Уникальный материал для изучения математики «Решаем задачи» предназначен для первоклассников.
В нем представлены шесть разнообразных заданий, каждое из которых содержит несколько уникальных задач. Все задачи уникальны и их всего 30. Рабочий лист состоит из 10 страниц и предоставляет достаточно места для записей учеников.
Кроме того, дети смогут придумывать вопросы к условиям задач, создавать свои собственные задачи, отмечать правильные и неправильные ответы и многое другое.
Этот материал отлично подойдет для контрольного дня, домашнего задания, проверочной или классной работы. В нем также представлено множество красочных картинок, чтобы привлечь внимание детей этого возраста.
Файл будет доступен для загрузки в удобном формате.
Этот авторский материал опубликован персоной по имени Анастасия Владимировна. Сервис Инфоурок с лёгкостью станет вашим гидом в мире знаний
Секреты мастерства: обучаем ребёнка самостоятельно решать задачи в четвёртом классе!
Мы поможем эффективно повысить навыки вашего школьника!
На протяжении всего периода учёбы вашему детёнышу предстоит решить множество математических задач. Казалось бы, каждая из них уникальна, но при ближайшем рассмотрении, в их решении можно выделить общие стратегии. С усвоением этих алгоритмов и последовательным их использованием, ребёнок сможет справиться с практически любой поставленной задачей. Если юный ученик освоит тактику решения примеров уже в начальной школе, то в более старших классах он сможет легко справиться с задачами не только по математике, но и по физике, химии, геометрии.
Самые распространённые ошибки в решении учебных задач
Задачу можно условно разбить на несколько этапов: постановка, вопрос, поиск решения, ответ.
Одной из основных ошибок является то, что ребенок невнимательно прочитал условие задачи.
Например, задача такая. У Пети 8 монет, это на 3 меньше, чем у Васи. Сколько монет у Васи.
Ребенок ошибочно решил, что нужно вычесть 3 из 8, и получил ответ 5 монет у Васи. Однако, если внимательно прочесть условие, станет ясно, что на самом деле меньше монет у Пети.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо требовать от ребенка записать условие задачи.
Вторая ошибка связана с решением задачи.
Если вопрос в задаче один, то все просто. Но когда встречаются несколько неизвестных, решение усложняется. Следует определить недостающие данные, найти их, подставить и решить задачу.
Третья ошибка — неправильное оформление ответа.
Например, нужно найти количество монет, а ребенок указывает количество людей. Важно тщательно перечитать вопрос задачи перед записью ответа. Необходимо записать в ответ то, что требуется найти. Ответ начинается с числа.
План действий
1. Внимательно прочитай задачу и понимай, о чем в ней идет речь.
2. Сделай схему известных и неизвестных данных, определи, что нужно найти.
3. Подумай, можно ли сразу дать ответ на вопрос задачи.
4. Сначала рассчитай значения, которые приведут к ответу.
5. Найди ответ на ключевой вопрос задачи.
6. Проверь результат.
7. Еще раз перечитай условие задачи.
При решении любой задачи мы, опираясь на две известные величины, находим третью. При решении мы ведем логическое мышление от конечного результата, разматывая «клубок». Для того чтобы узнать одно, нам нужно другое, и чтобы узнать это, у нас есть все необходимые данные.
Развивайте умственные способности вашего ребенка. Если ему это тяжело даётся, тренируйтесь на головоломках с лишней или недостающей информацией.
Васе 8 лет. У него двоюродный брат, которому на 3 года больше. У них вместе есть 2 кошки и хомячок.
Выделите лишнюю информацию и поставьте вопрос.
Васе 8 лет. Брат на 3 года старше. Сколько лет брату?
Еще один способ тренировки ума — задавать несколько задач с одним ответом.
Вася получил 8 четверок в четверти, а пятерок на 3 больше. Сколько пятерок у Васи?
В аквариуме находилось 8 гуппи и 3 сомика. Сколько всего было рыбок в аквариуме?
Дополним условие: У Васи 4 конфеты, а у Сони на 2 меньше . Сколько конфет у Сони?
При решении задачи подчеркните важные данные для удобства.
Методика решения математических задач для родителей
Делимся секретами, как сделать математические задачи простыми и понятными для детей.
