.
Среди релаксационных методик: специальный расслабляющий массаж, сессии релаксации, лекарственное лечение.
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно применяется для восстановления работы многих органов, включая головной мозг.
Транскраниальная нейростимуляция (ТНС) – это метод воздействия на мозг за счет стимуляции языковых рецепторов. Этот передовой подход применяется в лечении болезней центральной нервной системы, включая СДВГ. Применение ТНС позволяет быстро восстановить регуляцию процессов возбуждения и торможения, что способствует улучшению состояния при СДВГ, улучшению психологической и физической реабилитации. Кроме того, ТНС положительно влияет на когнитивные функции, такие как внимание, память, улучшает сон и способствует восстановлению нейромедиаторов.
При грамотном лечении СДВГ проходит благоприятно. Очень важно сохранить достигнутые результаты и для этого, при выписке, мы предоставляем подробные индивидуальные рекомендации. Пока есть какие-либо остаточные симптомы, следует повторять курсы лечения обычно 2-3 раза в год.
СДВГ – это неврологическое психическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями сосредоточенности и поддержания внимания, повышенной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
В последнее время количество случаев СДВГ возросло, в том числе у взрослых. Ранее полагали, что к моменту подросткового возраста симптомы СДВГ уменьшаются или проходят. Однако на данный момент в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и в зрелом возрасте. Чаще всего это объясняется недостаточно эффективным лечением в детстве.
Все процессы, которые происходят в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они находятся в равновесии. Однако формирование нервной системы не происходит мгновенно после рождения. Головной мозг в основном формируется до 8 лет, но окончательно заканчивает свое развитие к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, порой приводя к СДВГ. С возрастом мозг созревает, и симптомы СДВГ уменьшаются или проходят сами по себе. Однако у взрослых могут сохраниться когнитивные, поведенческие и двигательные расстройства, которые возникли из-за СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, несмотря на увеличение за последние годы, остается значительно меньше, чем у детей.
В целом, симптомы у детей и взрослых схожи, но есть свои особенности.
Сначала стоит отметить, что если у ребенка не было СДВГ, то и у взрослого это расстройство не появится. Поэтому СДВГ у взрослых не является новым заболеванием, а лишь результатом непоправимых нарушений, возникших в детстве.
Далее, у взрослых чаще наблюдается нарушение внимания, чем проявления гиперактивности. Таким людям сложно сосредоточиться и удерживать внимание, что делает некоторые виды деятельности недоступными. Гиперактивность проявляется как неспособность усидеть на месте, поэтому им не подходит работа, требующая длительного сидения. Импульсивность может привести к конфликтам как в семье, так и на работе.
Наконец, наличие СДВГ у взрослого требует комплексного обследования, чтобы исключить другие нарушения, включая психические расстройства.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Если малыш прикладывает все усилия, чтобы бороться с проявлениями Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), существует ряд способов, с помощью которых родители могут оказать ему поддержку.
Как содействовать ребенку с СДВГ?
Приблизительно каждый третий человек, у которого в детстве диагностировали СДВГ, вырастает из этого состояния и не нуждается в лечении взрослом возрасте. Дети, проходящие специализированное лечение, ориентированное на их потребности, часто способны успешно обучиться стратегиям преодоления проблем, улучшить свои результаты в обучении, в отношениях с окружающими, в навыках адаптации в жизни.
Для выявления СДВГ ребенка необходимо обратиться к специалисту (детскому психиатру или педиатру) для проведения диагностики. Врач анализирует поведенческие модели ребенка, проводя наблюдения, тестирование, анализируя данные о его поведении как дома, так и в школе. Полученная информация позволяет разработать эффективный лечебный план, который поможет ребенку раскрыть свой потенциал в полной мере.
Основные рекомендации для родителей детей с СДВГ
Вот ключевые шаги, которые могут быть полезными:
Если у вас есть подозрения на СДВГ у вашего ребенка, обратитесь к терапевту или в школу. Подтвержденный диагноз поможет начать лечение и получить необходимую психологическую поддержку вовремя.
Проблема СДВГ касается всех членов семьи. Гарантируйте, что каждый понимает, что происходит с ребенком, и воспринимает это как нормальную болезнь, требующую помощи. Важно сохранять равновесие внимания в семье.
Избегайте создания «плохой репутации» у своего ребенка с СДВГ в семье.
Содержание собственных границ и дисциплины важно, не допускать негативного поведения, такого как непослушание, ругань или насилие.
Обеспечьте помощь ребенку в поддержании здорового образа жизни через сбалансированное питание, регулярную физическую активность и режим сна.
Давайте ребенку простые, понятные инструкции или просьбы — общайтесь с ним лицом к лицу, медленно и спокойно.
