Рубрики
Про детей

Родителям рассказали, как отучить ребёнка от гаджетов без лишних скандалов

В настоящую эпоху цифровой трансформации даже самые маленькие дети уже в совершенстве владеют навыками пользования телефоном или планшетом, отрываясь от реальности на неопределенное время. Конечно, не стоит разрешать им утонуть в этом мире, но и вырвать гаджет из их рук бывает крайне сложно. Как вернуть ребенка обратно в реальный мир, поделилась психолог и няня из особых кругов Виктория Дмитриева.

Ученая объяснила, что ребенок уходит в виртуальный мир не на пустом месте, а чтоб скрыться от проблем и трудностей, с которыми сталкивается в домашней обстановке. Поэтому важно создать благоприятную и уютную атмосферу вокруг него. В доме не должно быть скандалов, криков, постоянной критики в его адрес и прочих негативных вещей.

Также необходимо проводить больше времени вместе. Даже если у вас много дел, можно найти момент для семейных активностей — собраться за обедом, сыграть в настольную игру или посмотреть фильм. Чем чаще родители будут уделять внимание своим детям, не погружаясь в работу или телефон, тем меньше вероятность, что ребенок будет поглощен планшетом.

Для того чтобы ребенок меньше интересовался гаджетами, нужно разнообразить его жизнь увлечениями, кружками и развлечениями. Однако, если уже случилось так, что малыш стал зависеть от телефона, существует несколько лайфхаков, как избавить его от гаджета, минимизируя стресс.

Каждому гаджету следует назначить определенное время использования — например, час после возвращения из школы, в выходные спустя обед и так далее. Это позволит ребёнку знать, что у него есть определенное время для развлечений с технологиями, и не приведет к панике и скандалам.

Внезапно отбирать гаджет у ребенка категорически не рекомендуется, это только вызовет негативные эмоции. Лучше предупредить, что осталось 15 минут, затем 10, и наконец 5. Таким образом, ребенок будет готов к тому моменту, когда придется отказаться от устройства. Детям трудно ориентироваться во времени, поэтому можно использовать песочные часы, чтобы они наглядно видели, сколько у них осталось времени.

Дополнительное время за послушность может быть одним из способов мотивировать ребенка сдавать гаджеты без напоминаний. Если он самостоятельно отдаст телефон, то в следующий раз сможет поиграть на 15 минут дольше. Это может поощрить его вести себя правильно и контролировать время использования устройства.

Однако как определить, играет ли ребенок на смартфоне и планшете нормально или уже зависим? Психолог Станислав Самбурский поделился признаками, которые могут указывать на проблему и зависимость от гаджетов.

Способы борьбы с зависимостью у детей

Современный человек не может обойтись без мобильного телефона, и это уже не вызывает удивления. Дети начинают знакомиться с этим устройством с самого раннего возраста. Многие родители не придают этому особого значения, но не каждый ребенок использует телефон только для общения. Для некоторых он становится настоящей зависимостью. Как можно противостоять этой проблеме? Что нужно сделать, чтобы предотвратить зависимость сына или дочери от гаджета?

Как происходит «зависание» ребенка на смартфоне

Многие взрослые слишком рано предлагают своим детям мобильные телефоны. Часто они себе покупают новые, современные аппараты, а старые отдают своим маленьким детям. Сначала ребенок видит гаджет как обычную игрушку, но потом родители или старший ребенок начинают показывать ему игры, которые есть даже на простых мобильных устройствах. По мере взросления малыш сам начинает качать игры из интернета и проводить время в социальных сетях.

Еще один распространенный случай — взрослые дают мобильный телефон ребенку, чтобы тот был занят и они могли заняться своими делами (в качестве альтернативы мультфильмам), либо быстрее накормить его, одеть, дать лекарство и прочее. Ребенок быстро привыкает к гаджету и вскоре предпочитает его другим видам развлечений.