Во время учебы в школе каждому школьнику приходится сталкиваться с разгадыванием задач — в начальной школе это задачи по математике, а затем уже по алгебре, геометрии, физике и химии. Несмотря на различия в условиях задач по разным предметам, способы их решения основаны на одних и тех же логических принципах. Понимание того, как работает обычная математическая задача, поможет школьнику разработать подходы к решению задач из других областей науки. Именно поэтому важно начинать обучение решению задач с первого класса.
Довольно часто дети испытывают стойкое неудовольствие относительно точных наук. Из-за этого учителя и родители переводят таких детей на гуманитарные предметы, что только укрепляет убеждение у детей, что точные науки не для них. Преподаватель математики Анна Эккерман считает, что проблемы с математикой зачастую связаны исключительно с психологическим аспектом.
Детей убеждают в том, что математика — это сложно. К тягучим и скучным абзацам в учебнике сложно подойти близко. Учитель клеймит ребенка как «двоечника» или «троечника». Если не постоянно говорить детям, что они неспособны и ничего не получится, то у них все обязательно получится.
Для того чтобы увлечь ребенка математикой, ему нужно осознать, как эти знания будут полезны даже в случае, если он не планирует становиться программистом или инженером.
Математика каждый день помогает нам считать деньги, без умения рассчитать периметр и площадь невозможно провести ремонт, а навык составления пропорций необходим в кулинарии — используйте это. Превращайте повседневные вопросы в математические задачи для ребенка: дайте ему возможность увидеть, как полезна математика.
Конечно, использовать иррациональные числа или квадратные уравнения в повседневной жизни может показаться сложной задачей. Если ваш подросток задает вопросы о пользе этих знаний, объясните ему, что они помогают развивать память, логическое мышление и остроту ума — навыки, необходимые как технарям, так и гуманитариям в равной степени.
Как научить ребенка правильно решать задачи
Если ваш ребенок только начинает учиться решать задачи, научите его следовать определенному алгоритму.
1. Внимательно прочитайте условие
Лучше всего читать вслух и несколько раз. После того, как ребенок прочтет задание, задайте ему вопросы по тексту и убедитесь, что он понимает, что нужно считать количество грибов, а не огурцов. Не волнуйтесь, если ребенок пропустил что-то в условии. Позвольте ему разобраться самостоятельно. Если в задаче встречаются незнакомые термины, объясните их смысл.
Особые трудности могут возникнуть при решении задач с косвенным вопросом, например: «Один динозавр съел 16 деревьев, это на 3 меньше, чем съел второй динозавр. Сколько деревьев съел второй динозавр?» Если прочитать условие невнимательно, ребенок может неправильно вычесть 3 из 16 и получить неверный ответ, так как здесь нужно не вычитание, а сложение.
2. Пишем описание задачи
Представление информации в виде схемы, графика или рисунка может быть полезным при решении задач. Более наглядное изображение поможет лучше понять суть проблемы. Визуализация помогает не только быстро разобраться в условиях задачи, но и выявить связи между ними. Иногда на этом этапе уже возникает план решения.
Ребенок должен точно понимать смысл словесных уравнений и знать, какие математические операции они представляют.
3. Выбор метода решения
Понятная визуализация условия должна подтолкнуть ребенка к поиску решения. Если этого не происходит, можно задать вопросы, использовать предметы для иллюстрации или попытаться сыграть сценку. Если один метод объяснения не срабатывает, стоит попробовать другой. Постоянное повторение одних и тех же вопросов неэффективно.
Все, даже самые сложные, задачи в математике сводятся к методу «известное искать неизвестное». Однако для решения таких задач зачастую нужно выполнить ряд операций, разбив задачу на более простые этапы.
После того, как план действий найден, необходимо подробно описать процесс решения. Это поможет запомнить принцип и применять его в будущем.
4. Постановка ответа
Ответ следует дать четко и полностью. Это не только формальность: размышляя над ответом, ребенок научится относиться серьезно к результатам своего труда. Главное, чтобы из объяснения было понятно логика решения.
Одной из наиболее распространенных ошибок является представление в ответе не тех данных, о которых изначально спрашивалось. В случае возникновения такой проблемы, необходимо вернуться к исходному вопросу.
