Когда нужно кормить малыша в возрасте от 6 до 8 месяцев, часто возникают трудности. Бывает, что дети умудряются увернуться от ложки, разлить всю кашу или даже пытаются засунуть обе руки в тарелку. Когда ребенку исполняется год, родители начинают прививать ему навыки самостоятельного приема пищи.
Первые попытки малыша есть самостоятельно
Не стоит укорять ребенка за то, что он погружает ладошки в миску с супом и опрокидывает ее. Это первые шаги малыша в обучении к самостоятельному питанию. Конечно, родителям придется многократно убирать после ребенка и пролитый суп, и разлитую кашу, и стирать детскую одежду. Без этого нельзя научить ребенка пользоваться столовыми принадлежностями. Сначала малыш будет макать в миску ладошки, а затем начнет самостоятельно ухватывать ложку из рук матери, оценивая ее удобство. На этом этапе можно дать малышу свою собственную ложку, чтобы удержать его внимание во время кормления. Если руки ребенка будут заняты ложкой, процесс пойдет легче, они не окажутся в супе.
Позже малыш начнет пробовать содержимое ложки на вкус, стараясь зачерпнуть что-то вкусное и попытается донести до рта. Чаще всего ложка будет пролетать мимо рта, а содержимое разливаться по полу, но со временем у малыша все получится.
Заблуждения родителей при обучении малыша
Если вы уделяете время и терпение, чтобы научить малыша кушать самостоятельно, это совсем не сложно. Иногда у родителей не хватает выдержки, что может привести к определенным сложностям.
Не стоит настаивать, чтобы малыш съел, если он хочет самостоятельно брать ложку и есть сам. Не нужно говорить ему, что «он еще слишком маленький». Ребенок может просто потерять интерес к еде. Он постоянно будет надеяться, что его кормят, и будет сложно научить его есть самостоятельно.
Если видите, что малыш не справляется с ложкой и постоянно разбрасывает содержимое, не стоит лишать его этой возможности. Может быть, дело не в нем, а в вашем желании избежать беспорядка. Не спешите брать на себя всю заботу, давайте крохе возможность научиться самостоятельно. Иначе он подумает, что ему ничего не надо делать самому, когда все сделают за него.
Не торопите события, дайте малышу время проявить интерес к ложке самостоятельно. Если заставлять его, это приведет только к бесполезным капризам.
Как найти лучшее решение?
Лучше всего начинать серьезное обучение ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев. В этот период он обладает достаточной моторикой рук и проявляет интерес к новым навыкам. Не стоит откладывать знакомство с ложкой.
Важно выбрать удобный стульчик для кормления, чтобы малыш мог легко доставать еду до рта. Чтобы избежать мусора на одежде, рекомендуется использовать нагрудник или слюнявчик во время еды.
Не допускайте, чтобы ложка стала игрушкой. Это важно с точки зрения гигиены, психологии и воспитания.
Как выбрать первую ложку для ребенка?
При выборе детской ложки следует учитывать несколько моментов:
Комфорт. Ложка должна быть компактной, чтобы умещалась в детском ротике. Ручка ложки должна быть достаточно широкой. Бывают ложечки с особым покрытием, реагирующим на температуру. Если еда горячая, ложка меняет свой цвет, сигнализируя о необходимости остудить блюдо.
Материал. Обычно используются пластиковые ложки. Важно, чтобы ложки были изготовлены из безопасного пластика. Деревянные ложки не рекомендуются для кормления ребенка, так как микробы и грязь могут скапливаться в порах дерева. Алюминиевые ложки могут содержать вредные добавки.
Дизайн. Ложка должна быть яркой и привлекательной для ребенка, но не должна быть игрушкой.
Продолжая использовать данный веб-сайт, Вы автоматически соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор метрических данных.
Подробности нашей Политики конфиденциальности Вы можете найти здесь.
Как научить ребенка есть ложкой: полный ответ
Эта проблема знакома многим родителям, особенно новичкам. Когда начинается прикорм, малыш отказывается от ложки, отталкивает ее, выражает недовольство и начинает кричать. Что делать в такой ситуации? Как научить ребенка самостоятельно есть с помощью ложки? Это становится особенно важным, когда необходимо подготовить малыша к посещению детского сада.