Поддерживайте и поощряйте своего малыша, когда он выполняет необходимые действия, даже если они кажутся мелочными (главное не переборщить с похвалами).
Составьте списки полезных правил и разместите их в заметном месте (например, на холодильнике).
Разбейте время, которое ваш ребенок должен провести за столом, например, на еду и выполнение учебных заданий, на короткие отрезки времени, скажем, по 15-20 минут.
Избегайте давать детям пищу с добавками и красителями, так как существуют исследования, показывающие, что дети с СДВГ особенно чувствительны к ним.
Изучите доступные программы для родителей и группы поддержки — они действительно могут помочь вам более успешно справляться с проблемами.
Как решить проблемы с неадекватным поведением ребенка, страдающего от СДВГ?
Дети в разные моменты по-разному проявляют свои чувства. Расстройство, грусть, раздражение, разочарование и другие эмоции — это естественная и здоровая часть их жизни. Многие дети проходят через этапы установления и проверки границ поведения, и, возможно, будут вести себя слишком вызывающе. Это особенно характерно для детей с СДВГ. Иногда дети младшего возраста могут истерить, а старшие дети иногда могут кричать, бушевать или даже нападать на родителей или объекты.
Когда говорят о «вызывающем поведении», имеют в виду постоянное поведение, которое сложно контролировать как родителям, так и самому ребенку. Сюда входят:р>
Частые приступы гнева
Постоянные крики, скандалы и споры
Агрессивные поступки: удары, укусы или толчки
Повреждение предметов в доме или в школе
Проявление антагонизма или запугивание в отношении других членов семьи или детей
Постоянные неприятности в учебном заведении
Усталость и деморализация вызывающего поведения ребенка могут охватить всех членов семьи, ухудшая их настроение и комфорт.
Поведение ребенка отражает его внутренние переживания. Если ребенок превышает допустимые границы, то можно сравнить его с айсбергом. Сложное поведение — лишь верхушка, под которой могут скрываться различные эмоции. Поговорив с ребенком, родители смогут получить более ясное представление о его чувствах и переживаниях.
Как правильно общаться со сложным ребенком?
Выберите подходящее время и место для беседы. Ребенку будет легче высказывать свои мысли, если начать разговор во время какой-нибудь занятости.
Подчеркните для ребенка, что проблема именно в его поступках, а не в том, кем он является как личность. Покажите ему, что нормально испытывать различные чувства, будь то грусть, злость, беспокойство или что-то еще, и вместе искать новые способы справляться с этими эмоциями.
Объясните, почему его вызывающее поведение вас беспокоит так, чтобы он мог понять. Например, объясните, что, хотя злость нормальное чувство, людям больно, когда их ударяют.
Подходите с любопытством, пониманием и без предвзятости. Сосредотачивайтесь на том, чтобы выслушать ребенка и постараться понять его точку зрения.
Используйте простые фразы вроде «Заметила, что ты громко кричишь», «Думаю, что ты в чем-то расстроен», «Волнуюсь, что ты недоволен» и «Хочу, чтобы ты понимал, что можешь со мной поговорить о том, что происходит».
Убедите ребенка в своей любви к нему и стремлении помочь ему стать счастливее и научиться наслаждаться жизнью.
Как еще можно помочь ребенку с вызывающим поведением?
Установите ясные границы и режим дня, соблюдайте их как можно точнее. Семейное соглашение, где определены правила, такие как ограничение времени перед экраном или компьютерной игрой, время еды, время для подъема и отхода ко сну, может помочь в этом.
Предупреждение о последствиях. Если ребенок знает, что его ожидают определенные последствия, он может больше прислушаться и скорректировать свое поведение. После объяснения последствий важно обсудить произошедшее и вернуться к позитивному общению.
Поощряйте желаемое поведение. Наблюдайте за действиями и одобряйте ребенка, когда он проявляет именно то поведение, о котором вы просили, и ясно объясните, почему вы его хвалите.
Поговорите вместе о занятиях, которые помогут малышу выразить свои чувства и успокоиться. Можно заняться рисованием, занятиями спортом, такими как бег, прыжки или любимыми видами спорта, читать книги, писать рассказы, готовить или создавать что-то из пластилина или Лего.
Помогите ребенку осознать свои эмоции. Если вы проявляете интерес к чувствам и переживаниям вашего ребенка, это поможет ему понять и выбрать слова для их описания. Также вы можете помочь им замечать признаки, которые предвещают нарастание эмоций, например, жар или сжатие мышц.
Не стоит терять самообладание. Когда ваш ребенок ведет себя вызывающе, вполне естественно чувствовать разочарование, гнев или уныние. Постарайтесь не реагировать и дать ситуации улечься. Прежде чем вмешиваться, уделите себе и ребенку время для остывания.