5. Закрепление результата
Не стоит думать, что после выполнения задания один раз у детей сразу получится решать задачи. Поэтому важно закрепить полученный результат. Для этого можно попросить ребенка предложить другой способ решения или узнать, как изменится ответ при изменении условий задачи.
Важно, чтобы у ребенка был ясный алгоритм мыслей и действий для каждого случая.
Как помочь детям в решении задач
В заключение хотим рассказать, как сделать процесс решения задач более простым и увлекательным.
- Для успешного решения задач важно уметь считать. Рекомендуется изучить с детьми таблицу умножения, освоить примеры с дробями и простые уравнения.
- Чтобы избежать скучных рутинных задач, вдохните в них жизнь фантазией. Преображайте условия задания в соответствии с увлечениями малыша. Например, решать задачи о движении будет намного увлекательнее, если заменить обычные поезда на фантастические трансформеры, сражающиеся друг с другом в захватывающей дух эпической битве.
- Дети, обладающие развитой логикой, могут быстрее справляться с задачами. Рекомендуем внедрять логические элементы в обычные математические задачи. Задачи с ловушками помогут избавить ребенка от стереотипного мышления, а задания с избыточными данными научат выделять основное из изобилия информации.
После решения достаточного количества однотипных задач, дайте шанс ребенку придумать свою собственную задачу. Это поможет ему не только закрепить материал, но и проявить свои творческие способности.
Как научить ребенка решать математические задачи с легкостью и увлечением
Как помочь малышу разобраться с математическими задачами? Вот вопрос, который часто волнует родителей, чьи дети только начали учиться в школе. Для многих детей сложно не только решить задачу, но и правильно понять условие. В данной статье мы изложим способы, как научить ребенка легко и с удовольствием понимать и решать математические задачи, а также помочь родителям сохранить свои нервы. Ведь после тяжелого рабочего дня главное — отдохнуть, а не засиживаться с ребенком до поздней ночи над уроками.
Задачи бывают разные
Прежде чем дать конкретные советы о том, как научить ребенка решать математические задачи, давайте разберем, какие задачи бывают:
Простые
Возможно, это самые популярные задачи для детей и их родителей. Они решаются одним действием (сложение, вычитание). Чтобы их решить, ребенку нужно понять разницу между «+» и «-«, а также понятиями «больше» и «меньше», «стало» и «осталось».
К наличным плюсом четыре яблока насыпали здесь еще два. Сколько яблок теперь в корзине? (4+2 = 6)
С умным запросом
Их любим меньше теперь. Решение, по-прежнему, простое, но важно понять условие правильно, чтобы не запутаться.
В одной коробке 9 лимонов. На три лимона больше, чем в другой коробке. Сколько лимонов в другой коробке? (9 — 3 = 6)
Подсказка: В таких задачах стоит перечитать условия несколько раз, чтобы понять.
Сложные
Для их разгадки придется выполнить несколько действий, поэтому имеет смысл составить план.
К примеру: В одной миске 8 клубник, а в другой – на две клубни меньше. Сколько клубни в обеих мисках? (8 — 2 = 6, 8 + 6 = 14)
Можно предложить ребенку задать следующие вопросы:
- Что мы желаем узнать? (Сколько всего клубни в двух мисках).
- Чтобы узнать это, что нужно сделать? (Определить количество яиц во второй корзине).
- Что делать после того, как мы это узнаем? (Посчитать количество яиц в обеих корзинах).
Примеры простых задач на умножение и деление
Например: Саша собирал 4 конструктора, в каждом конструкторе 7 деталей. Сколько всего деталей собрал Саша? (7 * 4 = 28)
Здесь ребенок должен понимать, как можно получить ответ: складывать 7 + 7 + 7 + 7 или использовать умножение 7 * 4. Второй метод предполагает понимание множителей и произведений (первый множитель показывает, какое число повторяется, а второй множитель показывает, сколько раз оно повторяется). При делении — делимое, делитель и частное.
Сложные смешанные задачи на различные арифметические действия
Например: Если в коробке было 7 игрушек, а потом добавили еще 5, то стало 12 игрушек. Сколько игрушек было изначально в коробке?
Здесь важно объяснить малышу, что нужно записать известные данные, то, что нужно найти, и какие действия нужно выполнить для решения задачи.