У детей также возникают зависимости от телефона, когда у них возникают проблемы с настоящим общением. Если подросток не может найти друзей и не понимается с родителями, то он находит утешение в гаджете и его виртуальном мире. Взрослые, в свою очередь, часто не замечают эту проблему, так как видят рядом лишь «удобного» ребенка, который постоянно дома, не проводит время с друзьями и не задает вопросов родителям. В результате подросток все глубже погружается в мир воображаемой реальности, теряя коммуникативные навыки.

По мнению психологов, зависимость детей от телефона схожа с компьютерной, но может быть еще более усиленной из-за того, что мобильный телефон всегда под рукой и доступен для использования в любое время.

Опасность телефонной зависимости, ее последствия

Поглощение детьми миром смартфонов неизбежно влияет на их физическое и психическое благополучие. Это вызывает целый спектр проблем, в том числе:

  • Частые головные боли.
  • Искажение зрения, появление синдрома «сухого» глаза.
  • Усиление бессонницы из-за мерцания экрана устройства, что повышает возбудимость нервной системы и разрушает синтез мелатонина — гормона сна.
  • Формирование неправильной осанки и искривление позвоночника. Ведь затянутый в мир гаджетов ребенок часто сутулится и сидит в скомканной позе.
  • Пропуск приемов пищи. Зависимый от смартфона школьник игнорирует ощущение голода до тех пор, пока родители не заставят его поесть. Это может привести к ощущению слабости и потере веса.
  • Пострадают когнитивные способности. Ребенок не в состоянии быстро обрабатывать информацию и сосредоточиться на чем-то конкретном
  • Вредоносный контент, который остается без контроля со стороны родителей, способен причинить ущерб психике ребенка.

Что сделать взрослым

Основная задача родителей, у которых ребенок зависим от смартфона, — вовремя распознать проблему. Не стоит пытаться решить ее радикальным способом, отнимая гаджет у сына или дочери насильственным путем. Даже если это может сработать на маленьких детей, школьнику в конечном итоге это лишь вызовет негодование и будет ощущаться им как неправильное обращение среди сверстников. Действовать нужно обдуманно и тактично.

Просмотрите семейные взаимоотношения

Как уже упоминалось, в мобильную зависимость могут попадать дети, которым не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Ведь общение не должно ограничиваться контролем за учебой и совместным смотрением телевизора. Проанализируйте вашу связь с сыном или дочерью: насколько вы близки, разделяете ли вы свои мысли, чувства, обращаетесь ли друг к другу за советом.

Хорошо бы установить семейную традицию, например, каждый вечер садиться за стол без телефонов и проводить чаепитие. Пусть каждый член семьи расскажет о том, как прошел его день. Можно также организовать у себя дома «зону тишины» (на кухне или в гостиной), где запрещено пользоваться мобильными устройствами. Также можно время от времени проводить «дни без мобильников», когда все отключаются и проводят время вместе на природе, на катке или в кафе.

Поискайте замену гаджетам

Главное дело взрослых — наполнить жизнь малыша насыщенными реальными впечатлениями, чтобы вытеснить виртуальные. Если ребенок не посещает спортивные секции или кружки, необходимо найти подходящий вариант занятий. Маленькому ребенку важно читать больше книг, играть в настольные игры, создавать поделки.

Установите ограничения

Смартфон, конечно, не только вредит. Помимо того, что он служит средством связи, через него ребенок может пользоваться полезными приложениями, обучающими играми, искать информацию для учебы. Родителям стоит лишь установить ограничения на использование гаджетов по времени. Школьники могут пользоваться ими не более пары часов в день, в дошкольном возрасте — в полтора раза меньше. При этом учитывается время, проведенное за смартфоном, ноутбуком, планшетом.

Необходимо, чтобы малыш самостоятельно следил за установленным пределом, а не ожидал, пока это сделают мама или папа. Такой подход учит ответственности и самоконтролю. Также стоит устанавливать условия использования гаджета. Например, «пообщаться» в телефоне можно только после того, как сын или дочь закончат уроки, уберут свою комнату, займутся на домашнем турнике.

