Подростковый возраст считается одним из самых трудных как для родителей, так и для самих подростков. Период бунтарства в возрасте от 12 до 16 лет часто связывается со скачком гормонов, но это не единственное объяснение. В чем же еще заключается причина?
Подростковое бунтарство имеет иные корни, кроме гормональных изменений!
Факторы неврологического развития
Каждый человек становится взрослым по-разному, но у нас всех есть свои биологические изменения. Помимо полового созревания, в организме происходят изменения, связанные с неврологическим развитием. С 13 до 19 лет активно развивается префронтальная кора головного мозга, которая ответственна за формирование личности, планирование, логическое мышление и речь. Для освоения многих навыков нужна практика, поэтому подростки начинают задумываться о более сложных вопросах (часто занимая радикальные позиции), высказывают свое мнение, ищут аргументы и защищают свои точки зрения.
В этот непростой период активно происходит развитие структур головного мозга, включая затылочную долю, теменную долю и мозжечок, которые отвечают за обработку информации и запоминание, играющие важную роль в становлении креативного мышления. В результате подростки часто вступают в споры и отстаивают свои принципы.
Изменения в гормональном фоне
«Период полового созревания» — наиболее распространенное объяснение сложного поведения подростков. Несомненно, в организме происходят значительные изменения, подростки переживают сильный приток новых гормонов из гипоталамуса. У девочек повышается уровень эстрогена, в то время как у мальчиков увеличивается уровень тестостерона. Подростки начинают расти волосы на теле, меняется запах, звучит голос и, конечно, выделяются половые черты. Сложный танец гормонов вызывает новые эмоции, которые усиливаются восприятием собственного, еще не совсем понятного тела. Однако винить только гормоны нельзя.
Определение личности
Пока малыш еще маленький, его способности ограничены. До переходного возраста родитель принимает решения о том, что есть, во что одеваться, где гулять, с кем играть и какую школу посещать. Однако по мере развития навыков подростки начинают строить свою собственную личность. Они начинают экспериментировать, так как раньше им приходилось пробовать только то, что им предлагали родители. Поэтому многие родители испытывают шок, увидев, что их дети носят или слушают что-то неожиданное! Подросток осознанно выбирает противоположные интересы, чтобы понять, нравится ли ему это или нет.
Многие родители считают, что их дети «отклонились от верного пути» или не разделяют «семейные ценности», однако если умело найти общий язык с подростком, его период самоопределения и формирования личности пройдет легко и быстро.
В отличие от предыдущих поколений, у современных подростков есть новый значительный фактор, влияющий на их поведение. Этот фактор — социальные сети!
В поисках признания
Зависимость от социальных сетей означает желание признания. Однако это стремление может проявляться иными способами! Дети обычно стремятся получить внимание и одобрение от своих родителей и друзей. Иногда это стремление принимает негативный оборот. В поисках признания и уважения со стороны родителей, подросток может начать совершать «взрослые поступки», считая, что так он будет воспринят как осознанный взрослый человек. Например, курение, употребление алкоголя, преждевременный секс. Психологи подчеркивают важность того, чтобы подростку видеть, что его личность уважается, и относиться к нему как к подрастающему индивидууму, а не как к маленькому ребенку. Возможно, тогда он не навредит себе.
Как помочь родителям пережить «трудный возраст» ребенка
В период подросткового возраста происходит интенсивное развитие как психологическое, так и физиологическое у детей. В этот период формируется личность, развиваются особенности характера и мировоззрение. Подросток начинает выступать за свои права и свободу, что часто вызывает недопонимание со стороны родителей. Как правильно общаться с подростками и как установить хорошие отношения в период подростковых перемен, поделилась педагог-психолог из Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга», Наталия Смирнова, сотрудникам АНО «ЦИСМ».
Почему возникают сложности в общении с подростками?
– Чаще всего проблемы в общении с подростками возникают из-за того, что неустойчивый эмоциональный фон самого ребенка мешает ему соответствовать ожиданиям взрослых: быть ответственным, правильным, безошибочным, серьезным и так далее. Подросток считает себя уже взрослым и самостоятельным, тогда как родители по-прежнему стремятся контролировать и манипулировать им.