Исходные данные:
В коробке было 7 игрушек;
Потом добавили еще 5;
Стало 12 игрушек;
Решение:
- 7 + 5 = 12 (всего игрушек после добавления)
- 12 — 5 = 7 (ответ: изначально в коробке было 7 игрушек)
Есть также задачи на время, расстояние, объем, длину. Далее расскажем, как научить вашего ребенка легко и с удовольствием решать математические задачи любой сложности.
Как учить ребенка решать математические задачи просто и интересно
Позвольте нам сделать обобщение предыдущего разговора. Для быстрого усвоения навыка решения задач важно придерживаться определенного алгоритма, который поможет ребенку использовать этот навык эффективно на протяжении всего обучения.
Внимательное чтение условия
Сначала дайте ребенку прочитать условие задачи самостоятельно вслух. Затем уточните, что он понял. Если есть недопонимания, попросите прочесть еще раз. Повторите вместе, делая упор на неясных моментах. Главное — не нервничать и дать ребенку спокойно разобраться в задаче самому. Особое внимание следует уделить задачам с косвенным вопросом, так как дети часто путаются в них.
Повторяем условие своими словами
Можно представить краткое условие, как это делалось в предыдущих примерах, или создать наглядную схему. Визуальные образы лучше всего воспринимаются мозгом. Визуализация задачи на бумаге поможет ребенку быстро понять условие и увидеть возможные решения уже на этом этапе.
Выбираем метод решения
Предыдущий этап может помочь ребенку найти решение, но если нет, стоит использовать дополнительные вопросы, как в случае со сложной задачей о яйцах.
Если даже это не помогает, можно попробовать, например, поиграть с предметами или игрушками. Просто не следует задавать один и тот же вопрос несколько раз, такой подход точно не работает, а лишь увеличивает напряжение у родителя и у ребенка.
Каждая задача в математике строится по принципу «решение находится известными данными». Но для того чтобы найти нужные числа, нужно разбить условие на простые шаги и выбрать подходящий метод вычислений. Важно запомнить различные способы нахождения неизвестных.
Решение задачи можно подробно записать, чтобы лучше запомнить последовательность действий и применить их в других ситуациях.
Сфомулируйте ответ
Ребенку нужно записать ответ четко и ясно. Например, если ответ «2 яблока», то в нем не должно быть лишней информации. Одной из частых ошибок является перенося данных из условия в ответ.
Постепенно учащийся привыкает к правильным формулировкам, что помогает ему нести ответственность за свои действия и относиться серьезно к полученным результатам.
Укрепляем навыки
Как только ребенок правильно решит задачу один раз, это не сделает его экспертом в точных науках. Чтобы закрепить полученный результат, нужно повторить — как говорится, повторение — мать учения. Можно, например, «поиграть» с задачей, изменить условия и попросить ребенка решить ее снова. Главное, чтобы он запомнил, как логически мыслить и какие шаги предпринимать для получения ответа. Благодаря регулярной практике ребенок научится правильно рассуждать при решении задач любой сложности.
Что еще поможет ребенку с задачами
Конечно, это не секрет, что чтобы научить ребенка решать математические задачи, сначала нужно научить его хорошо считать. Ниже несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс решения задач более легким и увлекательным:
- Важно научить ребенка решать простые примеры, запомнить таблицу умножения, освоить простые уравнения.
- Для качественного обучения лучше выбирать креативный подход. Пересмотрите учебные методики и попробуйте использовать игровой подход для детей начальной школы. Например, замените стандартные персонажи на любимых героев из мультфильмов или книг.
- Важно не забывать о развитии логики. У детей с развитым логическим мышлением обучение проходит более успешно. Предлагайте не только математические задачи, но и логические головоломки. Это способствует развитию умения находить несколько вариантов решения и избегать стереотипного мышления.
Погрузитесь в мир развития креативного мышления:
- Запишите ребенка на курс математики в онлайн-школу Kidskey. Наши занятия проходят в интерактивной форме, после чего ученику предлагается домашнее задание для закрепления материала. И самое главное, в Kidskey детям настолько нравится математика, что родительское присутствие не требуется. Преподаватель следит за правильностью ответов на уроке, а система – за выполнением домашних заданий.
Не уверены, подойдет ли онлайн-формат вашему ребенку? Пройдите бесплатный урок. Просто нажмите на кнопку ниже, и мы подберем удобное время для вас.