Проводите время вместе со своим ребенком. Найдите общие занятия, которые приносят радость, например, прогулки в парке, настольные игры, готовка вместе или просмотр любимого фильма.
Обсудите с учителями в школе своих детей. Поделитесь своими беспокойствами со специалистами и узнайте их мнение. Какое поведение проявляет ваш ребенок в школе? Отличается ли оно от домашнего? Если учитель нашел методы, которые помогли нормализовать поведение, попробуйте применить их и дома.
ГБУЗ ЛО «Тосненская клиническая межрайонная больница»
Наше сообщество ВКонтакте
Дефицит внимания и гиперактивность у детей
Родители и учителя часто жалуются на то, что дети не могут сосредоточиться и постоянно двигаются. Что такое гиперактивность у детей, как помочь малышу, или стоит ли просто ждать, что все само пройдет. Дефицит внимания и гиперактивность (ДВГ) сегодня называются почти у каждого третьего ребенка. Дефицит внимания и гиперактивность у детей – это нарушение развития, которое проявляется через изменения в нервной системе и поведении, когда возбуждение в мозгу преобладает над торможением. По данным медицинской статистики, ДВГ выявляется у 5-10% детей и 3-5% взрослых. Мальчики страдают от этого расстройства в три раза чаще девочек.
В данной статье мы постараемся рассмотреть основные вопросы, которые интересуют родителей и касаются неврологии: почему у детей возникают нарушения поведения, откуда они берутся, почему их не было раньше? Что делать, если малыш всегда в движении (словно у него внутри маленький реактивный двигатель)? Что делать, если ребенок не умеет играть спокойно со сверстниками? Стоит ли ругать (или, может быть, даже пороть) такого ребенка?
Расстройства поведения, охваченные понятием СДВГ, существовали и ранее, просто носили другие названия.
Уже в 1845 году доктором Генрихом Хоффманом в книге о детях «История неугомонного Филиппа» впервые описаны поведенческие отклонения, которые сегодня связаны с СДВГ. С тех пор многие ученые изучали проблему неврологических расстройств поведения, однако вопрос терминологии все еще оставался открытым.
В далеком 1902 году доктор по имени Джордж Ф. Стилл описал «нравственный дефект» у группы детей с агрессивным и недружелюбным поведением, объясняя его неврологическими нарушениями.
В 30-40 годах XX века впервые было введено понятие «минимальное мозговое повреждение (дисфункция)» (ММД) для обозначения легких нарушений поведения и обучения, которые развиваются из-за недостаточности функций центральной нервной системы остаточно-органической природы, возникших от ранних локальных повреждений ЦНС и вызвавших нарушения формирования высших психических функций. В 1959 году термин «ММД» впервые появился в научной литературе.
В 1968 году было введено понятие «гиперкинетической реакции детства», а в 1994 году появилось определение синдрома дефицита внимания/гиперактивности, которое характеризуется нарушениями поведения и обучения, сопровождаемыми легкими неврологическими симптомами и нормальным интеллектуальным уровнем.
Научные исследования показали, что с возрастом у детей с данным синдромом симптоматика меняется: в начальном возрасте преобладает незрелость психических функций, а по мере взросления возрастает доля нарушений в умственной деятельности и общении. Отклонения со стороны психики и нервной системы проявляются преимущественно как увеличенная тревожность и невротические привычки, усиливающиеся вплоть до подросткового возраста. Было выявлено, что гиперактивным детям необходима специальная коррекция с самого начала обучения, используя соответствующие методики. Изучение динамики развития таких детей показало, что при правильной коррекции их способности могут компенсироваться, однако не всегда достигают нормы и не используются полностью. Утомляемость и беспокойство с возрастом уменьшаются, но исчезают головные боли и невротические проявления (тики, нарушения сна, навязчивые движения) остаются на том же уровне или усиливаются в отдельных случаях.
Подобные выражения объясняются невозможностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справиться с новыми требованиями, предъявляемыми в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания связывают с началом систематического обучения в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Учитывая, что этот период является ключевым для созревания мозговых структур, чрезмерные нагрузки могут вызывать перенапряжение. Дети, страдающие СДВГ в этом возрасте, в первую очередь характеризуются несосредоточенностью. Эмоциональное развитие, как правило, отстает, что проявляется дисбалансом, вспыльчивостью, низкой самооценкой. Эти признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.
В период подросткового возраста особенно актуальным становится проявление импульсивности, иногда сопровождающееся агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, обычно отстает, что проявляется недостаточной устойчивостью, вспыльчивостью, низкой самооценкой. В этот период возрастают проблемы в семье и в школе. Кроме того, подростки с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности. Наиболее тревожное является то, что подростки, страдающие СДВГ, подвержены риску развития зависимостей: алкоголизма и наркомании, азартных игр и зависимости от компьютерных игр. Кроме того, подростки с СДВГ в 4 раза чаще оказываются в различных криминальных ситуациях. Следует отметить, что подростки с СДВГ раньше начинают половую жизнь, чем их здоровые сверстники.