Демонстрируйте пример

Ключевым моментом в борьбе с детской зависимостью от телефона является личный пример взрослых. Ведь если у мамы в свободное время рука неосознанно тянется к телефону, то нелепо ругать ребенка за аналогичное поведение. Совсем иное дело, когда он видит взрослого с книгой в руках или увлеченного любимым занятием (рисованием, рукоделием и прочее).

Итог

Конечно, мобильный телефон является важным атрибутом для ребенка, особенно для школьников. Однако взрослым нужно осуществлять ненавязчивый контроль, чтобы не допустить замещения виртуального мира реальным. Чтобы избавить своего ребенка от устоявшейся зависимости, взрослым необходимо приложить усилия, даже если это потребует изменения собственных привычек и образа жизни.

Проблема зависимости детей от телефона

Сегодня дети с самого маленького возраста увлечены гаджетами. Часто можно наблюдать, как родители предоставляют своим детям телефоны, включают на них мультфильмы или простые игры, что сильно отвлекает внимание детей.

Жизнь детей в нашем современном высокотехнологичном мире, с одной стороны, учит их владеть новыми технологиями, быть гибкими и открытыми к различным источникам информации. С другой стороны, возникает проблема зависимости.

В данной статье мы расскажем о способах распознавания зависимости детей от мобильных телефонов, опасностях, с которыми это связано, и дадим рекомендации, что делать в случае обнаружения тревожных симптомов.

Каковы опасности зависимости детей от телефонов

Многие родители игнорируют длительное увлечение ребенка мобильным телефоном, возможно, потому что сами часто заняты этим же занятием.

Однако исследования свидетельствуют о наличии целого ряда проблем, с которыми сталкиваются дети, зависимые от смартфонов:

Важно осознать, что патологическое увлечение мобильным телефоном — это зависимость. Эта проблема серьезно влияет на здоровье и требует комплексного лечения.

Основные признаки зависимости от телефона у ребенка

Есть явные и опосредованные признаки того, что у ребенка проявляется крайняя зависимость от смартфона – как физическая, так и эмоционально-психологическая. К явным признакам относится ситуация, когда дети постоянно просматривают что-то, листают ленту новостей в социальных сетях. Они не могут контролировать время использования гаджета, а на попытки отобрать его реагируют агрессивно.

Среди опосредованных признаков опасности, которые сопровождают детскую телефонную зависимость есть следующие:

  • Выраженное снижение способности концентрироваться на конкретном действии или предмете.
  • Ухудшение когнитивных способностей, ощутимое ухудшение памяти.
  • Затруднения в принятии решений независимо от сложности.
  • Нарушения сна.
  • Понижение остроты зрения.
  • Боли в области шеи.
  • Сильные головные боли.
  • Проблемы в общении, недостаточное количество друзей у малыша.

Все указанные признаки также могут означать иные затруднения, однако если ребенок сидит в телефоне чрезмерно, то это возможно свидетельствует о зависимости.

Пути преодоления детской зависимости от телефона

На просторах интернета часто можно увидеть жалобы родителей – ребенок не отходит от гаджета, как поступить? Существует несколько эффективных советов, которые помогли многим семьям побороть зависимость. Среди них:

Покажите собственный пример

Если вы сами постоянно увлечены телефоном, то странно требовать у ребенка меньше времени, проведенного в нем. Важно показать ему, что там нет ничего особенного, и вместе заниматься другими делами, чтобы продемонстрировать, насколько это удобно и интересно.

Разнообразие детского досуга

Многие люди сидят в телефонах из-за отсутствия других занятий. Чтобы решить эту проблему, необходимо постоянно придумывать для ребенка интересные и полезные активности.

Однако не стоит перегибать палку, перегружая малыша занятиями. В этом случае смартфон может подсказать, чем можно заняться, чтобы было весело и увлекательно.

Если он постоянно в играх, поищите кружок по программированию или робототехнике. А если любит мультфильмы, дайте ему возможность посещать курсы рисования или анимации. Вариантов много: музыка, единоборства, картинг, спортивное ориентирование. Главное – делайте все без принуждения, угроз и давления.