Как научить ребенка решать задачи по математике
Решение задач – важная часть учебного процесса. Сначала дети решают простые арифметические задачи, затем переходят к задачам по алгебре, геометрии, физике, химии, биологии.
Почему важно научить школьника решать задачи?
Каждая задача, поставленная перед учеником, требует своего особого подхода, но решение ее можно найти, используя общие методы и приемы. Если школьник не освоит навыки решения арифметических задач на начальном этапе обучения, то со временем он столкнется с возрастающими трудностями, переходя из класса в класс.
Проблемы с математическими задачами в начальной школе могут привести к тому, что ребенок будет негативно настроен на изучение точных наук в дальнейшем. Преподаватели и родители могут считать, что таким ученикам больше подходит изучение гуманитарных предметов, утверждая, что им не под силу научиться решать математические задачи. В учебниках зачастую приводятся лишь сухие формальные правила, которые никак не стимулируют и не мотивируют обучающихся.
Очень важно, чтобы все учащиеся обладали навыками логического мышления и умением решать задачи, включая даже тех, кто предпочитает гуманитарные науки. Без таких навыков сложно будет справляться с повседневными задачами во взрослой жизни, например, рассчитывать количество строительных материалов на ремонт или правильно дозировать ингредиенты при готовке. Для программиста, инженера или менеджера логическое и аналитическое мышление являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности.
Этапы обучения
Родителям следует начинать обучение решению задач с самого первого класса, используя дружественный подход. Не стоит выражать недовольство, злиться или решать задачи вместо ребенка, даже если вам очень хочется. Не наказывайте за ошибки, ведь они неизбежны в процессе обучения, и без них невозможно научиться чему-либо.
Обязанность родителей заключается в том, чтобы разъяснить условие задачи и алгоритм рассуждений, который поможет найти ответ. Необходимо выдержать терпение, так как это трудоемкий и долгий процесс, невозможно научить даже самого одаренного ребенка разгадывать задачи с первого раза.
Этап 1. Понимание условия
Умение читать и анализировать условие является ключевым навыком для успешного решения задачи. Попросите ребенка прочитать задачу вслух и задавайте ему уточняющие вопросы, чтобы удостовериться в понимании текста. Если в задаче встречаются незнакомые термины, поясните их.
Особое внимание следует уделить тому, правильно ли понял ребенок поставленный вопрос. Часто сложности возникают из-за путаницы между математическими терминами, такими как «больше в», «больше на» и другие.
Этап 2. Создание краткого описания
В учебном заведении малышей обучают создавать описание в соответствии с определенными правилами, что создает для них некоторые трудности. Помимо того, что требуется понять суть проблемы, школьник должен размышлять о том, как правильно ее описать в соответствии с указаниями учителя.
Значительно более легко для ребенка нарисовать постановку задачи. Визуальная схема помогает наглядно увидеть связи между различными элементами задачи и разобраться в условии. Довольно часто методика решения становится ясной для ребенка уже на данном этапе.
Шаг 3. Поиск алгоритма решения
Понятная графическая схема в большинстве случаев направляет школьника на правильные мыслительные процессы. Но что делать, если это не работает? В таком случае попытайтесь изобразить задачу с помощью доступных материалов, покажите им сценку, задайте провоцирующие вопросы. Единого способа не существует, вам нужно найти подход к ребенку.
Важно подробно изложить метод решения задачи и удостовериться, что школьник осознает общий подход. Тогда он сможет использовать его в будущем для похожих задач.
Шаг 4. Запись ответа
Ответ следует формулировать полностью и точно. Убедитесь, что ребенок отвечает на конкретный вопрос, заданный в задаче. В случае ошибки необходимо вернуться к первому шагу и пройти всю последовательность заново.
Какие навыки требуются для решения задач
Для нахождения ответа в большинстве задач необходимо выполнить несколько шагов. Убедитесь, что ребенок усвоил правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делителя и делимого. Он должен уметь вычислять эти значения «на автомате».
Для поддержания мотивации предложите творческий подход. Например, замените груши и яблоки на любимые лакомства ребенка, а поезда и катера – на космические корабли.
Развитие логики и аналитического мышления помогут вам решать поставленные перед вами задачи. Не забывайте практиковаться в логических заданиях вместе с вашим ребенком, разгадывать головоломки и ребусы, учить его анализировать окружающие предметы и явления.