У взрослых с СДВГ возникают определенные трудности как на работе, так и в личной жизни. Они испытывают проблемы с планированием времени и организацией труда. Люди с СДВГ часто сталкиваются с несчастными случаями, частой сменой работы и разводами. Между ними также выше распространены депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония).
Столкнемся с основными причинами СДВГ. Генетические факторы, травмы головного мозга и психосоциальные аспекты играют ключевую роль в развитии этого синдрома. Важно помнить, что несколько факторов могут воздействовать друг на друга. Риск заболеть СДВГ составляет около 30% у родственников пациентов. Часто неблагоприятные факторы во время беременности и родов оказывают значительное воздействие на развитие СДВГ: гипоксия плода, токсикозы, курение, недоедание матери, психотравмирующие ситуации. К факторам, негативно влияющим на развитие СДВГ в процессе родов, относятся недоношенность, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Наличие перинатальной энцефалопатии у новорожденного также увеличивает риск. При СДВГ нарушаются связи между лобными областями коры и подкорковыми структурами мозга. Конфликты в семье, недопонимание и слишком строгий подход к детям также способствуют развитию этого синдрома.
Эксперты утверждают, что полное излечение симптомов СДВГ невозможно. Это заболевание относят к хроническим патологиям. Однако помочь пациенту — возможно. Грамотная терапия позволит улучшить его обучаемость, приобрести необходимые социальные навыки и успешно адаптироваться в обществе.
В России применяется международная классификация болезней (МКБ-10), в которой введено понятие «синдрома дефицита внимания с и без гиперактивности», разработаны соответствующие диагностические критерии. Согласно этой классификации, данному заболеванию присвоены коды F 90.0 и F 90.1 в разделах «Нарушение активности и внимания» и «Гиперкинетическое расстройство поведения» соответственно, в 5 классе: «Психические расстройства и нарушения поведения». Однако на практике эти пациенты чаще обращаются к неврологам, а не к психиатрам.
Рассмотрим основные симптомы СДВГ
Часто услышит обращение, но не всегда откликается на него;
Плохо концентрируется на занятии, сначала берется за него с энтузиазмом, но не доводит до конца;
Имеет сложности с организацией (игр, учебы, занятий);
Избегает скучных и умственно сложных задач, допускает много ошибок при выполнении;
Что делать, если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)?
Многие родители могут путать обычную детскую активность с гиперактивностью, которая является неврологической проблемой. Это состояние известно как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Профессионалы в Зеленограде помогут вам распознать признаки СДВГ у вашего ребенка и справиться с этой проблемой.
Познавательная информация
Гиперактивность и синдром дефицита внимания – это нарушение неврологического и поведенческого развития у детей.
Дети, будь то активные или гиперактивные, могут проявлять нетерпение, беспокойство и чрезмерное возбуждение. Они могут шуметь, капризничать, бегать и прыгать – другими словами, «стоять на голове». Тем не менее, есть несколько признаков, которые помогут различить особенности характера ребенка от более серьезных неврологических проблем.
Дети с СДВГ характеризуются повышенной двигательной активностью, часто не могут сосредоточиться на занятиях в школе или детском саду, предпочитая заниматься тем, что им интересно. Они могут быть беспокойными, мешать другим, играть во время уроков, искать новые занятия, быть неспособными придерживаться инструкций. Хотя они понимают, что от них требуется, им трудно завершить задания, они могут быть неконцентрированными и импульсивными. Это повышает вероятность травм и потерь.
Существует 3 вида СДВГ:
Если у вашего ребенка можно обнаружить 5-6 признаков СДВГ, рекомендуется обратиться к специалисту — психологу или неврологу.
Ребенок, страдающий от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), проявляет одинаковую гиперактивность и рассеянность как дома, так и в других местах, таких как детский сад или у гостей. В отличие от обычного активного ребенка, он не может быть спокойным в любых ситуациях.
Мама, становящаяся логопедом
Воспитание гиперактивных детей и работа с ними — это сложный и трудоемкий процесс. Важно помнить, что СДВГ — это поведенческое расстройство, и лечение должно быть комплексным.
Соблюдая указанные рекомендации, вы повышаете шансы на успех в лечении СДВГ у детей. Однако быстрых результатов ожидать не стоит. Иногда на коррекцию может потребоваться несколько лет.
При организации занятий с гиперактивными детьми важно придерживаться определенных рекомендаций:
- Организация рабочего пространства и окружающей среды. Для ребенка с СДВГ важно создать спокойную обстановку на его рабочем месте, где нет посторонних шумов от телевизора или постоянно открывающихся дверей.