Кроме того, подросток может просто не быть готов к общению в данный момент. У каждого есть право на плохое настроение, и подростки не исключение. Важно выбрать правильный момент, когда ребенок сам захочет поговорить с вами. И, возможно, начинать разговор не со сложных тем, а например, о футболе или музыке.
– Какой возраст считается самым сложным с точки зрения психологов?
– Как правило, это начало или вершина периода подросткового возраста, но все границы возраста — индивидуальны. По моему мнению, наиболее «жгучими» бывают подростки в возрасте 12-15 лет. Многое меняется в этот период. Мысли и желания подростка могут казаться ему непонятными. Понимание себя и своих действий — это основа развития личности. Раньше действия совершались под влиянием мгновенных чувств. Сейчас подростку важно оценивать себя, получать признание своей важности. Он искренне хочет разобраться в своем внутреннем мире. Он считает себя особенным, стремится к индивидуальности. У него могут быть противоречивые чувства, колеблются от уверенности в своей уникальности до сомнений в себе. Проходя через этот сложный период, подросток открывает для себя новое понимание себя и учится принимать взвешенные решения.
– При обсуждении нарушений в поведении современных подростков можно выделить наиболее часто встречающиеся модели поведения: инфантильное, девиантное, а также асоциальное и аддиктивное поведение (например, часто встречающийся гэмблинг – игровая зависимость), а также делинквентное (как кражи, воровство, вымогательство, причинение телесных повреждений и т.п.).
– Как обезопасить ребёнка от рискованных или опасных поступков, не оскорбляя его и не создавая напряженности в отношениях?
– Самый эффективный способ защитить подростка от опасных действий – это поддержание взаимного доверия. Не следует осуждать его друзей или увлечения, стоит лишь беседовать о рисках, связанных с опасными играми или компаниями, которые могут негативно сказаться на его будущем. Учения и упреки здесь не помогут, важным является личный пример и вера в ребёнка, в его силу духа.
– Какие вещи абсолютно запрещено делать или говорить родителям?
Поддерживая индивидуальность, автономию и самобытность подростка, родители не должны ограничивать его, требовать отчётов за каждый шаг или вынуждать делать то, что не нравится. Речь идет не о том, чтобы позволить ему не убирать за собой или пропускать уроки, а о том, что он имеет право выбирать учебное заведение, увлечения (даже самые нетрадиционные), а также выбирать одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
Переходный возраст
Самым непростым периодом в процессе обучения является подростковый возраст – с 10-11 до 15 лет. В это время возникают сложности в работе с детьми, связанные с их развитием. В это время ребенок переживает перестройку своей психики и старых отношений с окружающими, становясь более взрослым и погружаясь в новую реальность. В этот период подросток формирует в себе черты, такие как настойчивость, упорство в достижении целей, способность преодолевать трудности. Подросток способен к волевым поступкам, в отличие от учеников младших классов. Поэтому родителям и педагогам приходится сталкиваться с проблемами, связанными с этим возрастным периодом.
Даем советы родителям подростков:
- Установите границу между «родитель» и «друг».
- Принимайте активное участие в жизни своего ребенка, даже если вам трудно найти на это время.
- Развивайте у подростков чувство ответственности и объясните, что для достижения целей нужно приложить усилия.
- Научитесь выслушивать своего ребенка.
- Объясните свои требования аргументированно.
- Будьте готовы поддержать подростка.
- Проявляйте интерес к жизни и увлечениям своих детей.
- Продолжайте разговор, даже если вам кажется, что он вас не слушает.
- Установите гибкие правила с возможностью исключений.
- Находите общие интересы со своими детьми.
Сложности, с которыми сталкиваются ученики старших классов.
Советы психолога для старшеклассников направлены на учет особенностей этого возраста. В этот период жизни для учеников старших классов важными проблемами являются сдача экзаменов и завершение школы. Поэтому особое внимание уделяется именно этим вопросам.