Способы научить ребенка решать математические задачи
“Я ничего не понимаю!” — сколько раз вы слышали это отрывающее сердце восклицание от вашего ребенка? “Математика — это сложно”, — повторяют те, кто не смогли в полной мере оценить красоту математики и логики. И вот уже не только ваш сын или дочь неохотно выполняют уроки, но и вы начинаете сомневаться в их способностях. Не спешите с выводами. Возможно, вы просто не знаете таких методов, которые сделают процесс обучения более интересным и эффективным.
На самом деле, часто неприязнь к математике начинается еще в школе, когда материал объясняется таким образом, что не каждый может сразу понять, особенно дети. Им не только сложно представить, как можно решить задачу, но и иногда они не понимают, что вообще спрашивается в условии.
Шаг за шагом к правильному решению
Следующие советы помогут не только разбираться с задачами по алгебре или геометрии, но и справляться с заданиями по другим предметам, где нужно применять логическое мышление.
1. Удостоверьтесь, что ваш ребенок понимает условие задачи
Одной из наиболее часто встречающихся трудностей при решении математических задач является неясность условия. Часто задания в учебниках и сборниках сформулированы сложным образом, что затрудняет правильное понимание сути вопроса. Для проверки понимания задачи рекомендуется попросить ученика объяснить условие своими словами — это часто помогает понять суть задания.
Если условие все еще остается непонятным, можно попытаться объяснить его с помощью примера из реальной жизни. Предложите ребенку представить себе ситуацию, описанную в задаче, и обсудить, как обычно происходит то, что там описано. Часто дети не осознают, что ситуация из учебника может быть знакома им из повседневной жизни.
Важно использовать различные визуальные средства. Например, в задаче о полевом футболе можно изобразить поля как прямоугольники, а пути — как деления на линейке. Использование разных цветов для различных элементов изображения также способствует развитию умения связывать картинку со значением.
2. Умение задавать вопросы
Чтобы удерживать внимание ребенка или акцентировать его на нужной части задачи, стоит задавать ему направляющие вопросы. Например:
“Зачем нам дано…?”
“Какие действия мы можем совершить с…?”
“С чем это сравнимо?”
“Какой вывод можем сделать из…?” и другие, которые помогут включиться и посмотреть с другой стороны.
Придумывая задачи, связанные с увлечениями ребенка, вы делаете математику ближе и понятнее. Например, если ваш малыш увлекается рисованием, вы можете объяснить геометрию, показав, из каких фигур состоят предметы на картине или животного. Это поможет ему лучше понять математические концепции и увидеть, что математика есть везде, даже там, где это неочевидно. И не забывайте, что Маткласс предлагает интересные занятия для юных художников!
3. Возвращайтесь к вопросу задачи
Часто, когда ребенок погружается в процесс поиска решения и перебора различных формул и правил в своей голове, он забывает, какой именно результат он должен получить в конце. Будет замечательно, если с самого начала вы вместе определите, к какому результату он должен прийти, например, к длине пути в километрах или к количеству конфет у Васи в штуках, и по ходу напоминайте о том, что будет являться ответом на задачу.
4. Закрепите алгоритм на будущее
Когда задача будет решена, попросите ребенка повторить всю последовательность шагов, которые он предпринимал. Спросите его, какие выводы он сделал в процессе поиска решения, какие ошибки заметил и как он справился с ними. Таким образом, вы поможете ему развить полезную привычку анализировать свои действия, запоминать, что сработало, и избегать ошибок в будущем.
5. Поддерживайте ребенка
Последний совет, но не менее важный — не забывайте поощрять ребенка в процессе выполнения задания, выражая положительные эмоции. Поощряйте его не только за правильное выполнение, но и за каждый шаг, например, за вспоминание формулы или правильный вывод. Важно поддерживать позитивные моменты, особенно в раннем детстве, чтобы ребенок знал, что он делает это хорошо и что это приносит удовольствие.
В будущем, когда ребенку понадобится ваша помощь с математикой, вы сможете напомнить ему о его успешном опыте. Это поможет ему почувствовать важность и уверенность в себе.