- Установление режима дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна быть расписана по часам. Расписание можно разместить на видном месте и изучать с ребенком, чтобы напоминать ему о нем важных моментах.
- Ознакомление с правилами поведения. Советуем родителям не утомлять своих активных детей длинными наставлениями. Проще объяснить ребенку, что за соблюдение правил он получит поощрение, а за их нарушение могут быть лишены привилегий или возможности заниматься тем, что ему интересно.
- Простота напутствий. Инструкции для ребенка должны быть лаконичными, не более десяти слов.
- Использование альтернативного поведения. Постоянные выкрики и наказания не приведут к желаемому результату. Если ребенок ведет себя неправильно и раздражает окружающих, можно предложить ему альтернативный вариант поведения. Например: «Запрещено раскрашивать обои, но если хочешь рисовать на стене, давай закрепим лист бумаги».
- Немедленное поощрение. Ребенок не может ждать долго, поэтому поощрения должны быть немедленными и повторяться каждые 15-20 минут. В школе и дома можно использовать систему наградных жетонов. Жетоны позже обмениваются на то, что будет интересно ребенку.
- Небольшие уроки.Если ребенок не может сконцентрироваться внимания дольше 2 минут, не нужно об этом переживать. Постепенно время занятий увеличится до 5-10 минут. Полезны занятия по сенсорной интеграции.
- Регулярность занятий. Лучше проводить краткие уроки по 5 минут 3 раза в день, чем более продолжительные, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия приносят более заметные результаты.
- Активные занятия и тренировки.Подходящие виды занятий для энергичного ребенка должны быть безопасными. Подойдут ритмические упражнения, танцы, ЛФК, плавание.
- Оборудование для качания и движения.
Накопитель знаний
Упражнения для расслабления и дыхания.
«Воздушный шарик»
Задача: помочь детям расслабиться и снять напряжение.
Все участники игры стоят или сидят в кругу. Лидер объясняет: «Давайте представим, что мы с вами сейчас вместе будем раздувать воздушные шарики. Вдохните, поднесите вымышленный шар к губам и медленно, через чуть приоткрытые губы, начните его раздувать. Следите за тем, как ваш шарик разрастается, как появляются узоры на его поверхности. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте аккуратно, чтобы не лопнул. Теперь давайте покажем свои шары друг другу».
Эту игру можно повторить 3 раза для максимального эффекта.
«Парус и ветер»
Цель: поднять настрой и энергию группы, особенно если дети устали.
«Представьте, что наш парусник плывет по волнам, но внезапно останавливается. Давайте поможем ему, обратившись за помощью к ветру. Вдохните глубоко, наполнив легкие воздухом, затем сильно надуйте щеки и шумно выдохните воздух через рот, пуская его на волю, чтобы ветер снова начал гонять наш корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Это упражнение можно повторить три раза.
Изучивший нейропсихолог причины трудностей, связанные с особенностями работы мозга у ребёнка, определит, какой участок отказал, проинформирует о сильных и слабых сторонах малыша, поможет раскрыть его реальные и возможные способности и предложит пути эффективной поддержки в каждом отдельном случае. Вполне вероятно, что неграмотность является следствием нестабильного внимания, расстройств слухового восприятия, особенности аудиальной дискриминации и так далее. Установив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации относительно преодоления трудностей в обучении, а для дошкольников разработает индивидуальную стратегию подготовки к школе и предупреждения учебных проблем в раннем возрасте. При необходимости будет предложена индивидуальная или групповая программа нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающие и формирующие занятия).
ТКМП назначаются детям:
с детьми, страдающими алалией, СДВГ, ЗПР и другими речевыми нарушениями, а также имеющими проблемы с обучением в школе. А также с детьми, страдающими РАС и другими проблемами поведения.
Гиперактивность у малыша
На детской площадке, где мы с моей четырехлетней дочкой проводим время, есть один мальчик по имени Алеша, ему пять лет. Сказать, что он очень активный — это мало сказать.
За почти два года, что мы туда ходим, я не видела ни одного момента, когда он играл спокойно в песочнице, качался на качелях или даже просто сидел с мамой на минуту. Он постоянно бежит. Это как ураган, вихрь, торнадо — так можно описать его движения. Он не просто шагает — он несется. Крутится, спотыкается, падает, толкается, бросается вперед, пока наконец не выбивается из сил и не уходит домой с мамой в истерике.
Когда мы замечаем Алешу на площадке, мы стараемся подождать, пока он уйдет. Разговаривают между собой другие мамы, что с Алешей уже обратились к психиатру и поставили ему диагноз «гиперактивность».