Практические рекомендации:
1. Обсудите с вашим ребенком его планы после окончания школы. Выслушайте его мнение и предложите (не навязывая) свое видение его дальнейшей учебы или карьеры. Если ребенок не планирует учиться дальше, обсудите варианты развития. Объясните ему, что в современном мире сложно найти хорошую работу без образования.
2. Уделите особое внимание подготовке к экзаменам. Если ученику сложно усвоить какой-то предмет, подумайте о занятиях с репетитором.
3. Если ребенок нервничает перед экзаменами, не прибегайте к успокоительным. Лучше поддержите беседой и поможете ему поверить в себя. Объясните, что результат экзамена зависит от его уверенности. Подчеркните, что вы примете любой исход. Это поможет успокоить его.
4. Не перегружайте ребенка лишними советами, у него и так голова полна информации. Излишние назидания могут вызвать стресс и забвение.
5. Лучший способ снять стресс — посмеяться. Расскажите ребенку забавные истории из своего опыта сдачи экзаменов. Это поможет отвлечь его от тревожных мыслей.
6. Поделитесь с ребенком правилами сдачи экзаменов. Например, планируйте время так, чтобы оставалось время на проверку и оформление работы.
7. Если у вас есть амулет, который считается оберегом от неудач, дайте его ребенку и скажите, что он приносит удачу на экзамене.
8. Убедите ребенка, что его знания — его сила. Внушите ему уверенность, что все будет хорошо. Чем больше человек знает, тем спокойнее он себя чувствует на экзамене.
Подростковый возраст принято называть наиболее трудным.
В период с 12 по 15 лет дети приносят немало забот взрослым. Совсем недавно послушные малыши выходят за рамки контроля, становятся более вспыльчивыми, стремятся к независимости и проводят все больше времени в компании друзей, а не в семье. Именно в этом возрасте приходит первая любовь. Родителям часто бывает трудно поддержать своих детей в этот непростой период и принять правильные решения. Ответы на эти вопросы ищут в рамках конференции «Подростки — будущее России».
Это мероприятие в Стрежевом впервые собрало родителей почти пятидесяти учеников из разных школ города, чтобы углубить понимание жизни своих детей, выявить трудности, с которыми они сталкиваются. Важно понимать, что именно в период подросткового возраста возникают много вызовов. Как правило, их решение зависит от мудрых советов взрослых.
Ольга Шнурко, возглавляющая психолого-педагогическую и медико-социальную службу управления образования, подчеркнула: «Дети и подростки — будущее России, которые живут в непростое время и сталкиваются с сложными задачами, нуждаются в поддержке. Поэтому родительская конференция, на которую приглашены различные специалисты, поможет решить возникшие проблемы».
Елена Рудницкая, главный специалист отдела социальной политики, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и их прав при администрации Стрежевого, поделилась: «Это вопрос всегда насущный. Особенно в наше время, ведь изменения, которые происходят в обществе, всегда оказывают влияние на детей. Проблемы были и есть, но сегодня они новые, поэтому и подход к ним должен быть новаторским».
Организаторы конференции пригласили на встречу с родителями подростков нарколога, психолога, представителя правоохранительных органов и других специалистов, занимающихся профилактикой и взаимодействующих с детьми ежедневно. Гости поделились с взрослыми информацией о проблемах, с которыми сталкиваются подростки наиболее часто, причинах их возникновения, а также дали рекомендации по тому, как избежать возможных ошибок в воспитании детей. Родители внимательно выслушали специалистов и записали советы на память.
Мужчина считает, что конференция была очень полезной и нужно проводить их чаще. Он признает, что узнал много интересного и особенно о своих детях. Он убедился, что знания неисчерпаемы, и подобные мероприятия необходимы.
Женщина выразила благодарность участникам за проведение конференции. Ведь у всех родителей возникают вопросы, на которые им иногда сложно ответить. Именно поэтому такие мероприятия так важны.
Следующая конференция запланирована в декабре в Стрежевом. Эксперты из сферы психологии и педагогики собираются организовать встречу для родителей детей дошкольного возраста на тему «Семья третьего тысячелетия».