Сделайте гаджет полезнее

Любой гаджет можно использовать для добра и зла. Важно помнить, что существует много приложений, которые способствуют изучению языков, программирования и развитию навыков при помощи игр. Поэтому стоит найти такие приложения и показать их детям.

Ограничьте время использования телефона

Не забывайте, что на любое устройство можно установить современные приложения для родительского контроля. Они помогают следить как за длительностью использования, так и за совершаемыми действиями. Это позволяет установить ограничения, например, на покупки внутри мобильных игр.

Памятка о значимости правильного использования мобильного телефона

Мы рассмотрели признаки зависимости от мобильного телефона у детей и способы борьбы с ней. Следующие шаги зависят от вас. Главное — не становиться врагом и строгим контролером для своего ребенка. Контролируйте использование гаджетов мягко, без агрессии.

Также, не стоит допускать распространенные ошибки сразу с детства, давая детям телефон для отвлечения. Если с самого детства рассказывать о правилах и ограничениях, можно значительно уменьшить вероятность развития зависимости в будущем.

Как вытащить ребенка из телефона?

Многие дети в наше время целиком и полностью увлечены гаджетами. Как только в семье появляется смартфон (или планшет, ноутбук), можно быть уверенным в том, что ребенок будет делать несколько вещей одновременно: есть, играя в игру и собирая кристаллы; отправлять вам сообщения в социальных сетях, находясь в соседней комнате; засыпать, укутавшись с телефоном в руке и так далее.

Но стоит ли что-то предпринимать? Если просто отнять телефон у ребенка, то не обойтись без скандала. В предыдущем материале мы уже обсуждали, как превратить использование гаджетов в полезное времяпровождение. На этот раз мы хотим понять, что такое «телефонная зависимость» и как с ней бороться. Наша редакция проанализировала эту проблему и собрала мнения психологов и родителей на эту тему.

Какие у вас есть советы?

В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование среди школьников на тему воздействия сети на подростков и получил тревожные данные. Оказалось, что 26% наших подростков в возрасте от 11 до 16 лет отмечают признаки интернет-зависимости, что на 10% выше, чем в Европе.

Это связано с тем, что детям в России начинают давать гаджеты на порядок раньше. Психологи отмечают, что детям до 2 лет вообще не стоит показывать телефоны, а после – строго контролировать время использования. Но не всегда удается соблюдать эти правила, особенно, когда нужно срочно приготовить обед, а малыш требует внимания.

Однако забирать у ребенка смартфон не следует, это только усугубит ситуацию. Во-первых, вы рискуете стать для него врагом номер один и потерять связь со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты являют собой неотъемлемую часть современной жизни, и об этом нельзя забывать. Отнимая у ребенка телефон, вы лишаете его возможности общения со сверстниками.

Чтобы ребенок не проводил в телефоне целые сутки, психологи делятся несколькими советами:

— Ограничьте время использования телефона. Специалисты рекомендуют не давать детям от 2 до 5 лет смотреть телефон больше часа, а школьникам — до 2 часов. При этом важно, чтобы после использования смартфона ребенок не переключился на компьютер.

— Согласитесь на организацию «зон свободы». К примеру, все могут использовать телефон в своей комнате, но на кухне никто из семьи не должен быть с гаджетами. Главное — следуйте этому правилу сами.

— Давайте всему пример своим поведением. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь рядом с ним играть в «Счастливую ферму». Вы являетесь главным образцом для детей.

— Не становитесь слишком строгими по поводу телефонов. Существует множество полезных приложений, которые ребенок может использовать для самообразования и обучения.

— И еще раз: не отнимайте у ребенка телефон. Это лишь вызовет агрессию. Отобрать можно лишь на короткое время, ясно объяснив вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/закончишь уроки/выгуляем собаку и так далее».

Советы психологов всегда полезны, но не всегда просты в реализации. Вследствие этого многие родители вынуждены изобретать свои методы, чтобы отвлечь ребенка от телефона хотя бы ненадолго. Однако есть и те, кто считает это ненужным и поэтому не занимается этим.