Что представляет из себя синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Существуют два различных варианта. Это, прежде всего, патологическое состояние, при котором необходима помощь специалиста, и особенности характера, темперамента и воспитания ребенка.
Болезнь названа синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и имеет явные признаки:
- не способен сосредоточиться во время игры и выполнения задач;
- часто «не слышит», что ему говорят, хотя проблем со слухом не имеет;
- не доносит начатое дело до конца;
- часто теряет вещи, которые нужны каждый день — игрушки, школьные принадлежности;
- Нелегко трудится в одиночку, склонен к отвлечениям;
- Часто забывает в повседневных ситуациях;
- Всегда в движении, в том числе и во время еды;
- Производит много шума, совершает бесцельные движения;
- Говорливый, моментально реагирует на вопросы;
- Вмешивается в дела других, мешает в играх и разговорах;
- Не выносит ожидания, не может стоять в очереди.
Если указанные признаки присутствуют более шести месяцев подряд, это может свидетельствовать о болезненном состоянии, требующем вмешательства специалистов.
Кроме того, у детей с СДВГ наблюдаются трудности в контроле себя: они не могут самостоятельно остановиться и успокоиться, не подчиняются запретам и замечаниям, склонны к импульсивным и агрессивным действиям, часто не доводят начатое до конца, легко теряют внимание и сосредоточенность, говорят быстро и много, задают множество вопросов, не ждут ответов, неуклюже (разбивают и ломают вещи), плохо спят, часто сталкиваются с проблемами в пищеварении и ночным недержанием.
Как различить обычного ребенка от гиперактивного
Есть простой способ: если ребенок одинаково ведет себя везде – дома, в гостях, на улице, в непривычной обстановке, в детском коллективе, то нужна помощь специалистов (невролога, психолога, психиатра). Проконсультируйтесь, либо успокойтесь и займитесь правильным воспитанием (о чем далее), либо подтвердите свои опасения и следуйте советам врачей для лечения.
Если ребенок дома шумный и активный, а в гостях застенчивый — это скорее всего его особенности характера. У меня была похожая ситуация с моим ребенком. Невролог подтвердил, что это не болезнь, а особенности его темперамента, а психолог дал нам рекомендации.
Почему это происходит? Есть ли связь с воспитанием?
Эти вопросы беспокоят каждого родителя, когда ставится диагноз. Количество детей с СДВГ, к сожалению, постоянно растет. Сейчас, по разным оценкам специалистов, их от 3 до 10%. Среди них мальчиков в пять раз больше, чем девочек.
Причины этого состояния до конца не ясны, но:
- ухудшение экологии;
- инфекционные заболевания матери во время беременности;
- патологические роды;
- родовые травмы
Играют ключевую роль в становлении этого состояния.
Нельзя связывать это с недостаточно строгим воспитанием (многие родители ошибочно полагают, что ребенок просто «плохо себя ведет» и «не слушается»), ужесточение наказаний лишь усугубляет ситуацию с поведением.
«Если вы меня ругаете и называете плохим, тогда узнаете, насколько я могу быть плохим!» – вот каков результат.
Какова основная проблема детей с СДВГ и что с этим делать?
Основная проблема заключается в том, что такие дети не способны адаптироваться в обществе. Вследствие своей импульсивности и неуправляемой агрессии они пренебрегают установленными правилами поведения, нанося вред и себе, и окружающим. Это неизбежно приводит к проблемам в учебе, социализации и развитии.
Еще один факт: по статистике, 80% людей, находящихся в тюрьмах, были гиперактивными детьми. Это должно заставить задуматься и не откладывать необходимое лечение. Проблема не исчезнет сама по себе!
Как помочь такому ребенку родителям?
Справиться с гиперактивностью у ребенка. У меня самой есть очень активный ребенок. Это, конечно, зависит от индивидуальных характеристик, однако это также подойдет и для детей с диагнозом СДВГ. Психолог научил нас, как вести себя с ним правильно, чтобы также немного отдохнуть.
- Прежде чем что-либо требовать от ребенка, установите контакт с ним. Дотроньтесь, возьмите его за руку.
- Смотрите в глаза своего ребенка и общайтесь с ним. Зачем это так важно? Потому что когда он занят делом, увлечен игрой, он сосредоточен только на своих мыслях и не слышит вас. Это действительно помогает — я беру свою дочь за руку, смотрю ей в глаза, объясняю, что мне нужно, и в большинстве случаев это помогает.
- Установите четкие правила и придерживайтесь их строго. Правила для ребенка должны быть понятными и простыми. Например, если сегодня запрещено есть конфеты перед обедом, трогать чужих собак, прыгать с качелей, грубить бабушке, открывать газовый кран, то и завтра это останется запретом.