Психологи из столицы объясняют, какие признаки поведения подростка могут насторожить родителей
В период подросткового возраста многие дети сталкиваются с существенным стрессом. Они переживают быстрый рост организма, изменения в гормональном фоне, перестройку своего тела. К этому добавляются учебная нагрузка, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. В результате все это может сделать подростка особенно уязвимым. Как заметить, когда ему нужна специальная поддержка, рассказали специалисты из Московской службы психологической помощи Ирина Шорстова и Кризисного центра помощи женщинам и детям Любовь Выжанова.
Одним из потенциальных опасностей для подростка является депрессия. Это состояние характеризуется постоянным чувством грусти, снижением активности и утратой интереса к жизни.
«Причины возникновения депрессивных расстройств у подростков могут быть разнообразны. Важно обращать внимание на возможные проблемы в взаимодействии с одноклассниками — ссоры с друзьями, первые любовные переживания, учебные трудности. Депрессивное состояние может быть результатом конфликтов с родителями. Даже если первопричина скрывается вне семьи, строгие требования, высокие ожидания и постоянный стресс из-за неудач, излишняя опека или равнодушие, постоянные конфликты или домашнее насилие лишь ухудшают положение подростка», — обратила внимание психолог.
Если отношения между подростком и его родителями не являются доверительными, и родители не рассматриваются как союзники, готовые помочь и поддержать, это только усугубляет ситуацию.
Проблемой также может стать кризис самоидентификации, когда подросток не может найти адекватные ответы на глубокие вопросы о смысле жизни, цели его существования и своей собственной роли в этом мире. Особенно трудные ситуации возникают, когда у ребенка имеется травматический опыт, связанный с насилием или столкновением с катастрофой.
Признаки депрессии у подростка могут проявляться по-разному в зависимости от возраста. В период 12–14 лет у детей часто возникает уменьшение самооценки, усиление чувства одиночества, отчаяния, печали и тревоги. Они испытывают затруднения в выражении своих эмоций и переживаний, что остается проблемой независимо от их интеллектуальных способностей и словарного запаса. Это одна из основных проблем в эмоциональной жизни подростков.
У молодежи в возрасте от 15 до 18 лет депрессия часто сопровождается чувством напрасности своих усилий и потерей смысла жизни. Философские вопросы, на которые старается найти ответ каждый человек в процессе взросления, подросток в депрессии рассматривает как свою собственную трагедию. Для него они возникают в первый раз в его собственном жизненном опыте, и обсуждать их с кем-то другим возможно только в доверительных отношениях. В противном случае юноша становится все более изолированным и отчужденным, оставаясь с ощущением, что с увеличивающимися проблемами в жизни он всегда будет оставаться один на один.
В период подросткового возраста депрессия может проявляться скрыто, прикрываясь различными «масками», когда характерные признаки расстройства не сразу заметны. Например, подросток может начать притягиваться к «плохой» компании, прогуливать учебу, уходить из дома, проявлять интерес к алкоголю и кражам. Есть возможность, что он начнет самоповреждающее поведение — нарезать себя, наносить ожоги, участвовать в частых драках. Все эти действия происходят под влиянием низкого внутреннего состояния, так как подростки не получают настоящего удовольствия от своих поступков.
Если подростки начинают прогуливать школу, теряют интерес к общению, забрасывают хобби и пренебрегают личной гигиеной, это может быть еще одним проявлением «маски». Они меняют активность в интернете, предпочитая однотипные игры или просмотр роликов без смысловой нагрузки вместо социальных сетей. Часто взрослые могут неправильно расценивать такое поведение как лень, ругая детей и усугубляя их состояние, создавая тем самым «порочный круг».
Также подростки могут проявлять потребность в постоянных обследованиях у врачей из-за многочисленных жалоб на здоровье. Они могут пропускать школу, ссылаясь на слабость организма, и на самом деле испытывать физические недомогания, такие как головокружение, тошнота и повышение температуры.
Игорь Шмелев советует обратиться за психологической поддержкой в случае возникновения перечисленных проблем, а в более тяжелых ситуациях — обратиться к специалистам для получения необходимого медикаментозного лечения. Осознание проблемы и участие окружающих могут помочь предотвратить тяжелые последствия и ускорить процесс выздоровления и восстановления психического здоровья.