Иногда встречается и обратная ситуация, когда некоторые родители слишком чистоплотны и откладывают обучение использованию столовых приборов ради порядка на кухне.
Нет нужды тянуть с введением ложки: чем раньше начнется знакомство малыша с этим предметом, тем лучше. По мнению педиатров, оптимальный момент для этого наступает в шестимесячном возрасте, когда происходит переход к «взрослому» рациону в виде каши.
Однако шестимесячный возраст — всего лишь ориентир, точных рамок не существует. У каждого ребенка знакомство с ложкой происходит в разное время. Одни начинают самостоятельно кушать, стремясь подражать взрослым, уже в пять месяцев. Другие же могут просить, чтобы их кормили, даже в два года и старше. Им кажется, что они не хотят взрослеть, поэтому они проявляют нежелание осваивать новый навык. Для них прием пищи больше похож на игру, и они могут разбрасывать еду, мазать ее по столу и делать другие шалости.
Лучший способ научить ребенка есть с ложки — это начать с малого и не торопиться. Важно помнить, что малышу потребуется время, чтобы освоить этот навык. Поэтому будьте терпеливы. Начните кормить его, сажая полусидя, и подавайте небольшое количество пищи на ложку, например, протертый суп, кашу или пюре. Нежно надавите на нижнюю губу, чтобы ребенок открыл рот, и введите ложку. Проведите ложкой по верхней губе и дайте малышу время проглотить. Когда он закончит, дайте следующую порцию.
Важно, чтобы маленький человек был научен открывать свой рот, когда увидит ложку с едой, и поворачивать голову к ней. Это поможет ему сосредоточиться на процессе питания, что является ключевым моментом.
Необходимо помнить, что все дети едят по-разному. Если малышу не нравится вкус пищи, он будет есть медленнее. Скорость приема пищи также может меняться после сна и в период бодрствования.
Во время кормления общайтесь с ребенком доброжелательно, не пугайтесь, если что-то идет не так или вам кажется, что малыш медлит. Не надо спешить его и попробуйте отложить свои дела. Также не следует сердиться, если он вдруг откажется от еды.
Рекомендуем внимательно обсуждать повторяющиеся действия в области питания, так как это способствует более активному участию ребенка в процессе приема пищи и развитию речи, что является очень важным.
Не обязательно представлять ребенку ложку именно во время еды, можно сделать это в форме игры. Возьмите маленькую детскую ложку, покажите ее малышу наряду с другими игрушками. Позвольте ребенку познакомиться с новым предметом, пусть он держит ее, поиграет и даже «попробует на вкус».
Еда для первых попыток ребенка не должна быть слишком жидкой. Пусть немного ее будет на тарелке. Так ребенку будет проще зачерпнуть ее ложкой, и меньше пищи разлетится по сторонам.
Перед тем, как начать «практические занятия», стоит обдумать место, где они будут проводиться. Особое внимание следует уделить выбору места для первого самостоятельного приема пищи. Скорее всего, это будет событие весьма впечатляющее. Поэтому важно, чтобы стены были легко моющимися (лучше всего — с плиткой или моющимися обоями). Также необходимо обратить внимание на пол: удалите ковер, если он есть, либо положите клеенку. Чтобы избежать лишних стирок, рекомендуется раздеть ребенка до трусов.
При выборе ложки для малыша, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. Оптимальными вариантами будут пластмасса, латекс или силикон. Такие ложки не будут беспокоить десны и зубы ребенка при первых попытках использования, не произведут громкий звук при ударе о стол и не окажут холодное прикосновение к детской челюсти. Важно, чтобы материал был мягким и не поддавался окрашиванию.
Предоставьте ребенку его собственную тарелку, желательно с красочным узором и высокими краями.
Помимо этого, вы можете научить малыша есть с помощью пластиковой детской вилки. В этом случае предлагайте ему пищу, которую легко зацепить или нанизать на вилку.
Не забывайте о важных гигиенических навыках: перед едой ребенку необходимо вымыть руки.
Способы обучения ребенка самостоятельно есть ложкой: развлечения и воспитание
Когда малыш пробует свои первые блюда под руководством взрослого и начинает пытаться отобрать ложку у мамы, чтобы взять инициативу в свои руки, можно без страха переходить к обучению. Как помочь ребёнку, если у него пока не очень получается есть самому?
Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому некоторые дети начинают самостоятельно есть в 6–7 месяцев, а другие просят помощи у взрослых даже в полтора года. Оптимальный возраст для обучения использованию ложки определяется исключительно родителями, опираясь на выявленные особенности ребенка.
Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно с ложкой
Малыш знакомится с приборами во время первых прикормов, когда мама предлагает ему первую ложку каши или пюре. Таким образом дитя узнает, что приборы нужны не только для игр, но и для питания. Обычно ближе к году ребенок с интересом просит у взрослого ложку, чтобы попробовать самостоятельно покушать.
Чем больше дать малышу возможности действовать самостоятельно, тем быстрее он научится питаться самостоятельно. Не следует проявлять излишнюю бережливость и отнимать ложечку у ребенка при первой же ошибке — придется принять тот факт, что умение аккуратно есть малыш приобретет не сразу, и любое умение требует постоянной практики.
Для борьбы с беспорядком маме помогут непромокаемый передник для малыша и клеенка, которую можно положить на пол вокруг стульчика. Это снизит количество уборки и стирки после еды.
Какую ложку выбрать для начальных попыток
Нет необходимости предлагать малышу обычную чайную ложку — она довольно тяжела для его маленькой ручки и может повредить хрупкую зубную эмаль. Лучше всего приобрести специальный комплект для первого прикорма, включающий тарелку, ложку и вилку. Обычно они изготовлены из пластика, который безвреден для организма ребенка, или из бамбука, считающегося экологически чистым материалом.
Иногда на ложки наносят термочувствительный элемент, помогающий определить, не слишком ли горяча пища. Малыши с удовольствием смотрят, как меняется ее цвет.
Как подготовить ребенка
Наилучшим образом выбрать момент, когда ребенок не слишком голоден и настроен на игру. Так он будет радостно принимать участие в процессе.
Ключевой момент в освоении этого навыка — обучение в спокойной и непринужденной обстановке. Если малыш и мама будут чувствовать себя расслабленно, крошка освоит использование ложки легко и естественно. Противоположный результат может возникнуть, если заставлять ребенка есть прибором с насилием или под прессом принципа «ему пора есть самому».
Прежде всего, следует понять, как научить ребенка держать ложку. Для этого необходимо поместить инструмент в его ручку и помочь сделать правильный захват. Можно повторить это действие несколько раз, чтобы кроха самостоятельно смог взять прибор правильно. Затем можно перейти к изучению того, как научить ребенка есть с помощью ложки.
Три метода приучения малыша к самостоятельному приему пищи
Малыш, вероятно, много раз наблюдал, как его любимая ложечка доставляет вкусный обед в его рот, поэтому он скорее всего захочет попробовать сам. Однако есть три способа научить ребенка есть самостоятельно.
Накорми свою любимую игрушку. Дети любят проявлять заботу, поэтому они с радостью попробуют покормить своего любимого плюшевого друга. Можно также покормить всех игрушек и насыпать кашу всем машинкам — главное, чтобы родители были готовы потом всё убрать.
Покажи на своем примере. Родители — главный пример для детей, поэтому если мама или папа будут с огромным удовольствием есть со своей ложки, ребенок также захочет попробовать повторить этот сложный трюк.
Играть в различные виды игр. Где посадка самолетика в гараж или въезд автомобиля? Какой транспорт выберет малыш, таким и станет ложечка. Можно придумать разнообразные маршруты или направления, главное, чтобы цель была достигнута.
Как помочь малышу, если что-то не получается
Не следует настаивать или оставлять ребенка одного с проблемой, ожидая, что он сам разберется и успешно справится. Обучение должно осуществляться под присмотром взрослых, чтобы ребенок не остался голодным.
В первое время некоторые дети могут испытывать трудности не только с задачей, но и с эмоциями. Возможно, малыш будет раздражаться, видя, что он не справляется с задачей так же легко, как его родители. Однако, это проходит со временем — чем больше практики, тем лучше контроль.
Роль дисциплины в процессе обучения
Самое важное — сохранять последовательность. Если родители начали учить ребенка самостоятельно есть, то не следует возвращаться к кормлению — лишь корректировать направление и помогать малышу. Со временем у ребенка будет все лучше.