- Важно придерживаться последовательности действий, разделяйте сложные задачи на более простые – это поможет вашему ребенку проще справиться. Как я это делаю? Я объясняю: «Давайте уберем детскую комнату. Сначала мы застилаем постель. Затем мы поправляем простыни, подушки, накрываем покрывалом. Потом мы собираем игрушки. Машинки кладем в коробку, куклы на кукольный столик, кубики в ящик». И вот так, пока все не будет убрано.
- Всегда придерживайтесь режима. Точно по расписанию вставайте, завтракайте, гуляйте, идите спать. Каждый день. Это на самом деле очень помогает. И взрослым тоже.
- Поощряйте. Но с умом. Выполнил что-то хорошо – поощряем. Послушался – поощряем. Найдите то, что у вашего ребенка лучше всего получается, и хвалите его за это. Мой сын, например, обожает играть на гитаре. И он просто светится от радости, когда я его за это поощряю. И весь день он радостный.
- Расходуйте лишнюю энергию. Потрачен лишний запас энергии – ребенок становится спокойнее. Проверено на практике. Важно не просто истощаться, а «отдавать энергию в нужное русло» – танцы, акробатика, легкая атлетика, поход в бассейн…
- Если у вас запланировано куда-то отправиться (поездка, гости, магазин), заранее подготовьтесь. Поговорите с ребенком, куда идете, что планируете делать и как нужно себя вести.
Подумайте о возможности передать уход за ребенком другим членам семьи — бабушкам, дедушкам, тетям или дядям. Не забудьте дать им подробные инструкции. Ведь их недостаток может привести к бесполезным усилиям.
Вашему ребенку нужны заботливые и внимательные родители, верно? Подумайте также о своем благополучии.
Берегите свое здоровье и выдержку воспитывая своих детей!
Контактная информация
Советы для родителей и педагогов, воспитывающих детей с гиперактивностью
Дети не могут сосредоточиться на длительное время и часто отвлекаются, беспокойно перемещаясь по пространству. Это возможные признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не стоит паниковать! Таких детей также можно успешно обучать, если знать, как работать с ними. Психолог и психотерапевт Инна Пасечник из клиники GMS составила руководство по работе с гиперактивными детьми.
Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:
1. Дети нуждаются в постоянном движении, им сложно сидеть спокойно во время уроков: они отвлекаются, болтают, не могут усидеть на месте, качаются, сидят, на подушках, под ногами, их двигательная активность увеличивается при утомлении.
Причина кроется в особенностях функционирования мозга у детей с СДВГ — им необходимо постоянное поступление питательных веществ в мозг, которое можно обеспечить только при движении. Если заставить ребенка с СДВГ сидеть спокойно, его умственная деятельность заметно затормозится.
Поэтому рекомендуется давать ребенку определенный уровень физической активности во время учебы. Если ребенок утомляется, ему нужно позволять подышать (под предлогом) и прогуляться по классу или выполнить несколько активных упражнений (вытереть доску, раздать тетради, сходить за водой).
2. Детям с СДВГ быстро надоедает рутина, выполнение однообразных заданий становится для них невыносимо скучным, особенно если они уже разобрались в материале.
В мировой образовательной практике принято уменьшать количество однотипных заданий (включая домашние задания) для детей с СДВГ на 30% и не требовать выполнения всех заданий, если ребенок уже овладел материалом. Число повторений у детей с СДВГ не влияет на качество усвоения информации.
Также допускается, что ребенок со СДВГ может рисовать или манипулировать предметами во время урока. Они способны делать несколько действий одновременно, что не влияет на усвоение материала. В противном случае, ребенок начинает отвлекать окружающих, шуметь и разговаривать.
3. Дети с СДВГ чаще всего не способны аккуратно оформлять свои работы, допускают исправления, помарки и неточности в выполнении заданий.
Предлагается обращать внимание на содержание труда, а не на его форматирование, поскольку регулярное снижение оценки за неправильно оформленную работу существенно подорвет мотивацию к учебе.
4. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, испытывают страх перед большими объемами заданий.
Если предложить ребенку с СДВГ выполнить сразу 20 примеров, он испугается и замрет в недоумении или отчаянии, поскольку крупные объемы работы их пугают. Однако, если предложить ребенку те же 20 примеров на отдельных карточках по 5 примеров за раз, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием справится с заданием, кроме того, это будет хорошей возможностью перемещаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ важно разбивать крупные объемы работы на несколько мелких частей.
5. У детей с СДВГ может возникать забывчивость по поводу бытовых мелочей и деталей задания, они могут даже забыть цель своей деятельности (из-за плохой оперативной памяти).
Часто дети с СДВГ получают низкие оценки из-за забывчивости при выполнении части заданий. Рекомендуется поддерживать их внимание на всех деталях задания. Например, спрашивать у ребенка, что необходимо выполнить в рамках задания.