Давайте рассмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Взглянем на мнения родителей детей различных возрастов, высказанные на тематических форумах и в группах в соцсетях:

Дети в возрасте от 0 до 7 лет

У меня трое детей. Чтобы выйти из положения, если у нас есть только один телефон или планшет, мы строго ограничиваем время игры по очереди. Когда каждый имеет свое устройство, мы ограничиваем время игры, обычно не более 40 минут в день. Мы научили детей, что когда мы просим отдать устройство, они должны это сделать сразу, в противном случае они не получат его позже (никаких обменов и уговоров). Младшая трехлетка иногда бывает непослушной и начинает скандалить, но остальные уже привыкли к нашим правилам».

Я лично предпочитаю неэлектронные игры для развития детей и стараюсь ограничивать время, проведенное детьми за компьютером или телефоном. С младшей девочкой пока все идет гладко, но у старших уже есть свои собственные телефоны, и контроль за их игровым временем становится все сложнее. Я говорю с ними, объясняю вред компьютерной зависимости, показываю примеры поведения зависимых детей в интернете и по телевизору, но иногда приходится просто забирать устройства вечером, чтобы они легли спать вовремя».

А зачем вообще детям от 5 до 6 лет нужен смартфон? Я видела много малышей с телефонами. Но зачем им это? Ребенок все время рядом с взрослыми, никуда один не уходит, нигде не бывает. Зачем ему этот гаджет? А вот школьник — другое дело. Он после уроков встречает родителей, сообщает им, что уроки закончились раньше или позже, да и вообще, у всех уже есть телефоны, сейчас, наверное, идти в первый класс без телефона уже неприлично. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, который подарила свекровь на День Рождения. Он по сути даже не играет на нем и не таскает его с собой. Общается только с бабушками и дедушками через него. Несколько раз он выручал нас с мужем, когда мы забывали свои телефоны где-то и нужно было позвонить. Он у нас как домашний аппарат».

Дети от 7 до 12 лет

«Не стоит ограничивать доступ к запретному, ведь именно это может стать привлекательным для ребенка. Когда вырастет, он сам станет взрослым, и вы не сможете постоянно его контролировать. Я считаю, что разрешено играть, но всё должно быть в меру, кроме того нужно развивать интерес к другим занятиям».

«В каждом форуме сталкиваюсь с тем, как отучить ребенка от телефона. Однако возникает вопрос, зачем же вы купили его? Ребенку нужен телефон для безопасности, чтобы он мог звонить. Ведь так необходимо всегда и везде, а не как современные телефоны, которые теряют сигнал в подъезде».

«У меня дома лежит iPhone, но я отдаю его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учебный год, я меняю его на Nokia за 1 тыс. рублей))) И никто не возмущается, кстати))».

«Я, как мать, придерживаюсь строгой политики в отношении гаджетов. Вечером в 10 часов айфон и айпад остаются на столе, а моя дочь идет спать. Если она получит плохую оценку, то лишится электронных устройств на целую неделю, включая время проведенное на улице с подругами. Этот метод я использую уже второй год и могу с уверенностью сказать, что он действенно работает».

Подходит для детей от 12 лет и старше

«Полное изъятие смартфона не является оптимальным решением, как многие советуют. В 15 лет телефон для подростка – это не только средство связи, но и способ самовыражения и оценки окружающих. Необходимо ограничивать время в интернете, но делать это нужно разумно, через обсуждение и установление временных рамок с дочерью».