И не забывайте об этикете. Когда ребенок умеет есть ложкой, хоть и в игровой форме, обед не должен полностью превращаться в игру. Ребенка стоит привыкать к тому, что за столом существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать.
Каждый отец или мать со временем осознают, как обучить ребенка есть самостоятельно ложкой. Родитель обязательно найдет подход к своему малышу, несмотря на его первые протесты или неудачи. Поэтому не стоит унывать, если ребенок не сразу проявляет интерес к таким занятиям. Рано или поздно заботливо приготовленная близкими блюда растопят его сердце, и ребенок с радостью потянет к ним ручку с ложкой.
Как научить годовалого ребенка есть ложкой и позволять ли есть руками
Первое, что нужно сделать – замедлиться и уделить достаточно времени на обеденные поединки. Чтобы научиться есть самостоятельно ложкой, ребенку потребуется много времени.
Заранее подумайте о том, что поможет вам успокоиться и контролировать себя. Наблюдать, как ребенок медленно и неаккуратно ест, это настоящая мука. Это действительно сложно и заслуживает столько же уважения, сколько и усилия ребенка на его пути к навыку самостоятельного питания.
С чего начинается изучение ложки
Дождитесь, пока ребенок проголодается. Если у ребенка нет медицинских проблем, то важно дать ему возможность получить честную обратную связь — чтобы он действительно почувствовал голод.
Затем посадите ребенка за стол. При этом так, чтобы он мог самостоятельно вставать и уходить, и предложите ему что-то поесть. Положите рядом ложку и продемонстрируйте на своем примере, как ей пользоваться.
Отличие заключается в том, что в первом случае вы позволяете ребенку самостоятельно есть кашу и овощное пюре руками, а во втором случае вы учитесь самому есть кашу и овощное пюре с помощью своих рук. Таким образом, вы демонстрируете ребенку правильное поведение за столом и научите его использовать столовые приборы, а также кушать кусочками овощей, фруктов и хлеба.
Использование рук для удерживания и укусывания еды, как кусачек, или еды, как сушку, обучает ребенка использованию ложки, и такой метод питания ложкой начинается легче. Налаживание еды ложкой бывает сложным, поэтому на определенном этапе дети часто сначала кладут пищу в ложку руками, а затем сами едят с помощью ложки.
Крайне важно дать ребенку возможность, в первую очередь, получить личный опыт и сделать собственные выводы (за исключением опасных ситуаций), а во-вторых, выразить свои собственные потребности в развитии через интерес к определенному опыту и его повторению. Простое правило поможет добиться этого: мы разрешаем ребенку делать то, что он хочет, если мы в состоянии это позволить.
Если замечаете, что малышу не удобно кушать ложкой, а он все еще предпочитает использовать руку для пюре, как это делал раньше с кусочком яблока, позвольте ему самому понять, что это неудобно. Ложка — это не препятствие, а упрощение, и преимущества использования ложки для жидкой пищи и вилки для маленьких кусочков можно легко заметить.
При выборе блюд для малыша, мыслите, сначала, о тех, что он обожает, и не предлагайте огромные порции сразу. Позаботьтесь о лёгком обеде, например, картошка, макароны, пирожки — что-то, что можно быстро съесть даже с помощью рук.
На ужин рекомендуется дать питательный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель — это легко выпить и получить необходимые калории без особых усилий. Завтрак же можно начать с предложения полезных хлопьев, которые ребенок сможет заливать молоком, перемешивать ложкой и уплетать из тарелки.
Помните: дать малышу время, чтобы подружиться с ложкой.
Позвольте малышу насладиться процессом самостоятельного приема пищи. Часто дети съедают несколько ложек, утомляются и начинают искать более простые способы, чтобы и дальше кушать и отдохнуть. Они сами находят выход из возникшей ситуации и справляются с задачей весьма успешно. Если вмешаться и взять у них ложку, чтобы накормить, то лишаете их чувства победы и показываете, что «меня кормят с ложки» — не лучший образец поведения для взрослых.
Когда ребенок видит, что вы справляетесь с кормлением лучше, чем он сам, нет смысла использовать менее эффективный способ. Это может привести к потере интереса к развитию навыков приема пищи с помощью столовых приборов.