Злиться и сердиться на ребенка не стоит, если он не мгновенно понимает, как решить задачу. Даже если вам все кажется просто и понятно, каждый человек уникален, и вашему сыну или дочери может понадобиться больше времени, чтобы запутанные мысли расставить по полочкам, увидеть связи и сделать правильные выводы. К тому же, предмет, который не вызывал особого интереса, теперь ассоциируется с чувством беспомощности и трудностей, кто же захочет возвращаться к такому занятию, где уверенность в себе пропадает?
Существует множество методов, как развить у ребенка логическое мышление, научить его умению видеть причинно-следственные связи.
Хотите узнать, как сделать обучение математике легким и увлекательным, используя необычные методики? Заходите в наш блог и изучайте, как превратить обыденные занятия в увлекательную игру!
Присоединяйтесь к Матклассу и окунитесь в мир математики!
Три простых способа научить ребенка решать задачи и выполнять примеры устно
В учебных заведениях математическое образование уделяется большое внимание навыкам письменной работы: правильное оформление задач, запись примеров, формулирование условий и ответов. Однако наш эксперт, совладелец интернет-школы «Геометрические штаны» и преподаватель математики Анна Жукова, считает, что научить детей умению решать задачи устно также важно. Вот как можно обучить этому навыку.
Когда я попала в математическую школу, учитель алгебры сразу заметил мой подход к решению задач: сразу после получения рабочего листа я начинала метаться и вскоре что-то записывать. Вместо того чтобы хорошенько обдумать, продумать план действий, выбрать методы решения, я быстро придумывала первое, что приходило в голову, и начинала записывать.
Невероятно, но факт! С самого начала школьного обучения детей на уроках математики учат не только считать, но и изложить решение проблемы в письменной форме. Сначала нужно изложить краткую суть задачи, определить последовательность действий, добавить тире и пояснение к каждому шагу, размещая все по строкам. Пропустил какой-то шаг? Неудача! Постепенно внимание переключается с методов решения задачи на способы ее записи.
Результатом является то, что ребенок начинает искать ответы только в написанных строках и перестает рассуждать. В лучшем случае он продолжает анализировать, но тратит массу времени на задачу, которую можно было бы решить гораздо быстрее, просто подумав перед началом записи условия. Как изменить этот сценарий в уме учащегося? Вот три эффективных способа:
1. Решите пример устно
Выберите простой, но длинный пример, который ваш ребенок сможет решить без особых усилий. Предоставьте пример учащемуся и наблюдайте за его действиями. Ребенок, склонный к письму, может сначала записать 2+3 на бумаге, а затем назвать ответ. После этого попросите его решить пример устно, отложив ручку.
Когда ребенок справится с простым заданием, перейдите к более сложным случаям, которые требуют записи действий. Это поможет ему научиться различать задачи, которые можно решить умом, и те, которые требуют записи. Подобный метод эффективен для учеников от 1-го до 11-го классов и помогает сократить время, затрачиваемое на решение примеров.
2. Теперь найдите решение задачи. Снова устно
Каковы особенности задачи по сравнению с примером? В примере вы просто следуете действиям и применяете алгоритм — ничего сложного, если ребенок понимает метод. Но с задачей нужно думать. На самом деле, многие школьные задачи могут быть решены в уме. Но дети об этом не догадываются.
Давайте рассмотрим простую задачу, например: «У Маши было 120 конфет, она отдала 40 конфет, потом съела 60, потом потеряла 10, сколько конфет осталось?» Справились? Теперь усложните условие задачи, добавьте больше действий. Но не усложняйте! Снова справились? Теперь предложите задачу по текущей теме с одним действием, затем с двумя. Привычка решать в уме быстро сформируется, потому что, в действительности, гораздо приятнее сначала решить устно, а потом записать, чем наоборот.
3. Перескажите условие
Если в задаче много деталей, то её стоит перечитать несколько раз, чтобы ребёнок мог четко описать всё содержание. Это поможет активизировать ум ученика и развить визуальное мышление. Также это хороший способ тренировки памяти и глубокого понимания задачи. После этого стоит представить себе суть задачи и перейти к её решению устно.
Эти подходы эффективны как для старшеклассников, так и для младших школьников. Чем раньше ребёнок освоит устное мышление, тем легче и быстрее он будет справляться с математикой, как в школе, так и на олимпиадах. Проверено на практике!