Я бы с радостью забрала телефон, пока ребенок спит или не видит, вместо того чтобы драться. Но безусловно, не стала бы давать телефон в школу, если бы слова не понимались. У своей 16-летней дочери я отключаю интернет, когда она злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:)) Она может сердиться, но уроки уже выучены:)

Время все лечит. В 14 лет я тоже не могла отпустить телефон, все были в Аське, а дома я не могла оторваться от компьютера — там были все эти дневники… Мама просто паниковала из-за этого, но мы не очень хорошо ладили с ней, видимо, она это понимала. У меня не было большой компании друзей в школе. Затем поступила в университет, и реальная жизнь стала на первый план…

Год назад мой ребенок все время проводил с телефоном. Когда я пыталась его отобрать, его реакция была подобна той, что происходит у алкоголика, когда у него отбирают бутылку — он просто бесился. Сейчас ситуация улучшилась, он меньше отправляет сообщений, но ему уже 15 лет. В возрасте 12-13 лет он постоянно играл в онлайн игры, а потом просто бросил это дело. Поэтому я отношусь к его телефону спокойно — это пройдет».

Зависимость ребенка от гаджетов

Сегодня я хочу поделиться своим мнением о том, как защитить ребенка от зависимости от гаджетов и что делать, если вы уже приучили своего ребенка к ним. Важно отметить, что профилактика зависимости от электронных устройств возможна при активном участии родителей, но лечение уже сложная задача, которая требует мотивации и настойчивости!

Исследуя материалы, которые опубликованы психологами в Сети на тему зависимости детей от гаджетов, часто натыкаешься на весьма противоречивую информацию. Много рекомендаций, которые на практике чаще всего не приносят ожидаемого результата. Важно отметить, что зависимость ребенка от гаджетов должна рассматриваться как реальная ЗАВИСИМОСТЬ!

Другими словами, это состояние является проявлением определенного психологического расстройства у ребенка, которое нередко требует специфического психотерапевтического вмешательства. В таких случаях простые советы обычно бесполезны.

Нейрофизиологи проводят научные исследования, сопоставляя привлекательность компьютерных игр и серфинга в интернете с зависимостью от наркотиков. Когда ребенок видит на экране гаджета свою любимую игру, его мозг реагирует так же, как мозг наркомана при предвкушении употребления наркотика, вырабатывая гормон удовольствия дофамин!

Постоянная игра в компьютерные игры приводит к привыканию мозга ребенка к постоянному выбросу нейромедиаторов, отвечающих за удовольствие. Это способствует формированию зависимости не только на психологическом, но и на биологическом уровне. Теперь представь, как некоторые психологи рекомендуют попробовать отнять у ребенка его игрушку! Это бесполезно! Отнять игру у ребенка не принесет ничего, кроме психологического вреда как для ребенка, так и для родителей!

Довольно запутанная задача состоит в предоставлении советов в такой ситуации. Фактически, здесь требуется целенаправленная, психотерапевтическая работа с всем семейством. Тем не менее, постараюсь описать основные направления усилий, которые могут предпринять родители, чтобы решить эту проблему. Во-первых, начните с себя! Откажитесь от своей зависимости от гаджетов!

Я уверен, что в таком случае у вас появится больше времени для своих детей. Некоторые могут возразить: «Но как быть? Мы получаем много информации, необходимой для работы!». В таких случаях, особенно в нынешних сложных условиях коронавирусной пандемии, когда многие продолжают работать удаленно, прекратите ходить по дому с смартфоном! Установите необходимые программы, мессенджеры и все, что нужно на компьютер. Дайте ребенку понять, что вы не просто развлекаетесь, а реально находитесь на работе.

Давайте поговорим о нейробиологии еще немного. Вспомним об окситоцине, он называется гормоном дружбы. Сразу после родов он играет важную роль в формировании связи между матерью и ребенком. Если мама много времени проводит с малышом, ласкает его, обнимает, то у ребенка вырабатывается больше окситоцина. И у самой мамы тоже! Это способствует развитию прочной привязанности между ними. (Об этом упоминалось в статье о воспитании детей. Различные типы привязанности). Другими словами, удовлетворение базовых эмоциональных потребностей малыша, таких как любовь, ласка, забота, во многом определяет его будущее.

До трех-четырех лет настойчиво оградите малыша от смартфонов, телевизора и прочих средств получения интерактивной информации. Поддержите правильное развитие нейронных связей. Повторяю. Если зависимость уже сложилась, постепенно отвлекайте ребенка от гаджетов, избегая резких перемены. Отводите больше внимания. Наполняйте его досуг играми, общими увлечениями, занятиями спортом, кружками и прочими активностями.