Если малыш умеет уже сам пользоваться ложкой, но просит помочь с кормежкой после небольшой порции, возможно, он привык, что вы его покормите. С одной стороны, это удобно для него. Но может быть, он просто утратил интерес к самостоятельному приёму пищи, увидев ваше сильное желание его накормить и беспокойство о его аппетите, и просто поддается этому. Позитивный момент в том, что он слушает свое тело и, наедаясь, дает вам знать об этом, закрывая рот.
Важно начать с доверия к ребенку, его ощущению голода и сытости. Попробуйте предоставить ему возможность поесть столько, сколько он хочет, без докармливания. Если он будет руководствоваться своим аппетитом, увидит, что вы не настаиваете и не пытаетесь навязать еду, то сам будет кушать. Для начала можно приготовить его любимые угощения.
Можно попробовать делать свои дела во время еды ребенка или начать есть, чтобы он увидел, что у вас заняты руки и вы не можете его кормить.
Если малыш начинает играть с пищей
Скорее всего, сначала ребенок будет уходить от стола, а затем возвращаться.
Первый раз можно позволить ему побаловаться, но затем убираем еду и говорим:
— Если ты закончил, я уберу со стола, будем кушать в следующий раз.
И если он показывает, что «Я закончил», то верьте ему, даже если понимаете, что он принял не самое взвешенное решение.
Что касается размазывания каши по столу и других игр с едой. Для малыша важно как-то ознакомиться с пищей и ее свойствами, включая тактильное познание. Первое время стоит дать ему это сделать.
Если вы замечаете, что ребенок больше заинтересован в игре с едой, и забывает про цель — съесть ее, обучите его правильному поведению. Затем предложите ему другую активность, учитывая его интерес:
- Вместо того, чтобы рисовать кашу, давайте рисовать красками.
- Не будем лепить из хлебных корок, но у нас есть пластилин, соленое тесто для лепки, глина, шариковый пластилин и много других материалов.
- Мы не будем макать руки в тарелку с пюре, но можем играть в воде, мыть руки или посуду, заниматься стиркой, исследовать воду и моющие средства, их температуру и текстуру, рисовать пальчиками, лепить из снега, замешивать тесто и так далее.
У взрослых больше опыта и воображения, поэтому они всегда могут предложить детям подходящие способы для получения нужного опыта движений и ощущений.
Приготовление пищи — это не только процесс приготовления еды, но и возможность для творчества и экспериментов с продуктами. В ходе таких манипуляций дети могут узнавать много нового, что помогает им стать более ловкими и независимыми.
Когда ребенку можно начинать учиться есть ложкой и как это сделать?
Часто детей кормят с ложки просто потому, что это удобно и быстро. Однако педиатр Ольга Кулакова расскажет, в каком возрасте дети могут самостоятельно есть с ложки и вилки, и можно ли как-то ускорить этот процесс обучения.
Вопрос. Моей дочке уже 1,5 года, но она все еще не может есть самостоятельно ложкой. В каком возрасте ребенок должен научиться этому и какие способы обучения существуют?
Ответ. Знакомство ребенка с ложкой начинается в возрасте около года, когда начинается переход на прикорм. В 6-7 месяцев дети могут начать проявлять интерес к ложке как к предмету. Рекомендуется купить дополнительную детскую ложечку и положить ее рядом с тарелкой, чтобы ребенок мог исследовать ее и пробовать использовать.
Примерно в 9 месяцев дети начинают самостоятельно брать ложку в руки. Однако это не означает, что они могут забирать ею еду и подносить к рту. Это скорее попытки копировать движения взрослых.
Обычно ребенок начинает использовать ложку полностью около полутора лет. Однако стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в год умело пользуются ложкой, в то время как другие до двух лет все еще кормятся родителями. Нет необходимости беспокоиться, если вашему ребенку уже больше года, но он все еще учится.
Важно не принуждать детей осваивать навык использования ложки. Агрессивный подход может вызвать обратную реакцию: ребенок может потерять интерес к использованию столовых приборов.
Способы научить ребенка пользоваться ложкой:
- Сажайте его за стол, пусть наблюдает, как члены семьи едят.
- Не кормите ребенка насильно. Позвольте ему есть руками. Возможно, он не сможет съесть кашу или суп ложкой — таким образом ему придется научиться использовать ложку.