Кроме того, такие дети могут забывать свои вещи. Поэтому полезно напоминать им или поощрять за то, что они ничего не забыли взять с собой. Отличным решением является использование «напоминалок» — записок, наклеек в рюкзаке или заметок на стенах, чтобы ребенок мог не забыть взять нужные вещи с собой, сделать что-то или куда-то пойти.
6. Чадо с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто теряет концентрацию.
Рекомендуется сажать детей с СДВГ ближе к учителю, чтобы им было легче сосредоточиться. В случае отвлечения мягко коснуться руки ребенка, чтобы помочь ему снова сфокусироваться. Можно обсудить с ребенком специальные методы, которые помогут ему не терять внимание на уроке.
7. Дети с СДВГ имеют слабую временную ориентацию.
Это не связано с уровнем интеллекта ребенка. Однако чадо с СДВГ часто теряет чувство времени и не замечает, что время пролетело быстрее, чем он ожидал. В результате они могут опоздать или не закончить работу. В таких случаях можно либо напоминать о времени самостоятельно, либо научить ребенка использовать таймер или песочные часы для ориентации.
8. Юный индивид с СДВГ способен глубоко увлечься чем-то, это его сильная сторона. Поэтому, если у ребенка не получается в чем-то достичь успеха, его авторитет перед сверстниками можно восстановить, заманив его к занятиям, которые вызывают у него интерес и выявили его осведомленность.
9. Дети с СДВГ склонны к импульсивным действиям.
Малышу с СДВГ трудно сдерживаться и не выкрикивать на занятиях, когда он знает ответ, ему сложно не вмешиваться в процесс, если внезапно что-то его заинтересовало.
На занятиях можно использовать специальные устройства, где дети могут записывать свой ответ на вопрос преподавателя, чтобы им не приходилось молчать, когда отвечает другой ученик. Также можно предусмотреть особое поощрение для ребенка, если он удерживает себя от импульсивных поступков. Например, если ребенок сдерживает себя от вспышек, позволить ему раздавать тетради.
10. Дети с расстройством дефицита внимания гиперактивны: это ведет к их эмоциональности.
Именно поэтому они могут переживать сильные чувства обиды, если что-то не удается или если их исключают из общения с одноклассниками (а дети с РДВГ обычно общительны и любят общаться со всеми). В таких ситуациях ребенку необходима поддержка и помощь в восстановлении отношений с другими детьми, можно вмешаться в игровой процесс и помочь ребенку разобраться, как участвовать в игре. В противном случае могут возникнуть конфликты между ребенком с РДВГ и его сверстниками.
11. Вполне возможно научить ребенка с РДВГ выполнять те задачи, которые ему кажутся сложными из-за физиологических причин, но для этого необходимо стимулировать его внешне.
Для достижения данной цели предназначена вознаграждающая система (бонусная система). Её можно использовать вместе с семьей. Например, устанавливаются несколько правил (3 правила), которые ученик должен придерживаться в школе, за соблюдение которых ученик получает «плюсы» от учителя в специальный журнал (такой журнал ученик оформляет самостоятельно дома, украшая его). Правила должны быть краткими и конкретными. Например, «ждать своей очереди для высказывания, не перебивать», «выполнять все учебные задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и так далее. При этом за соблюдение правил на каждом уроке ученик получает «плюсы», каждый раз когда правило исполняется. Затем родители вознаграждают ученика за определенное количество «плюсов». Для этого составляется домашний список вознаграждений: каждый «бонус» имеет определенное количество «плюсов».
Этот метод представляет собой чисто поощрительную систему, то есть никаких штрафов не предусмотрено, и награды не пропадают. Это объясняется тем, что поведение ребенка с СДВГ настолько непредсказуемо, что награды могут исчезнуть быстрее, чем накапливаются, что приведет к потере интереса к системе, а, следовательно, к невозможности мотивации.
Для детей с СДВГ эффективно применять только метод поощрения, в то время как наказания либо неэффективны, либо приводят к угнетению ребенка, что в свою очередь ухудшает его поведение.
12. Этот метод формирования желаемого поведения может быть использован также для всего класса в целом (в книге Б. Фурмана «Навыки ребенка» описана подобная система).
При таком подходе выбирается конкретный навык, который учит весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это означает, что по звонку дети должны быть готовы — стоять у парты, расставив необходимые вещи. Если все справляются, учитель их похваливает и кладет шарик в специальную банку. Когда банка заполняется, значит, навык освоен. За это детей поощряют тем, что им нравится: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.
Опыт показывает, что развитие одного навыка влияет на улучшение результатов во всех областях и общее поведение.
В общем, привлечение ребенка к помощи учителю поднимает его настроение и мотивирует на сотрудничество.