Эксперты из семейных центров советуют обращать внимание на различные изменения в поведении детей. Например, если ребенок начинает тратить больше денег, чем позволяет его карманные расходы, отказывается от еды или, наоборот, переедает, испытывает проблемы со сном, захламляет свою комнату, пренебрегает своим внешним видом, отказывается стричься, мыться, независимо от сезона носит одну и ту же объемную, закрытую одежду. Также стоит следить за поведением подростка, если он начинает утаивать от родителей какие-то секреты и отвечает агрессивно на их вопросы, постоянно блокируя разговоры на эту тему.
Если вы заметите, хотя бы, один из перечисленных выше признаков, важно обратиться к психологу. В данном возрасте дети, как правило, избегают разговоры с родителями. Профессионалы из семейных центров окажут помощь в анализе ситуации и поиске наилучшего решения, — сообщила представительница Кризисного центра помощи женщинам и детям Любовь Выжанова.
Полезная информация
В Московской службе психологической помощи есть возможность получить бесплатную консультацию не только жителям столицы, но и тем, кто проживает в Московской области, студентам, военнослужащим. Единый контактный телефон: +7 (499) 173-09-09.
Регулярно проводятся тематические бесплатные занятия. На данном проекте, с 13 сентября по 4 октября, в филиале Московской службы психологической помощи по адресу: Чонгарский бульвар, дом 15, будет доступен бесплатный тренинг для родителей подростков «Трудный, но самый любимый». За четыре встречи специалист расскажет о гармоничном общении с подростком и поможет стать уверенным и ответственным родителем.
В Москве действуют 26 городских организаций, поддерживающих семьи: 23 семейных центра, Кризисный центр помощи женщинам и детям, а также социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних под названиями «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров оказывают помощь в решении психологических проблем, улучшают взаимоотношения между детьми и родителями, предоставляют юридическую поддержку, работают с подростками, проводят тренинги и занятия для развития. В этих учреждениях работает служба медиации, сотрудники которой помогают разрешать конфликты в семье и между супругами.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Какой период в жизни ребенка является самым сложным? Мамы из Сибири делятся мнениями
На мой взгляд, оба мнения правильные.
Нет ничего легкого и простого, наши дети постоянно переживают возрастные кризисы, вызывая у нас напряжение и беспокойство.
Так вот, 11% опрошенных утверждают, что самое сложное в «выращивании» новых людей — это старт этого процесса, который длится целый год. Некоторые психологи считают, что весь первый год жизни ребенка является постоянным кризисом. Это вполне логично, ведь ни в один другой период жизни человек не развивается так быстро.
Когда женщина выписывается из роддома, она обычно находится в не лучшем состоянии, и на нее обрушивается множество новых забот — от бесконечных беспокойств о количестве молока и качестве кала до страданий домочадцев, чувствующих недостаток ее внимания. Вы знакомы с жалобами мужчин: «она вообще перестала обращать на меня внимание!!»?
Однако время идет своим ходом, малыш отдыхает в кресле или висит в слинге, его массирует специалист, спокойно спит в коляске на свежем воздухе после похода в бассейн. Так или иначе, ситуация улаживается. Но впереди нас ждут новые испытания — начинает ползать, а затем и ходить!
Родители уже привыкли к резкому сокращению времени на сон, к приспособлению жизни всей семьи к режиму малыша, но новые задачи — поддерживать чистоту пола, закрывать дверцы шкафов и обеспечивать общую безопасность в доме — снова делают все более сложным.
Именно поэтому 16% респондентов назвали возраст от года до двух с половиной лет самым трудным.
Однако это все мелочи, ведь впереди зреет всем известный трехлетний кризис!
Ребенок переходит от игры с предметами к ролевым сюжетам, а родителей ждут новые захватывающие приключения.
Однако только 5% родителей детей в возрасте от 2,5 до 5 лет считают этот период сложным, согласно результатам опроса.
Почему же так? Видимо, характерные для этого возраста ультимативные требования не пугают большинство родителей. Беспокоит лишь малая часть.
Даже падения с велосипеда, горки или с высоты не вызывают у сибирских родителей особого беспокойства, ведь малышам просто нужно время, чтобы научиться новым навыкам.