В советские времена мультфильмы для детей длились обычно от 10 до 15 минут. Упор на интеллектуальное и информационное развитие делался через книги, диафильмы, слуховое восприятие, настольные развивающие игры и тому подобное. Вспомните яркие книжки, при открытии которых перед глазами ребенка возникал объемный замок или любимый сказочный герой?

С подростками сложнее. У них свое восприятие окружающего мира, свои ценности. Не стоит пытаться убедить их в том, что компьютер вреден, смартфон портит зрение и так далее. Они просто не воспримут такие утверждения. Важно создавать новые динамичные образцы поведения, объяснять сложные понятия простыми словами и метафорами, чтобы подростки могли осознать и принять. При этом нужно быть готовым к тому, что потребуется много терпения.

Следует научить вашего ребенка правильно, по сути, выражать свои чувства в экологически чистом состоянии. Эмоции — это ключевой аспект нашей жизни, это особый вид восприятия окружающего мира. Способность к восприятию необходима нам так же, как способность видеть, слышать…. Без чувств человек чувствует себя оторванным от действительности. Такое существование лишается глубинны, перестает быть насыщенным. Наблюдая за взрослыми и детьми, редко можно встретить людей, способных выразить свои эмоции гармонично. Родители не обучают своих детей этому навыку. Неспособность адекватно реагировать на внешний мир эмоционально неизбежно толкает ребенка в мир виртуальный, где легко и просто решать все проблемы нажатием кнопки. Способы адекватного проявления эмоций и их переработки выходят за рамки данной статьи. Я планирую рассмотреть эту тему в последующих публикациях.

Итак, в итоге, о чем же мы говорим? Насущная проблема зависимости детей от электронных устройств и ее влияние на их будущее является очевидным. В идеале, лучше избежать возникновения этой проблемы, чем пытаться избавиться от нее. В случае если зависимость уже сформировалась, следует:

  1. Определить цели и готовность бороться с зависимостью ребенка от гаджетов до конца.
  2. Начать с себя. Перестать все время использовать смартфон, создать в доме зоны, свободные от гаджетов, применять методы положительного и отрицательного подкрепления.
  3. Обязательно найти альтернативу гаджетам. Книги, спорт, хобби, общие интересы и занятия — вариантов множество! Проявить смекалку!
  4. Проявить максимум терпения и внимания к ребенку. Перераспределить свое свободное время и провести его с ним вместе.
  5. Найдите несколько родителей, столкнувшихся с аналогичной ситуацией. По очереди проводите с детьми игры, викторины, походы и другие развивающие занятия. Показывайте им, как важно уметь общаться в группе, строить отношения. При необходимости обратитесь к психологу или психотерапевту, чтобы помочь вашей маленькой группе детей в решении их психологических проблем.
  6. Начните заниматься личной психотерапией. Проработайте свои неэффективные убеждения, неподходящие эмоциональные реакции и образцы поведения. Желаю обратить ваше внимание на один важный момент: когда вы приводите ребенка на психотерапию из-за его психологических проблем, часто предлагается работать не непосредственно с ним (это может быть затруднительно), а с его родителями и семьей. Новые образцы поведения, подходящие эмоциональные реакции, передаваемые ребенку положительные послания благоприятно сказываются на его психике. Приведите свою психику в порядок, и ваш ребенок изменится к лучшему!
  7. Не питайте иллюзий — за две-три недели отпуска решить проблему зависимости невозможно! Приготовьтесь к тщательному труду на 8-10 месяцев, как минимум.

Действительно, понять весь процесс психотерапии с зависимым ребенком — это сложно. Мы, как родители, несем ответственность за будущее наших детей. Определитесь, что для вас приоритетно: ваша карьера или счастье и здоровье вашего ребенка. В любом случае, сторонники самой передовой советской модели здравоохранения подчеркивали: «Проще предотвратить болезнь, чем лечить ее!». А я добавлю: «И экономичнее тоже!».