- Играйте с ребенком в различные сюжетно-ролевые игры, где он будет кормить свои игрушки с ложки.
На данном этапе развития малыш активно повторяет действия своих близких, поэтому важно, чтобы он видел, как все члены семьи пользуются столовыми приборами.
Овладение навыками использования вилки происходит у детей примерно к трех годам: в этом возрасте они уже осознают, что вилка является острым предметом и может причинить травму.
Обратите внимание на то, как ребенок удерживает столовые приборы:
- В возрасте 1–2 лет он держит ложку в кулаке посередине ручки.
- К двум годам — ближе к широкой части ручки.
- К трех годам он начинает удерживать ложку тремя пальцами: большим, указательным и средним.
В итоге ребенок самостоятельно научится правильно пользоваться ложкой и вилкой.
Различные дети приобретают разные навыки развития в разное время. Например, одни малыши научатся ходить в 9 месяцев, в то время как другие начнут ходить к полутора годам — и оба варианта считаются нормой. То же самое относится и к столовым приборам: один ребенок может проявить интерес к ним в 7-8 месяцев, а другой — в 9 месяцев или даже после года. Это все нормальное развитие.
Но, к двум годам, ребенок должен уметь брать ложку и попробовать самостоятельно кушать. Это не означает, что он съест всю тарелку супа, но он должен хотя бы попробовать донести ложку к рту.
Задайте свой вопрос через форму «Мелу», а коллектив редакции отыщет человека, который сумеет дать на него ответ. Пишите нам в социальных сетях — все сообщения на страницах в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках» мы прочитаем. Также можно отправить нам сообщение в Instagram. Ответы будут выложены в порядке поступления в специальном разделе «Вопрос — ответ». Надо сказать, что мы держим в тайне личные имена авторов вопросов, поэтому вопросы могут быть разнообразными (не стесняйтесь!).
Автор материала — стажер Анастасия Широкова. Фото на обложке: Shutterstock / FotoDuets
Как обучить малыша есть с ложкой самостоятельно
Когда малыш начинает есть ложкой самостоятельно, это становится облегчением для многих родителей. Теперь можно спокойно питаться вместе с семьей за одним столом! Однако, перед тем как ребенок освоит этот навык, ему нужно преодолеть немало трудностей. Сегодня мы обсудим, как помочь малышу правильно держать ложку, какая помощь ему нужна для этого и какие этапы предшествуют этому.
Почему так важно научить ребенка самостоятельно кушать ложкой?
Умение есть самостоятельно — это важный этап в развитии ребенка. Умение использовать ложку говорит о том, что он способен не только кормить себя, но и выполнять довольно сложную и скоординированную работу — удерживать прибор так, чтобы еда не выпадала с него, и точно подносить его ко рту для того, чтобы пища попадала туда, куда задумано. Для этого ребенок должен уметь контролировать и управлять мышцами своей руки и пальцами.
В дополнение к этому, есть и другой способ обучения — это один из навыков самообслуживания, который отражает уровень нервно-психического развития.
Что нужно выучить ребенку перед тем, как он самостоятельно начнет есть ложкой?
Малыш учится есть самостоятельно, проходя через несколько последовательных этапов:
он берет еду своими руками;
осваивает навык нанизывания продуктов на вилку (если его родители используют этот столовый прибор);
начинает пробовать зачерпывать еду ложкой.
Когда начинается введение прикорма и малыш проявляет интерес к еде, он стремится взять то, что находится на его тарелке. Важно, чтобы ребенок изучил продукт, ощутил его текстуру, форму, консистенцию. Позже ему становится понятно, что этот продукт можно положить в рот. Сначала его движения громоздкие, ребенок зачерпывает еду всей ладонью, пытаясь себя накормить.
Важно
Немного позже, спустя пару недель, дети начинают показывать первые признаки способности схватывать: они берут кусочки пищи несколькими пальцами. Затем они начинают использовать большой и указательный пальцы — важный навык для того, чтобы научиться держать ложку.
Получив этот навык, ребенок начинает интересоваться столовыми приборами, которыми его кормят. Для малыша вилка является более простым инструментом: ему нужно лишь натыкать ею кусочки пищи, чтобы они не упали, и поднести еду ко рту.