Возможно, дело в том, что люди уже знают о кризисе трех лет и готовы к нему. Благодаря этому знанию, они могут лучше понимать и договариваться с ребенком, что в свою очередь меняет взаимоотношения в семье.
В общем, как сибирская мама, я утверждаю, что все проблемы решаемы и не стоит паниковать заранее.
Между тем, наш вымышленный ребенок становится старше, и вот ему уже шесть лет. Неизбежно приближается время для похода в школу и умения читать со скоростью 60 слов в минуту с полным пониманием текста.
Однако нас не пугает. Только 5% опрошенных считают возраст от 6 до 9 лет самым сложным. Действительно, что может быть сложного в начале обучения в школе? (подсказка — всё сложно). Даже если не беспокоиться о форме, количестве учеников в классе, взносах в благотворительный фонд и общей любви школ к учебным проектам, все равно это время, когда необходимо подготовиться к урокам, соответствовать школьным требованиям, следить за поведением, регулировать режим сна и питание.
Не стоит забывать о музыкальной и художественной школе, секции ушу и кружке в планетарии! Все они открыты для маленьких учеников, именно в этом возрасте важно вдохновить ребенка посещать эти места, несмотря на занятость.
Однако некоторые мамы в Сибири не придают этому большого значения.
Но время идет, ребенок растет, и с каждым днем ситуация становится все более напряженной. Возраст от 10 до 12 лет считается наиболее сложным для 8 процентов опрошенных: кажется, родители начинают что-то понимать.
Многие дети начинают считать свое мнение единственно верным и слушаются одноклассников, а не своих родителей. Половина из них бросает занятия в музыкальной школе, чтобы пойти на курсы веб-дизайна. Ребенок учится говорить «нет», а мама начинает видеть в нем отдельную личность через отрицание, торг и депрессию, как говорят психологи — субъекта.
Это болезненно. И вот поэтому показатель роста.
Ребенку 13 лет, и наш график стремительно растет вверх.
«38% опрошенных считают возраст от 13 до 16 лет самым сложным».
Почему же так случается, ведь все было прекрасно? Это происходит потому, что наш субъект переживает новый кризис, который приходится на приблизительно 13-летний возраст. Его основная сфера деятельности снова меняется. Формулировки ученых различаются, выберите ту, которая вам больше нравится!
Основные сферы деятельности подростка:
- личностно-интимная (Леонтьев)
- общественно-полезная (Фельдштейн)
- значимая для общества (Беличева)
- проектная (Поливанова)
Это имена ученых, а не детей. Лично мне кажется, что Фельдштейн воспринимает желаемое как реальное, а Поливанова преувеличивает роль школы в формировании мировоззрения подростка.
Если ребенок в 14 лет сосредотачивается преимущественно на проектной деятельности — это значит, что вы попали в яблочко, 38% мам из Сибири вам завидуют.
Алексей Николаевич Леонтьев внимательно рассматривает окружающий мир — в этом возрасте большинству детей интересны границы, установленные для них, и возможность их расширения до горизонта. Это касается не только проектов и задач.
«Я считаю, что родители подростков должны помнить об одном: наша главная задача — не потерять контакт с ними до конца.»
Если по вашему дому бродит угрюмый человек с щетиной над губой, который не выполняет даже самые простые обязанности, если вы живете с девушкой, которая всегда носит капюшон и ходит в школу в кожаных шортах, не забывайте — все это временно! Это просто смена активности, я просто думаю так!
Истинное испытание заключается в том, чтобы продолжать проявлять любовь к своему ребенку, как если бы он все еще был маленьким мальчиком, который нуждается в вашем внимании, или как если бы он на самом деле увлекался чем-то более серьезным, чем рэп.
Может быть, это не принесет вам облегчения, но 16 лет и старше названы самыми сложными для воспитания всего 15% опрошенных. Значит, как бы ни было тяжело, это временно. Скоро все наладится.
Зато, если вы справитесь с этими трудностями на более чем 8 баллов из 10, вы получите друга в лице вашего собственного ребенка, а что может быть более ценным?