Игра — это хорошо, но не в ущерб всему: как сократить зависимость ребенка от гаджетов

Играть нельзя отвлекать: как уменьшить зависимость ребенка от гаджетов

Для преодоления зависимости от гаджетов необходимо использовать нежные методики и постепенный подход, вовлекая своего ребенка в реальную жизнь и увлекательные занятия.

Проведите беседу с вашим малышом

Частой причиной того, что дети проводят все время за телефоном или компьютером, может быть повышенное тревожное состояние. Погружаясь в гаджет, они пытаются бороться со стрессом, страхами и негативными мыслями, которые сопровождали их весь день.

Возможно, у них проблемы в школе, с друзьями или даже с вами, но они боятся об этом говорить. Для того чтобы как-то выразить свои эмоции и чувства, дети вовлекаются в игры, кричат и ругаются, либо наоборот, затушевывают все внутри себя, просматривая сериалы и ленты соцсетей.

Важно внимательно узнать у своего малыша, не беспокоит ли его что-то. И если он не готов говорить сейчас, напомните, что вы всегда на связи и готовы выслушать и поддержать.

Предложите альтернативное занятие

Многие дети, в особенности подростки, постоянно уткнуты в свои смартфоны, ведь им некуда деваться. Предложите вашему ребенку присоединиться к кружку, секции или занятиям, которые будут интересны именно ему.

Проводите время вместе

Если у вас есть возможность и желание не только отвлечь своего ребенка от гаджетов, но и тратить больше времени вместе, задумайтесь о совместных занятиях.

Вы можете, например, начать новую традицию — прогулки каждый вечер на 30-60 минут, посещение бассейна или тренажерного зала, пробежки не менее 2 км, сборка пазлов, игры в настольные игры или же рисование картин. В общем, займитесь чем-то, что бы приносило вам обоим, если не радость, то по крайней мере умиротворение.

Если вначале малыш не проявляет интереса, попробуйте начать сами. Постепенно, через день-два-три, он, вероятно, присоединится к вам.

Станьте примером для ребенка

Родители не могут запретить детям проводить все время в гаджетах, когда они сами также зависимы от электроники.

Начните сами себя: используйте телефон и компьютер только по необходимости, отключайте все гаджеты за 2 часа до сна, предпочитая чтение книгам вместо бесконечного скроллинга по соцсетям. Помните, что дети часто копируют поведение взрослых, повторяя их привычки и поступки.

Предложите провести марафон

Поставьте перед ребенком задачу — провести не более чем 2-3 часа в сутки за телефоном* в течение месяца. Если он сможет соблюдать этот лимит каждый день, то в конце месяца будет ждать заслуженный подарок.

Чем длиннее продолжается игра, тем более существенным должен быть приз, который будет выигран. При этом родители обязательно должны сдержать свое слово, даря именно то, о чем просил их ребенок. Иначе можно поставить под угрозу доверие.

*Вы можете проверить это, зайдя в настройки вашего смартфона в раздел «Экранное время».

Обратиться за помощью к специалисту

  • Если ничто не помогает и ребенок начинает истерики, когда отбирают у него гаджеты или отключают интернет…
  • Ребенку ничего кроме смартфона неинтересно: у него нет целей, планов, желаний…
  • Отсутствие телефона вызывает у ребенка тревогу, панику, нервозность…
  • Проводит в телефоне или компьютере более 8 часов в сутки…

…тогда следует обратиться к детскому психологу. Специалист поможет выявить причину и поможет преодолеть зависимость от гаджетов.

Очень важно, чтобы родители полностью поддерживали и участвовали в данном процессе. Просто передать ребенка психологу и надеяться на чудо — это ошибка. Подобное поведение только ухудшит ситуацию, ребенок почувствует себя бесполезным и обузой.

Необходимо посещать терапию вместе с ребенком и постоянно напоминать, что он не одинок, его всегда выслушают, поддержат и примут.