Кушать ложкой сложнее: ребенку нужно не просто набрать что-то на нее, но и донести это до рта, что требует определенной ловкости. Поэтому этот навык может появиться позже, однако тренироваться и развивать его обязательно.
В каком возрасте стоит научить малыша кушать ложкой?
Когда малыш начинает интересоваться ложкой, важно позволить ему держать ее самостоятельно. До года ребенок должен иметь возможность попробовать зачерпнуть пищу и доставить ее в рот. Хотя в 8-9 месяцев не стоит ожидать аккуратного обращения с ложкой, важным является процесс обучения и заинтересованность со стороны малыша.
Постепенно, когда годовасик приближается, стоит начинать учить его правильно обращаться с ложкой. Показывайте ему, как правильно держать ложку, предлагая использовать ее при каждом приеме пищи, направляя и поддерживая движения его руки. На первых этапах ребенок схватит ложку всей ладошкой сверху.
Методы для обучения ребенка умению кушать ложкой
Часто столовые приборы могут ускорить процесс овладения навыком самостоятельного питания.
Выбор первой ложки для ребенка играет важную роль. Идеальными материалами являются пластик, резина или силикон, но некоторым нравятся легкие металлические ложки. Однако стоит избегать керамических ложек, так как они легко разбиваются.
Не менее важна и эргономика: научить малыша использовать ложку самостоятельно намного проще, если сам прибор удобен в использовании. Основание ложки должно хорошо ложиться в руке, не скользить (например, с резиновым покрытием), быть достаточно коротким. Немного изогнутая ручка поможет избежать проливания пищи и успешно доставить ее до рта. Объем черпака должен быть достаточно широким, чтобы удобно набирать пищу, но при этом подходить по размеру для вашего малыша.
Полезные советы по обучению ребенка использовать ложку
Важно вводить разнообразные продукты в рацион ребенка без лишних отсрочек. Малышу интересно есть то, что можно держать в руках, поэтому «пюрированные» блюда ему не так интересны. Сейчас существует множество информации об правильной подаче пищи для детей в интернете и в книжных магазинах. Эта информация поможет вам научиться нарезать или измельчать продукты таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно брать их руками и удобно класть в рот, избегая при этом риска поддавиться.
Когда малыш начинает интересоваться столовыми приборами и пытается их отнять у вас, можно попробовать дать ему собственную ложку (например, пластиковую или силиконовую). Таким образом, вы решите сразу две задачи: поможете ребенку научиться держать ложку самостоятельно и отвлечете его внимание, чтобы он не мешал вам кормить его.
Неоспоримый факт
Если не помогать малышу осваивать навык кушать самостоятельно, он сам не научится этому. Поэтому чем дольше родители откладывают момент дать ложку в руки малышу, тем позже он научится этому. Конечно, проще и быстрее кормить ребенка взрослому, но это не поможет ему стать самостоятельным. Поэтому лучше посчитайте это инвестицией в будущее вашего ребенка.
Приучение ребенка к ложке — не такая простая задача, как может показаться, и вначале он наверняка будет пачкаться и не особо умело есть. Поэтому необходимо использовать нагрудники (удобнее выбирать силиконовые или на клеенчатой основе), одевать малыша на одежду, которая не жалко, или просто сажать его в одном подгузнике, чтобы после еды можно было просто вымыть ребенка, а не стирать кучу вещей.
Приучение к еде с ложкой – это ответственное дело, требующее внимания и терпения. Поэтому не разрешайте детям смотреть мультфильмы во время еды.
В начале обучения лучше предложить более густую еду: плов, пюре, каши. Дайте малышу возможность отработать навык с минимальной «утратой» еды (и вам будет спокойнее).
Не позволяйте играть с ложкой вне времени еды или за границами кухни. Ложка должна ассоциироваться только с процессом кормления, а не с играми.
Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно быть терпеливым, добрым и понимающим родителем. Не карайте ребенка за мелкие ошибки. Помните, он не выпускает еду из ложки, чтобы вас задеть. Он учится. Лишние упреки и крики могут вызвать страх и отвращение к процессу кормления и еде вообще.
Поощряйте ребенка за малейшие успехи. Помните, что малыш не сразу научится умело обращаться с ложкой. Но с поддержкой спокойного и уверенного взрослого любой навык осваивается быстрее. Все будет хорошо!